Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председателя Комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Я.Ю. Бычковой, начальника отдела, П.М. Зинкеева, государственного инспектора (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО ЧОО "Илир" на действия заказчика - Департамента городского хозяйства администрации города Красноярска (далее - Заказчик), уполномоченного органа - Департамента муниципального заказа администрации г.Красноярска (далее - уполномоченный орган) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения конкурса в электронной форме "Оказание услуг по охране кладбищ города Красноярска" (далее - электронный аукцион) на электронной площадке ООО "РТС-тендер" (далее - оператор электронной площадки) установила следующее.
Существо жалобы: составление документации о проведении электронного аукциона с нарушением требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
В адреса подателя жалобы, уполномоченного органа, заказчика и оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Уполномоченному органу, заказчику было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы по существу.
В соответствии с письмами ФАС России N ИА/27903/20 от 03.04.2020, N ИА/27895/20 от 03.04.2020 рассмотрение жалобы было организовано Красноярским УФАС России в дистанционном режиме, без очного участия представителей заказчика, подателя жалобы посредством интернет-видеоконференции.
Рассмотрение жалобы проведено путем видеоконференцсвязи с участием представителей заказчика, уполномоченного органа, ООО ЧОО "Илир".
Из содержания жалобы следует, что "_в целях соблюдения требований ст. 8 закона о контрактной системе Заказчику следовала установить тогда требование о предоставлении участниками закупки с целью подтверждения опыта исполненные контракты по охране объектов на сумму не менее 10 000 000 рублей и сроком исполнения не более 7 (семи) месяцев_".
"_избранный Заказчиком порядок оценки заявок в части опыта оказания охранных услуг сопоставимого характера, имеет в качестве своей цели ограничить конкуренцию и обеспечить по максимальной цене конкретного поставщика в лице ООО ОА "Эльбрус"
Заказчику следовало установить иной порядок оценки опыта, а именно путем предоставления успешно исполненных контрактов на сумму не более 1 683 137,82 рублей (с учетом количества самостоятельных объектов охраны по контракту) и со сроком их исполнения не более 7 (семи) месяцев с учетом срока оказания охранных услуг по данной закупке...".
От уполномоченного органа, заказчика поступили письменные пояснения, согласно которым аукционная документация соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные Комиссии, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей у заказчика потребностью уполномоченным органом были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного конкурса.
В соответствии с частью 3 статьи 24 Закона о контрактной системе под конкурсом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта.
Согласно части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии со статьей 6 Закона о контрактной системе к числу основных принципов контрактной системы в сфере закупок относятся принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и эффективности осуществления закупок, которые должны соблюдаться наряду с принципом обеспечения конкуренции.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать, в том числе критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 3 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 (далее - Правила), "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В соответствии с пунктом 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Согласно пункту 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
В соответствии с пунктом 13 Правил не допускается использование заказчиком не предусмотренных Правилами критериев оценки (показателей) или их величин значимости, не допускается использование заказчиком критериев оценки или их величин значимости, не указанных в документации о закупке.
Пунктом 28 Правил установлено, что оценка заявок (предложений) по нестоимостному критерию оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" производится в случае установления в документации о закупке в соответствии с пунктом 10 Правил показателей, раскрывающих содержание соответствующего критерия оценки, с указанием (при необходимости) предельно необходимого заказчику минимального или максимального значения, предусмотренного абзацем вторым пункта 11 Правил.
Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
Заказчиком в Разделе 4 конкурсной документации установлен нестоимостной критерий оценки заявки участника - "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - "Квалификация участника закупки") - значимость критерия 40 %, коэффициент значимости критерия - 0,4. Данный критерий состоит из трех подкритериев:
2.1. "Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема".
Значимость показателя - 40 %.
Коэффициент значимости показателя - 0,4.
Предметом оценки по данному показателю является: количество договоров (контрактов).
Сведения о наличии у участника предмета оценки подтверждаются: копиями исполненных договоров (контрактов) на оказание услуг охраны за последние 5 лет, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, стоимостью каждого исполненного договора (контракта) не менее 10 000 000,00 рублей, с приложением документов, подтверждающих надлежащее исполнение договоров (контрактов), а именно копии актов сдачи-приемки оказанных услуг, подтверждающих исполнение данных договоров (контрактов), и копии уведомлений о начале и об окончании охранных услуг в территориальные органы Росгвардии.
