Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председателя Комиссии - начальника отдела обжалования государственных закупок Л.Н. Харченко,
Заместителя председателя Комиссии - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок А.С. Спиряковой,
Члена Комиссии:
Специалиста 1 разряда отдела обжалования государственных закупок
Е.О. Сгибнева,
рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видеоконференцсвязи) в целях исполнения Указа Мэра Москвы от 25.09.2020 N 92-УМ "О внесении изменений в правовые акты города Москвы" и предупреждения распространения в городе Москве инфекции, вызванной коронавирусом 2019-nCoV.,
при участии представителей ФГБУ НИЦ "Курчатовский институт",ООО "Первый формат",
рассмотрев жалобу ООО "Первый формат" (далее - Заявитель) на действия ФГБУ НИЦ "Курчатовский институт" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку и установка широкоформатного многофункционального устройства с проведением инструктажа по его эксплуатации (Закупка N 0373100001021000116) (далее - аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения
государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом ФАС России по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного аукциона.
Заявитель обжалует положения аукционной документации, установленных в нарушение Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России NЕИ/23483/21 от 23.04.2021, Комиссия Управления установила следующее.
На основании п.1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
П.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
1. Согласно доводам жалобы некорректно выбранный Заказчиком код ОКПД2 повлек за собой неправомерное неустановление ограничений, предусмотренных положениями постановления Правительства Российской Федерации от 10.07.2020 N878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - постановление N 878).
Так, Заявитель указывает, что согласно Извещению о проведении закупки Заказчиком выбран код ОКПД2 28.99.14.190 "Оборудование печатное прочее, кроме печатного оборудования офисного типа, не включенное в другие группировки", при этом, по мнению Заявителя, оборудование, необходимое к поставке в рамках данной закупки с указанными в технической части аукционной документации характеристиками, соответствует коду ОКПД2 26.20.18 "Устройства периферийные с двумя или более функциями: печать данных, копирование, сканирование, прием и передача факсимильных сообщений", который включен в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением N878.
В соответствии с п.10 ст.42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со ст.14 Закона о контрактной системе.
На основании ч.3 ст.14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч.4 ст.14 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 ст.14 Закона о контрактной системе.
Постановлением N878 утвержден перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - перечень).
П.4 постановления N878 установлено, что ограничение на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, не устанавливается, если в реестре отсутствует радиоэлектронная продукция, соответствующая тому же классу (функциональному назначению) радиоэлектронной продукции, планируемой к закупке, и (или) радиоэлектронная продукция, включенная в реестр, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемой к закупке радиоэлектронной продукции.
Согласно п.5 постановления N878 подтверждением случая, установленного п.4 постановления N878, является обоснование невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, подготовленное заказчиком в соответствии с Порядком подготовки обоснования невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным настоящим постановлением, и размещенное заказчиком в единой информационной системе в сфере закупок одновременно с размещением извещения об осуществлении закупки.
Постановлением N878 установлены правила подготовки обоснования невозможности закупки радиоэлектронной продукции, включенной в единый реестр российской радиоэлектронной продукции, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее соответственно - реестр, обоснование), а также требования к содержанию такого обоснования.
Согласно правилам подготовки обоснования невозможности закупки радиоэлектронной продукции, включенной в единый реестр российской радиоэлектронной продукции, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд обоснование подготавливается заказчиком при осуществлении закупки радиоэлектронной продукции в следующих случаях:
а) в реестре отсутствуют сведения о радиоэлектронной продукции, соответствующей тому же классу (функциональному назначению) радиоэлектронной продукции, что и радиоэлектронная продукция, планируемая к закупке;
б) радиоэлектронная продукция, включенная в реестр и соответствующая тому же классу радиоэлектронной продукции, что и радиоэлектронная продукция, планируемая к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемой к закупке радиоэлектронной продукции.
