Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председателя Комиссии - О.П. Харченко, врио руководителя управления, членов Комиссии - А.А. Овчар, начальника отдела, Р.И. Исакова, государственного инспектора (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью "ЛИДЕР2017" (далее - ООО "ЛИДЕР2017", податель жалобы) на действия заказчика - Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Идринская районная больница" (далее - заказчик), при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Поставка средств дезинфицирующих, жидкого мыла", извещение N 0319300434721000075 (далее - электронный аукцион), размещенного на электронной площадке ООО "РТС-тендер" (далее - оператор электронной площадки), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ООО "ЛИДЕР2017" на действия заказчика при проведении электронного аукциона (далее - жалоба).
Существо жалобы: составление документации о проведении электронного аукциона с нарушением требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
В адреса подателя жалобы, заказчика, оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Заказчику было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы по существу.
В соответствии с письмами ФАС России N ИА/27903/20 от 03.04.2020, N ИА/27895/20 от 03.04.2020 рассмотрение жалобы было организовано Красноярским УФАС России в дистанционном режиме, без очного участия представителей сторон, посредством интернет-видеоконференции.
В указанные в уведомлении о принятии жалобы N 024/06/105-1048/2021 к рассмотрению дату и время подключился представитель заказчика (по доверенности) и представитель подателя жалобы (по доверенности).
Из содержания жалобы следует, что, по мнению подателя жалобы, при формировании аукционной документации заказчиком были допущены нарушения требований Закона о контрактной системе в части описания объекта закупки по позиции N 1 приложения N 1 к информационной карте (далее - описание объекта закупки), в отношении которого заказчиком установлены показатели дезинфицирующего средства таким образом, что они влекут ограничение количества участников закупки. Податель жалобы отмечает, что характеристикам дезинфицирующего средства по позиции N 1 описания объекта закупки соответствуют средства "МультиДез", "МультиДез-Тефлекс" (производство ЗАО "Софт-Протектор", Россия), что препятствует участникам закупки предложить эквивалентные дезинфицирующие средства.
На вышеуказанные доводы подателя жалобы заказчиком были представлены письменные пояснения, согласно которым следовало, что установленные в позиции N 1 описания объекта закупки характеристики подходят как минимум два дезинфицирующих средства: Тефлекс (ЗАО "Софт Протектор" Россия) и ГлобалДез-Уно (ООО "Трейд Тех" Республика Беларусь).
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные Комиссии, заслушав пояснения лиц, допущенных к участию в заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью заказчика им были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на поставку дезинфицирующих средств.
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Статья 33 Закона о контрактной системе предписывает заказчику при описании в документации о закупке объекта закупки руководствоваться правилами, изложенными в указанной статье.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара (часть 3 статьи 33 Закона о контрактной системе).
Заказчиком в позиции N 1 описания объекта закупки были определены следующие характеристики объекта закупки:
Средство дезинфицирующее |
20.20.14.000-00000005 |
Дезинфицирующее средство в виде концентрата. В качестве активных действующих веществ должно содержать полигексаметиленгуанидина гидрохлорид (не менее 9%, но не более 11%). рН 1% водного раствора не менее 7,0, но не более 11,0. Должно обладать антимикробной, вирулицидной и фунгицидной активностью. Не должно содержать в составе соединений кислорода, аминов, четвертичных аммонийных соединений, альдегидов, кислот, ферментов, производных фенола, бигуанидинов. Выход рабочего раствора из 1л концентрата должен составлять: для дезинфекции поверхностей в отношении бактерий - не менее 200л при времени экспозиции не более 60 мин; для ПСО изделий мед. назначения - не менее 200 л при времени экспозиции не более 30 мин; для дезинфекции поверхности пищевых яиц - не менее 100л при времени экспозиции не более 20 мин. Срок годности рабочих растворов должен составлять не менее 30 суток. Упаковка не менее 1 л. Наличие торгового наименования в соответствии с выданным свидетельством о государственной регистрации дезинфицирующего средства. |
литр |
130 |
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе прямо предусмотрен запрет на отражение в описании объекта закупки требований к товару, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, при условии того, что участники закупки вправе предложить к поставке товары, эквивалентные заявленным в описании объекта закупки характеристикам, и при этом предлагаемые ими товары по существу будут являться равноценными.
Кроме того, системное толкование норм Закона о контрактной системе позволяет сделать вывод о том, что заказчик вправе определять такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют его потребностям с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств, но не способствуют ограничению количества участников закупки.
Комиссия, проанализировав документы, инструкции к дезинфицирующим средствам "Тефлекс", "ГлобалДез-Уно" представленных заказчиком, установила следующее: аукционной документацией установлено требование, что срок годности рабочих растворов должен составлять не менее 30 суток.
В инструкции "Тефлекс" установлен срок годности рабочих растворов 14 суток, в инструкции "ГлобалДез-Уно" срок годности рабочих растворов установлен 28 суток.
Таким образом, ни один товар не соответствуют требованиям позиции N 1 описания объекта закупки.
Иных доказательств того обстоятельства, что характеристикам товара, необходимого к поставке заказчику согласно позиции N 1 описания объекту закупки по рассмотрению жалобы по существу со стороны заказчика представлено не было, Комиссией такие доказательства также не были установлены.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что установленные в позиции N 1 описания объекта закупки значения показателей дезинфицирующего средства не позволяют предложить к поставке эквивалентный товар.
Частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе установлено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В адрес Красноярского УФАС России при проведении внеплановой проверки и рассмотрении жалобы не представлено доказательств того, что при проведении рассматриваемой закупки заказчиком обеспечена конкуренция между участниками закупки в части поставки эквивалентных средств по позиции N 1 описания объекта закупки.
Следовательно, заказчиком не были исполнены требования вышеуказанных положений законодательства, поскольку описание объекта закупки в позиции N 1 описания объекта закупки содержит в себе требования, влекущие ограничение количества участников закупки, поскольку такие требования ограничивают возможность участия в электронном аукционе тем хозяйствующим субъектам, которые являются поставщиками дезинфицирующих средств иных производителей.
Таким образом, действия заказчика совершены с нарушением требований Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате проведенной внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Красноярского УФАС России решила:
1. Признать жалобу ООО "ЛИДЕР2017" обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим требования статьи 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, прав и законных интересов участников закупки путем внесения изменений в аукционную документацию.
4. Передать материалы по жалобе ООО "ЛИДЕР2017" уполномоченному должностному лицу Красноярского УФАС России для рассмотрения вопроса о необходимости применения мер административного реагирования в отношении должностного лица заказчика.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
А.А. Овчар |
|
Р.И. Исаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 30 апреля 2021 г. N 024/06/105-1048/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.05.2021