Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу общества с ограниченной ответственностью "АГМ-МОСКВА" (далее - Заявитель, ООО "АГМ-МОСКВА") (вх. N 2192 от 21.04.2021) на действия администрации муниципального образования Воловский район (далее - Заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на поставку насосов погружных (закупка N 0166300014621000009) (далее - Электронный аукцион), руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), при участии:
- - представителя государственного казенного учреждения Тульской области "Центр организации закупок" (далее - Специализированная организация) по доверенности;
- - представителя Заказчика по доверенности;
- - представителя ООО "АГМ-МОСКВА" по доверенности,
УСТАНОВИЛА:
В Тульское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Электронного аукциона.
Заявитель считает, что требование "Товар должен соответствовать техническим условиям АМТ3.246.001ТУ", указанное в пункте 7 части II "Техническое задание" документации об Электронном аукционе, влечет за собой ограничение количества участников закупки, так как определенный номер технических условий (далее также - ТУ), по своей сути, определяет требования к конкретным характеристикам "конкретного товара" одного производителя.
При этом использование или неиспользование указанного документа (АМТЗ.246.001ТУ) никаким образом не влияет на качество производимых насосов, так как другой производитель может использовать свои собственные ТУ на основе действующих ГОСТ. При этом другой производитель не сможет изготовить насосы, в паспортах на которые будет указано "изготовлено по ТУ АМТЗ.246.001ТУ".
Представители Заказчика, Специализированной организации не согласились с доводами жалобы Заявителя, Заказчик представил письменные возражения на рассматриваемую жалобу.
Изучив представленные в Управление Федеральной антимонопольной службы по Тульской области документы, а также на основании проведенной Комиссией в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона, Правил внеплановой проверки по вопросу соблюдения Заказчиком требований Закона при проведении Электронного аукциона, Комиссия пришла к следующим выводам.
Извещение и документация о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку насосов погружных (закупка N 0166300014621000009) (далее - извещение и документация об электронном аукционе) 13.04.2021 размещены в единой информационной системе.
Начальная (максимальная) цена контракта - 102 827,00 рублей.
Контракт по итогам Электронного аукциона на момент рассмотрения данной жалобы Заказчиком не заключен.
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Следовательно, требования документации об электронном аукционе к товару, предполагаемому к поставке в рамках данной закупки, с учетом целей и принципов контрактной системы, должны носить объективный характер, быть направленными на обеспечение обоснованной потребности заказчика, не выходить за рамки стандартных требований для таких товаров, не допускать ограничения круга участников закупки, в том числе по причине невозможности подтверждения их соответствия требованиям документации об электронном аукционе.
Пункт 23 части I "Сведения о проводимом аукционе в электронной форме" документации об электронном аукционе содержит следующие требования:
"Первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным пунктом 8 части II "Техническое задание" документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе".
Пункт 8 части II "Техническое задание" документации об электронном аукционе содержит требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам, эксплуатационным характеристикам (при необходимости) товара, выраженные в максимальных ("не более") и (или) минимальных значениях ("не менее") таких показателей.
Инструкция по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе (далее - Инструкция по заполнению первой части заявки) содержит следующие требования:
3. Значение показателя товара, указанного в заявке на участие в электронном аукционе, в том числе товара, поставляемого для выполнения работ, оказания услуг:
- не должно допускать разночтения или двусмысленное толкование и содержать слова или сопровождаться словами "не более", "не менее", "более", "менее", "или", "диапазон должен быть не более от_- до_", "диапазон должен быть не менее от_-до_" и т.п., либо содержать математические знаки аналогичного содержания (в т. ч. "<" или ">");
Исходя из изложенного, с учетом положений части 3 статьи 66 Закона, пункта 23 части I "Сведения о проводимом аукционе в электронной форме" документации об электронном аукционе, а также Инструкции по заполнению первой части заявки, участники Электронного аукциона подавая свои заявки, фактически выражая свое согласие на поставку товара на условиях извещения и документации об электронном аукционе, обязаны предоставить конкретные значения характеристик, требования к которым установлены в пункте 8 Технического задания.
В соответствии с пунктом 15 статьи 2 Федерального закона от 29.06.2015 N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации" (далее также - Закон о стандартизации в Российской Федерации) технические условия - вид стандарта организации, утвержденный изготовителем продукции (далее - изготовитель) или исполнителем работы, услуги (далее - исполнитель).
Согласно положениям статьи 21 Закона о стандартизации в Российской Федерации стандарты организаций и технические условия разрабатываются с учетом соответствующих документов национальной системы стандартизации. Технические условия разрабатываются изготовителем и (или) исполнителем и применяются в соответствии с условиями, установленными в договорах (контрактах). Порядок разработки, утверждения, учета, изменения, отмены и применения стандартов организаций и технических условий устанавливается организациями самостоятельно с учетом применимых принципов, предусмотренных статьей 4 настоящего Федерального закона.