На заседании Комиссии Управления установлено, что в технической части аукционной документации Заказчиком установлены требования к поставляемым товарам, а именно:
- по п. "МФУ широкоформатное": МФУ в едином корпусе: наличие. Количество цветов, шт: не менее 4. Максимальная ширина печати, мм: не менее 914. Скорость цветной печати, A1: не менее 3 страниц в минуту. Кол-во рулонов загружаемых в устройство, шт: не менее 2. Минимальная плотность используемых материалов из стандартных лотков, г/м2: не менее 60. Максимальная плотность используемых материалов, г/м2: не менее 160. Максимальная длина рулона загружаемого в устройство, метров: не менее 200. Должно быть предусмотрено отсутствие выделения озона при печати. Верхний укладчик в составе: наличие. Ёмкость верхнего укладчика (листов 80 гр./м2): не менее 90. Поддержка языка управления принтером Postscript: наличие. Поддержка принтером Adobe PDF Print Engine: наличие. Поддержка скоростной передачи данных по локальной сети (Gigabit Ethernet): наличие. Память ОЗУ физическая, (ГБ): не менее 8. Объем жесткого диска, (ГБ): не менее 500. Печать с USB-флеш без использования ПК: наличие. Цветное сканирование: наличие. Разрешение сканирования оптическое (точек/дюйм): не менее 600х600. Скорость cканирования в ч-б (см/с): не менее 24. Скорость cканирования в цвете (см/с): не менее 7. Максимальная толщина оригинала для сканирования (мм): не менее 0,8. Сканирование в сетевую папку без доп. ПК по протоколу SMB: наличие. Сканирование на USB-флеш без доп. ПК: наличие. Дисплей сенсорный цветной: наличие. Диагональ дисплея (дюймы): не менее 10,4. Энергопотребление максимальное (кВт): не более 0,4. Звуковое давление макс. (дБ): не более 57. Глубина (мм): не более 900. Комплект картриджей в составе поставки: наличие. Размещение напольное: наличие. Программное обеспечение для работы с устройством: наличие. Подробная информация о состоянии устройства, уровне расходных материалов, загруженном печатном носителе и страницах в очереди печати: наличие. Управление онлайн-фальцовщиком: наличие. Одновременная работа с несколькими принтерами: наличие. Визуальное отображение состояния заданий в очереди печати и уже напечатанных заданий: наличие. Фильтрация страниц по размеру и цветности, извлечение отдельных страниц в файл и управление многостраничными заданиями: наличие. Автоматическое определение формата бумаги (для цветной и монохромной печати): наличие. Настройка параметров печати для каждой страницы и сразу всего документа: наличие. Соответствие ТР ТС 004/2011".
В силу ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что объектом закупки является поставка и установка широкоформатного многофункционального устройства с проведением инструктажа по его эксплуатации. В соответствии с характеристиками и функциями широкоформатного МФУ данное печатное оборудование относится, по мнению Заказчика, к полиграфическому оборудованию, так как содержит в себе специализированный набор функций, необходимых для применения в типографиях.
Вышеуказанное оборудование применяется для печати инженерных проектов, схем, чертежей, карт, плакатов, рисунков с плавным изменением тонов на разнообразных расходных материалах широкого формата, на офсетной бумаге, на материалах с различной плотностью, а именно: документная бумага, рулонная бумага, бумага с покрытием, техническая бумага, пленка, фотобумага, бэклиты, самоклеящиеся носители, материалы для изготовления баннеров, вывесок и т.д. и, соответственно, не относится к типичному офисному оборудованию, имеющему функции по печати данных, копированию, сканированию, приему и передаче факсимильных сообщений.
Кроме того, в оборудовании предусмотрена функция "управление онлайн-фальцовщиком", что также является функцией полиграфической печати, а не офисной (печать данных, копирование, сканирование, прием и передача факсимильных сообщений).
Таким образом, по мнению Заказчика, исходя из технических и функциональных характеристик печатного оборудования, указанного в технической части аукционной документации, закупаемое оборудование соответствует коду ОКПД 28.99.14.190 "Оборудование печатное прочее, кроме печатного оборудования офисного типа, не включенное в другие группировки".
Вместе с тем Комиссия Управления отмечает, что под кодом ОКПД 28.99.14.190 "Оборудование печатное прочее, кроме печатного оборудования офисного типа, не включенное в другие группировки" подразумевается оборудование, которое не является офисным, при этом описанное в технической части аукционной документации многофункциональное устройство, по мнению Комиссии Управления, отвечает признакам офисного оборудования несмотря на наличие требования, например, о наличии функции "управление онлайн-фальцовщиком", поскольку согласно открытым источникам вышеуказанной функцией также может обладать многофункциональное устройство офисного типа.
При этом Комиссия Управления отмечает, что код ОКПД 28.99.14.190 "Оборудование печатное прочее, кроме печатного оборудования офисного типа, не включенное в другие группировки" подразумевает оборудование промышленного типа, которое в рассматриваемом случае Заказчиком не закупается.
