Комиссия Управления ФАС России по Республике Дагестан по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Ведущей заседание Комиссии - Халлаевой Д.М. - Врио руководителя Дагестанского УФАС России.
Членов Комиссии:
Халилова Р.А. - Начальника отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России;
Магомедова К.Г. - Главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России;
Магомедова А.Ш. - Ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России,
рассмотрев жалобу ООО "ДЖУЛИ" (далее - Заявитель) на действия ГБУ РД "Дахадаевская ЦРБ" (далее - Заказчик) при проведении Комитетом по государственным закупкам Республики Дагестан (далее - Уполномоченный орган) открытого конкурса в электронной форме N 0103200008421000585 "Выполнение работ по ремонту здания поликлиники ГБУ РД "Дахадаевская ЦРБ"" (далее - Конкурс),
в отсутствии представителей сторон (извещены),
УСТАНОВИЛА:
20.04.2021 г. в Дагестанское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса.
В жалобе Заявителя указывается на несоответствие Конкурсной документации Федеральному закону N44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Исследовав представленные сторонами материалы, проведя анализ информации, содержащейся в единой информационной системе в сфере закупок (далее - Единая информационная система), а также на сайте оператора электронной площадки АО "Единая электронная торговая площадка" (далее - Оператор электронной площадки), Комиссия установила следующее.
30.03.2021 г. Уполномоченным органом в Единой информационной системе были размещены извещение и конкурсная документация по проведению Конкурса.
Начальная (максимальная) цена контракта - 9 760 000 рублей.
Согласно доводу Заявителя, критерии оценки заявок на участие в Конкурсе установлены с нарушением требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно ч. 6 ст. 54.7 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, в отношении которых принято решение о соответствии требованиям, установленным конкурсной документацией, для выявления победителя такого конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации и относящихся ко второй части заявки (при установлении этих критериев в конкурсной документации).
В соответствии с ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
Согласно пункту 3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В соответствии с пунктом 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Пунктом 27(2) Правил установлено, что в случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, а также контракт, предусмотренный частями 16 (если контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства), 16.1 статьи 34 и частью 56 статьи 112 Закона о контрактной системе, по нестоимостному критерию оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" в документации о закупке устанавливается один или несколько следующих показателей:
а) общая стоимость исполненных контрактов (договоров);
б) общее количество исполненных контрактов (договоров);
в) наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров).
Согласно пункту 27(3) Правил для оценки заявок (предложений) по показателям, предусмотренным пунктом 27(2) Правил оценки заявок, в документации о закупке устанавливается и учитывается при оценке один или несколько следующих видов контрактов (договоров):
а) контракты (договоры), предусматривающие выполнение работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, относящихся к виду объекта капитального строительства, выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу которого является объектом закупки. К таким видам объектов капитального строительства относятся:
- объекты капитального строительства (за исключением линейных объектов);
- линейные объекты капитального строительства;
- особо опасные, технически сложные и уникальные объекты капитального строительства;
- объекты культурного наследия;
б) контракты (договоры), соответствующие виду контракта, заключаемого по результатам закупки. К таким видам контрактов (договоров) относятся:
- контракт, предусмотренный частью 16 статьи 34 Закона о контрактной системе (если контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта объекта капитального строительства соответствующего вида);
- контракт, предусмотренный частью 16.1 статьи 34 Закона о контрактной системе (в отношении предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта объекта капитального строительства соответствующего вида);
- контракт, предусмотренный частью 56 статьи 112 Закона о контрактной системе (в отношении предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта объекта капитального строительства соответствующего вида);
- контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта объекта капитального строительства соответствующего вида;
- контракт, предметом которого является проведение работ по сохранению объектов культурного наследия.
Конкурсной документацией установлен следующий порядок оценки заявок:
1) Стоимостной критерий "Цена контракта" - 60%; Коэффициент значимости равен 0,6;
2) Критерий N 1 "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" - 40%; Коэффициент значимости равен 0,4.