2.2. "Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами".
Значимость показателя - 50 %.
Коэффициент значимости показателя - 0,5.
Предметом оценки по данному показателю является количество сотрудников охраны, состоящих в трудовых отношениях с участником закупки по состоянию на дату подачи заявки на участие в конкурсе.
Сведения о наличии у участника предмета оценки подтверждаются по каждому сотруднику охраны:
- копией Отчета по форме СЗВ-М (Постановление Правления ПФ РФ от 07.12.2016 N1077п), за последний отчетный период (последний отчетный месяц, предшествующий месяцу окончания срока подачи заявок на участие в настоящем открытом конкурсе в электронной форме) с отметкой ПФР о принятии;
- копиями документов подтверждающими, что охранники участника указанные в отчете СЗВ-М за последний отчетный период, занимающиеся частной охранной деятельностью застрахованы на случай гибели, получения увечья или иного повреждения здоровья в связи с оказанием ими охранных услуг в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а именно договор страхования, полис страхования и/или иные документы с поименным списком застрахованных;
- копиями личных карточек охранника предусмотренных Законом РФ "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" от 11.03.1992 N2487-1.
2.3. "Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг".
Значимость показателя - 10 %.
Коэффициент значимости показателя - 0,1.
Предметом оценки по данному показателю является: количество автомобилей мобильной группы, находящихся у участника закупки на праве собственности и (или) арендованной на срок исполнения контракта.
Сведения о наличии у участника предмета оценки подтверждаются: копией паспорта транспортного средства или договора аренды с приложением документа, подтверждающего факт передачи участнику закупки транспортного средства, или договора лизинга с приложением документа, подтверждающего факт передачи участнику закупки транспортного средства, на каждый автомобиль мобильной группы.
В конкурсной документации в Разделе 6 "инструкция по заполнению заявки" предусмотрено, что документы, подтверждающие квалификацию участника конкурса в электронной форме, должны быть представлены в полном объеме со всеми приложениями, дополнениями, изменениями, являющимися их неотъемлемой частью. Представленные документы должны быть в виде неповторяющихся, полночитаемых копий, на которых видны необходимые сведения, подписи и печати.
При этом отсутствие этих документов не является основанием для признания заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме не соответствующей требованиям документации о таком конкурсе.
Таким образом, документация о проведении открытого конкурса в электронной форме не содержит такого основания для отказа претендентам в допуске к участию в проводимом конкурсе, как отсутствие опыта оказания услуг по предмету закупки. Наличие опыта оказания услуг, связанного с объектом закупки предполагает, что участник закупки ранее успешно (без нарушений) исполнял контракты сопоставимого характера и объема.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 13 465 102,56 рублей. Установленное заказчиком пороговое значение для исполненных договоров (контрактов), подтверждающих опыт участника закупки, в размере не менее 10 000 000,00 рублей составляет порядка 75 % от начальной (максимальной) цены контракта. Таким образом, объем услуг по ранее исполненным обязательствам является сопоставимым с объемом услуг, являющимся предметом контракта в обжалуемой закупке.
Установленный заказчиком период 5 лет для исполненных договоров (контрактов) на оказание услуг охраны расширяет возможность предоставления участниками закупки информации об опыте оказанных ими аналогичных услуг. При этом заказчиком не установлено никаких ограничений в отношении ранее охраняемых участниками закупки объектов, это могут быть как кладбища, так и любые иные объекты.