Между тем, пунктом 7 части II "Техническое задание" документации об электронном аукционе установлено следующее:
"Назначение товара и цели его использования. Предназначен для подъема воды из артезианских скважин с целью осуществления водоснабжения, орошения и других подобных работ и соответствует техническим условиям АМТ3.246.001ТУ".
Частью 3 статьи 33 Закона установлено, что не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
В пункте 1 ГОСТ 2.114-2016 "Единая система конструкторской документации (ЕСКД). Технические условия" указано, что такой стандарт распространяется на изделия машиностроения и приборостроения всех отраслей промышленности, изготавливаемые и применяемые по конструкторской документации, выполняемой в соответствии с требованиями Единой системы конструкторской документации.
На основе настоящего стандарта могут быть разработаны стандарты, учитывающие особенности выполнения технических условий на изделия различных видов техники с учетом их специфики.
Согласно пункту 4.1 ГОСТ 2.114-2016 ТУ разрабатываются по решению разработчика, заказчика, если это не отражено в техническом задании на выполнение опытно-конструкторской работы.
В соответствии с пунктом 3.1.3 ГОСТ Р 1.3-2018 "Стандартизация в Российской Федерации. Технические условия на продукцию. Общие требования к содержанию, оформлению, обозначению и обновлению" "технические условия - это документ по стандартизации, утверждаемый разработчиком, в котором установлены требования к качеству и безопасности конкретной продукции (марок, типов, моделей, артикулов и т.п.) или к группе конкретной однородной продукции, необходимые и достаточные для её идентификации, контроля качества и безопасности при изготовлении, транспортировании, хранении, применении.
При этом пунктом 3.1.2 ГОСТ Р 1.3-2018 определено понятие "конкретная продукция" - это продукция определенной марки, типа, исполнения, артикула и т.п., имеющая отличительные свойства (характеристики).
Таким образом, разработать и принять технические условия на конкретный товар может только сам изготовитель, или, в определенных случаях, передать разработку технических условий специализированной организации для их последующего согласования и утверждения таким изготовителем конкретного товара.
При этом, в ходе заседания Комиссии представитель Заказчика согласился с тем фактом, что ТУ АМТ3.246.001ТУ принадлежат производителю погружных насосов ООО "Ливнынасос".
Учитывая вышеизложенное, установленные в пункте 7 части II "Техническое задание" документации об электронном аукционе требования фактически являются требованиями к производителю конкретного товара, что является нарушением части 3 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона.
Следовательно, в действиях должностного лица Заказчика, утвердившего (определившего содержание в указанной части) документацию об электронном аукционе, содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 4.1 настоящей статьи.
На основании вышеизложенного, руководствуясь положениями статьи 99, 106 Закона, Административным регламентом, Правилами, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "АГМ-МОСКВА" (вх. N 2192 от 21.04.2021) на действия администрации муниципального образования Воловский район при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на поставку насосов погружных (закупка N 0166300014621000009) обоснованной.
3. Признать администрацию муниципального образования Воловский район нарушившей часть 3 статьи 33, пункт 1 части 1 статьи 64 Закона.
4. Выдать администрации муниципального образования Воловский район, государственному казенному учреждению Тульской области "Центр организации закупок" обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений части 3 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона путем аннулирования электронного аукциона на право заключения контракта на поставку насосов погружных (закупка N 0166300014621000009).
5. Выдать аукционной комиссии по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) администрации муниципального образования Воловский район обязательное для исполнения предписание об отмене протоколов, составленных в ходе проведения закупки N 0166300014621000009.
6. Передать материалы внеплановой проверки соответствующему должностному лицу Тульского УФАС России для рассмотрения в рамках административного производства.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с частью 9 статьи 106 Закона.
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 071/06/105-313/2021
28 апреля 2021 года |
г. Тула |
Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия) в составе:
на основании решения от 28.04.2021 по жалобе общества с ограниченной ответственностью "АГМ-МОСКВА" (вх. N 2192 от 21.04.2021) на действия администрации муниципального образования Воловский район при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на поставку насосов погружных (закупка N 0166300014621000009) (далее - электронный аукцион), и в соответствии с требованиями статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила),
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Администрации муниципального образования Воловский район, государственному казенному учреждению "Центр организации закупок" устранить нарушение части 3 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона путем аннулирования электронного аукциона на право заключения контракта на поставку насосов погружных (закупка N 0166300014621000009).
2. Аукционной комиссии по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) администрации муниципального образования Воловский район отменить протоколы, составленные в ходе проведения закупки N 0166300014621000009.
3. Срок исполнения предписания - не позднее 21.05.2021.
4. Администрации муниципального образования Воловский район, государственному казенному учреждению Тульской области "Центр организации закупок", аукционной комиссии по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) администрации муниципального образования Воловский район уведомить Тульское УФАС России об исполнении предписания не позднее 21.05.2021 (с приложением копий документов, подтверждающих исполнение предписания).
В соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - пятисот тысяч рублей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области от 28 апреля 2021 г. N 071/06/105-313/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.05.2021