Согласно Конкурсной документации Критерий N 1 содержит Показатель N 1 "Общее количество исполненных контрактов", Показатель N 2 "Общая стоимость исполненных контрактов", Показатель N 3 "Наибольшая цена одного из исполненных контрактов" в рамках которого оценивается:
"1) общее количество исполненных контрактов (договоров) за последние три года (величина значимости показателя 20%). (Таблица N 2 настоящего пункта конкурсной документации).
Для указанного показателя устанавливается следующая шкала оценки:
Таблица N2.
Шкала оценки показателя "общее количество исполненных контрактов (договоров) за последние три года":
Показатели |
Количество баллов |
"общее количество исполненных контрактов (договоров) за последние три года" | |
При отсутствии информации по данному показателю или при отсутствии подтверждающих сведений документов |
0 баллов |
От 1 до 5 контрактов (договор) включительно |
50 баллов |
6 и более контрактов (договоров) |
100 баллов |
Для получения рейтинга по данному показателю количество баллов, присуждаемых i-й заявке по указанному показателю, умножается на коэффициент значимости показателя.
2) общая стоимость исполненных контрактов (договоров) за последние три года (величина значимости показателя 50%).
В подтверждение указанных сведений о наличии опыта участник открытого конкурса в электронной форме предоставляет в составе заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме копии исполненных контрактов (договоров) на оказание услуг сопоставимого характера со справками о стоимости выполненных работ.
(Отсутствие в составе заявки указанного перечня не является основанием для признания заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме не соответствующей требованиям конкурсной документации).
Порядок оценки заявок по показателю.
Для заказчика лучшим условием исполнения контракта по показателю является наибольшее значение показателя. Количество баллов, присуждаемых заявке участника открытого конкурса в электронной форме по данному показателю, определяется по формуле:
НЦБi (2) (КВ) = КЗ2100
(Кi/Кmaх),
где:
КЗ2 - коэффициент значимости показателя (2);
Кi - предложение участника закупки, заявка которого оценивается;
Кmax - максимальное предложение из предложений по показателю, сделанных участниками закупки;
НЦБi (2) (КВ) - количество баллов, присуждаемых "i" заявке по показателю (2).
Максимальная оценка по показателю 100 баллов присваивается заявке, в которой представлено наибольшая стоимость исполненных контрактов.
Оценка 0 баллов по показателю присваивается заявке, в составе которой отсутствуют копии исполненных контрактов.
3) наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров) за последние три года (величина значимости показателя 30%) (Таблица N 4 настоящего пункта конкурсной документации).
Для заказчика лучшим условием исполнения контракта по показателю является наибольшее значение показателя. Количество баллов, присуждаемых заявке участника открытого конкурса в электронной форме по данному показателю, определяется по формуле:
НЦБi (3) (КВ) = КЗ3100
(Кi/Кmaх),
где:
КЗ3 - коэффициент значимости показателя (3);
Кi - предложение участника закупки, заявка которого оценивается;
Кmax - максимальное предложение из предложений по показателю, сделанных участниками закупки;
НЦБi (3) (КВ) - количество баллов, присуждаемых "i" заявке по показателю (3).
Максимальная оценка по показателю 100 баллов присваивается заявке, в которой представлено наибольшая стоимость исполненных контрактов.
Оценка 0 баллов по показателю присваивается заявке, в составе которой отсутствуют копии исполненных контрактов.
Участник закупки подтверждает сведения по показателям "общее количество исполненных контрактов (договоров) за последние три года", "общая стоимость исполненных контрактов (договоров) за последние три года", "наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров) за последние три года" представленными в составе заявки копиями успешно выполненных контрактов (договоров) генерального подряда на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов), исполненных за последние три года, предшествующих дате окончания срока подачи заявок на участие в настоящем конкурсе, с данным участником и копиями оформленных актов выполненных работ.