В соответствии с пунктом 2 Правил уведомления частной охранной организацией территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации о начале и об окончании оказания охранных услуг, изменении состава учредителей (участников), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июня 2011 г. N 498 (далее - Правил уведомления), частная охранная организация обязана в письменной форме или в электронной форме посредством заполнения соответствующей интерактивной формы в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (www.gosuslugi.ru) уведомить уполномоченный орган, выдавший лицензию на осуществление частной охранной деятельности, а также уполномоченный орган по месту охраны имущества (расположения объекта охраны) в следующие сроки:
а) не менее чем за 12 часов до начала осуществления оказания услуг:
в виде вооруженной охраны объектов или имущества, за исключением охраны объектов путем принятия мер реагирования на сигнальную информацию технических средств охраны;
по обеспечению внутриобъектового и пропускного режимов на объектах;
по обеспечению порядка в местах проведения массовых мероприятий;
по охране объектов, а также при обеспечении внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности;
связанных с охраной имущества или предметов, ограниченных в обороте;
б) в течение 5 дней с начала оказания охранных услуг:
по охране объектов и (или) имущества, за исключением объектов, и (или) имущества, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности;
по защите жизни и здоровья граждан;
по охране объектов и (или) имущества путем принятия соответствующих мер реагирования на сигнальную информацию технических средств охраны.
Пунктом 4 Правил уведомления, установлено, что частная охранная организация обязана в 5-дневный срок с момента окончания оказания охранных услуг (в том числе при окончании оказания охранных услуг, связанных с охраной имущества при его транспортировке) уведомить об этом в письменной форме или в электронной форме посредством заполнения соответствующей интерактивной формы в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (www.gosuslugi.ru) уполномоченный орган, выдавший лицензию на осуществление частной охранной деятельности, и уполномоченный орган по месту охраны имущества (расположения объекта охраны).
Таким образом, требование заказчика о предоставлении копии уведомлений о начале и об окончании охранных услуг в территориальные органы Росгвардии в качестве приложений к копиям исполненных договоров (контрактов) не является противоречащим законодательству, но при этом служит дополнительным подтверждением того, что ранее такой участник закупки оказывал охранные услуги надлежащим образом с соблюдением всех установленных законодательством РФ требований к оказанию услуг такого рода. Кроме того, в случае, если сведения о представленном договоре (контракте) не размещены в Единой информационной системе в сфере закупок, наличие указанных уведомлений позволяет подтвердить действительность факта заключения таких договоров (контрактов).
Установление заказчиком в конкурсной документации такого показателя оценки как наличие у участника определенного опыта в оказании услуг, являющихся объектом закупки, не направлено на ограничение количества участников закупки, а является способом реализации своих потребностей в выборе наиболее квалифицированного исполнителя.
Подкритерий "Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема" среди остальных нестоимостных подкритериев имеет значимость показателя 0,4. Кроме того, в целом значимость неценового критерия "Квалификация участников закупки" составляет 0,4.
При этом даже полное отсутствие опыта оказания охранных услуг не является основанием для отстранения участника закупки от участия в определении исполнителя. Предоставление участниками закупки копий ранее исполненных контрактов (договоров) не является обязательным и единственным условием для участия в открытом конкурсе в электронной форме, а служит лишь для определения количества баллов по одному из показателей одного из критериев оценки участника закупки.
В рассматриваемом случае закупка проводится способом открытого конкурса в электронной форме, при котором победителем объявляется участник, предложивший лучшие условия исполнения контракта, что определяется конкурсной комиссией на стадии оценки заявок. Таким образом, даже не располагая на момент подачи заявки большим количеством ранее исполненных договоров (контрактов) участник закупки имеет возможность стать победителем открытого конкурса в электронной форме, добросовестно исполнить свои обязательства по контракту и в дальнейшем подтверждать полученным опытом свою квалификацию.
Состязательность в открытом конкурсе в электронной форме не может расцениваться как ограничение доступа к хозяйственной деятельности, поскольку в качестве победителя определяется наиболее конкурентоспособный из участников.
Также Комиссией установлено пять поданных заявок на участие в электронном конкурсе.
Таким образом, нарушений требований Закона о контрактной системе в действиях Заказчика, Уполномоченного органа не установлено.
В связи с указанными обстоятельствами, Комиссия делает вывод об отсутствии в документации об электронном аукционе нарушений требований Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу о том, что в действиях заказчика, уполномоченного органа отсутствует нарушение требований Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения существа жалобы и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Красноярского УФАС России приняла решение признать жалобу ООО ЧОО "Илир" необоснованной.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Я.Ю. Бычкова |
|
П.М. Зинкеев
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 28 апреля 2021 г. N 024/06/105-1051/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.05.2021