Одновременно с этим, код ОКПД2 26.20.18 "Устройства периферийные с двумя или более функциями: печать данных, копирование, сканирование, прием и передача факсимильных сообщений" включен в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением N878, при этом Заказчиком в аукционной документации не установлены ограничения, предусмотренные положениями постановления N878, а также не опубликовано обоснование невозможности соблюдения ограничений, предусмотренных постановлением N878, на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Одновременно с этим Комиссией Управления установлено, что в едином реестре российской радиоэлектронной продукции отсутствуют сведения о многофункциональных устройствах, соответствующих тому же классу (функциональному назначению) продукции, что и продукция, планируемая к закупке, что также подтверждено представителем Заказчика и не опровергнуто представителем Заявителя в ходе рассмотрения жалобы.
Таким образом, в случае указания Заказчиком в Извещении о проведении закупки кода ОКПД2 26.20.18 "Устройства периферийные с двумя или более функциями: печать данных, копирование, сканирование, прием и передача факсимильных сообщений", на который указывает Заявитель, положения постановления N878 не применимы в рамках данной закупки.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком п.10 ст.42, ч.1 ст.64, ч.3 ст.14 Закона о контрактной системе посредством неустановления в аукционной документации ограничений, предусмотренных положениями постановления N878, а также посредством отсутствия обоснования невозможности соблюдения ограничений, предусмотренных постановлением N878, на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Вместе с тем Комиссия Управления отмечает, что выявленные нарушения не повлияли на ход осуществления закупки, поскольку необходимое к поставке в рамках данной закупки оборудование отсутствует в едином реестре радиоэлектронной продукции, что влечет за собой невозможность применения ограничений, предусмотренных постановлением N878.
Кроме того Комиссия Управления отмечает, что в силу п.2 ч.5 ст.99 Закона о контрактной системе, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, органы управления государственными внебюджетными фондами осуществляют контроль, в том числе, за соответствием информации об идентификационных кодах закупок и об объеме финансового обеспечения для осуществления данных закупок, содержащейся: а) в планах-графиках, информации, содержащейся в планах закупок; б) в извещениях об осуществлении закупок, в документации о закупках, информации, содержащейся в планах-графиках.
Контроль за соответствием информации об идентификационных кодах закупок и об объеме финансового обеспечения для осуществления данных закупок, содержащейся в планах-графиках, информации, содержащейся в извещениях об осуществлении закупок, в документации о закупках, информации, содержащейся в планах-графиках, осуществляется Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, финансовыми органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, органами управления государственными внебюджетными фондами.
В связи с вышеуказанным, довод Заявителя о том, что Заказчиком неправомерно выбран код ОКПД2, Комиссией Управления не рассматривается.
2. В составе жалобы Заявитель также указывает, что Заказчиком установлены неправомерные требования к товару по п. "МФУ широкоформатное", поскольку совокупности установленных требований соответствует исключительно оборудования производства "Hewlett-Packard".
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что, помимо указанного Заявителем производителя, совокупности установленных требований к оспариваемому товару соответствует в том числе многофункциональное устройство Осе ColorWave 3500, что подтверждается сведениями, представленными Заказчиком в составе письменных возражений.
Согласно ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
В составе жалобы, а также на заседание Комиссии Управления представителем Заявителя не представлено доказательств того обстоятельства, что содержащиеся в аукционной документации требования необоснованно создали одним участникам закупки преимущество перед другими, являются непреодолимыми для некоторых участников закупки, а также каким-либо иным образом повлекли за собой ограничение количества участников закупки.
Также представителем Заявителя не представлено доказательств того, что у Заказчика объективно отсутствует необходимость в получении именно такой продукции, с теми качественными, функциональными и техническими характеристиками и именно в той комплектации, которая указана в аукционной документации. В свою очередь, при наличии у Заказчика потребности в получении определенных товаров вести речь о необоснованном ограничении им количества потенциальных участников закупки не приходится. Доказательств обратного Заявителем Комиссии Управления не представлено.
Таким образом, на основании имеющихся документов и сведений Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Первый формат" на действия ФГБУ НИЦ "Курчатовский институт" обоснованной в части неустановления в аукционной документации ограничений, предусмотренных положениями постановления N878, а также в части отсутствия обоснования невозможности соблюдения ограничений, предусмотренных постановлением N878.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.10 ст.42, ч.1 ст.64, ч.3 ст.14 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупки Заказчику не выдавать, поскольку выявленные нарушения не повлияли на ход осуществления закупки.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленным гл. 24 АПК РФ.
Председатель Комиссии Л.Н. Харченко
Заместитель председателя Комиссии А.С. Спирякова
Член Комиссии Е.О. Сгибнев
Исп. Спирякова А.С.(495) 784-75-05 (077-189)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 28 апреля 2021 г. N 077/06/106-7212/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.05.2021