Опыт работ по выполненным контрактам (договорам) должен соответствовать опыту работ по конкурсной документации, а стоимость работ по каждому из выполненных контрактов (договоров) должна составлять не менее 100 процентов начальной (максимальной) цены контракта по настоящему конкурсу.
Стоимость, указанная участником в сведениях о квалификации и стоимость в копиях оформленных актов выполненных работ, должны быть идентичными.
В случае отсутствия в составе заявки участника закупки вышеуказанных копий документов, наличие предоставленной информации при определении показателя не учитывается.
Участник закупки предоставляет информацию по нестоимостным критериям в произвольной форме - в виде текстового, табличного, графического или иного материала.
Непредставление информации по нестоимостным критериям оценки не влечет отклонение заявки участника закупки и не влияет на его допуск участию в конкурсе.
3. Порядок расчета итогового рейтинга.
Для оценки заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме осуществляется расчет итогового рейтинга по каждой заявке. Итоговый рейтинг заявки вычисляется как сумма рейтингов по каждому критерию оценки заявки, установленному в конкурсной документации, по формуле:
Ri = R i (ЦК) + R i (КВ)
где:
Ri - итоговый рейтинг заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, присуждаемый "i" заявке по всем критериям оценки;
R i (ЦК) - рейтинг заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, присуждаемый "i" заявке по критерию "Цена контракта";
R i (КВ) - рейтинг заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, присуждаемый "i" заявке по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации"
На основании результатов оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в открытом конкурсе в электронной форме порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в открытом конкурсе в электронной форме, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер. В случае если в нескольких заявках на участие в открытом конкурсе в электронной форме содержатся одинаковые условия исполнения контракта, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в открытом конкурсе в электронной форме, которая поступила ранее других заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, содержащих такие же условия.
Победителем открытого конкурса в электронной форме признается его участник, который предложил лучшие условия исполнения контракта на основе критериев, указанных в конкурсной документации, и заявке на участие в открытом конкурсе в электронной форме которого присвоен первый номер.".
Согласно доводу Заявителя, ненадлежащим образом установлен порядок оценки по вышеуказанному показателю, поскольку в рамках Показателей NN 1, 2 и 3 Критерия N 1 неправомерно указано, что не подлежат оценке контракты, с ценой менее чем 100% от начальной (максимальной) цены контракта. Кроме того, неправомерно указано, что оцениваются исключительно контракты, исполненные не ранее чем за 3 года до даты окончания подачи заявок.
При этом Комиссия отмечает, что установленное в критериях оценки заявок требование об оценке контрактов с ценой менее чем 100% от начальной (максимальной) цены контракта является ненадлежащим, поскольку не позволяет выявить лучшее условие исполнения контракта и объективно сопоставить предложения участников Конкурса.
Кроме того, требование об оценке исключительно контрактов, исполненных не ранее чем за 3 года до даты окончания подачи заявок может привести к ограничению числа участников в данной процедуре, имеющих исполненные контракты/договоры ранее указанного срока (например, за 5 лет до даты окончания подачи заявок на участие в Конкурсе).
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что указанное требование к порядку оценке контрактов является ненадлежащим, как не соответствующее Правилам.
Учитывая изложенное, действия Заказчика, установившего в Конкурсной документации ненадлежащий порядок оценки заявок на участие в Конкурсе по Показателям NN 1, 2 и 3 Критерия N 1, нарушают п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Комиссия, руководствуясь ст. 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Жалобу Заявителя признать обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, его конкурсной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленного нарушения.
4. Передать материалы уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Ведущая заседание Комиссии Д.М. Халлаева
Члены Комиссии: Р.А. Халилов
К.Г. Магомедов
А.Ш. Магомедов
Исп. Магомедов К.Г.
(67-20-95)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан от 27 апреля 2021 г. N 005/06/106-868/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.04.2021