Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председательствующего: заместителя председателя Комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок
Д.С. Грешневой,
Заместителя председателя Комиссии - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок А.С. Спиряковой,
Члена Комиссии:
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Н.А. Узкого,
рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видеоконференцсвязи) в целях исполнения Указа Мэра Москвы от 25.09.2020 N 92-УМ "О внесении изменений в правовые акты города Москвы" и предупреждения распространения в городе Москве инфекции, вызванной коронавирусом 2019-nCoV.,
при участии представителей:
Департамента жилищно-коммунального хозяйства города Москвы:
В.А. Скобелева (доверенность N01-01-11-3256/20 от 10.09.2020),
Департамента города Москвы по конкурентной политике: Е.В. Богдановой (доверенность N77-13-13/0-50 от 04.08.2020),
ООО "ОлимпАрена": Д.Е. Жданова (доверенность N б/н от 28.04.2021),
в присутствии третьего лица: Б.В. Хмельникова,
рассмотрев жалобу ООО "ОлимпАрена" (далее - Заявитель) на действия Департамента жилищно-коммунального хозяйства города Москвы (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение научно - исследовательских работ по теме: "Разработка нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению, отоплению, холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению в жилых помещениях города Москвы, нормативов расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, нормативов потребления коммунальных ресурсов электрическая энергия, холодной и горячей воды, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ и при использовании входящего в состав общего имущества оборудования, предназначенного для обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан" (Закупка N 0173200001421000560) (далее - Конкурс) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного конкурса.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 27.04.2021 NЕИ/24161/21 документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
В составе жалобы Заявитель указывает на установление в конкурсной документации неправомерного порядка оценки заявок участников закупки по показателю "Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема (НЦБ2i)" нестоимостного критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
Ч.1 ст.32 Закона о контрактной системе установлено, что для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки Заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно п.8 ч.1 ст.54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
В силу ч.8 ст.32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в п.1 и 2 ч.1 ст.32 Закона о контрактной системе.
Согласно п.3 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 (далее - Правила), "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В соответствии с п.11 Правил по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с п.10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения. Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов. Сумма величин значимости показателей критерия оценки должна составлять 100 процентов.
На основании изложенного, при наличии в документации о закупке показателей нестоимостного критерия, порядок оценки должен содержать:
1) значимость в отношении каждого показателя, которая в соответствии с п.3 Правил является выраженным в процентах весом показателя;
2) сумму величин значимости показателей критерия оценки в размере 100 процентов;
3) формулу расчета или шкалу количества баллов, предусматривающую присвоение по каждому показателю от 0 до 100 баллов (для дальнейшего умножения на коэффициент значимости показателя).
Согласно п.27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели (с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 27(1) и 27(4) Правил):
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Комиссией Управления установлено, что согласно конкурсной документации Заказчиком установлен следующий порядок оценки заявок по показателю "Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема (НЦБ2i)":
Коэффициент значимости 0,6.
Максимальная оценка по показателю с учетом коэффициента значимости -60 баллов
Содержание: Оценивается предложение участника об объеме (суммарный объем оказанных услуг / выполненных работ, исчисляемый в рублях), исполненных Участником контрактов / договоров (далее - контрактов) сопоставимого характера и объема, которые были заключены в соответствии с Федеральными законами от 05.04.2013 N 44-ФЗ не ранее чем за 7 лет до даты публикации извещения о проведении настоящей закупки и исполнены без нарушений сроков и иных нарушений условий контракта по вине участника.
Работами (услугами) сопоставимого характера в рамках данного конкурса считается успешное выполнение участником закупки государственных контрактов по разработке нормативов потребления коммунальных услуг в соответствии с постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме" и единичная стоимость которых составляет не менее 30% стоимости начальной максимальной цены контракта (НМЦК) по настоящей процедуре, которые исполнены до даты подачи участником конкурса заявки на участие без штрафных санкций по вине Подрядчика.
Сведения о наличии опыта участника должны подтверждаться: копиями исполненных государственных контрактов, копиями актов сдачи-приемки оказанных услуг/выполненных работ, содержащие данные о предмете контракта и сумме по оказанным услугам / выполненным работам, без предъявления неустойки. Копии приложенных в составе заявки документов должны быть читаемыми.
В случае если контракты заключены в электронной форме, опыт может быть подтвержден размещенными на сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru "Информацией о заключенном контракте (его изменении)" и "Информацией об исполнении (о расторжении) контракта" при условии предоставления в составе заявки формы "Сводные сведения о наличии опыта участника закупки по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема", содержащей данные о номере контракта, дате заключения, предмете, сумме контракта, дате исполнения контракта.
Участник открытого конкурса в целях оценки заявки на участие в открытом конкурсе по показателю "Опыт участника по успешному выполнению работ, сопоставимого характера и объема" предоставляет следующую информацию об объекте опыта по форме Приложения N 2 (форма является рекомендуемой).
Оценка в 0 баллов будет присвоена участнику закупки, у которого отсутствуют копии заключенных и исполненных государственных контрактов на выполнение работ (оказание услуг) сопоставимого характера; и (или) отсутствия копий актов сдачи-приемки выполненных работ (оказанных услуг), подтверждающих факты приемки работ (услуг) заказчиком, по исполненным государственных контрактов на выполнение работ (оказание услуг) сопоставимого характера; и (или) несоответствия тематики (предмета) контрактов предмету настоящего конкурса (выполнение работ (оказание услуг) сопоставимого характера) за указанный в показателе период.
Непредоставление в составе второй части заявки на участие в конкурсе таких документов не является основанием для отказа в допуске к участию в открытом конкурсе, однако при оценке заявок по настоящему показателю комиссией будут учитываться сведения, заявленные участниками закупки, которые подтверждены документально в составе второй части заявки на участие в конкурсе либо информацией, размещенной на сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru.
Порядок оценки заявок по показателю:
Расчет баллов производится следующим образом:
НЦБ2i = КЗ*100*(Ki/Kmax)
где:
КЗ- коэффициент значимости показателя (КЗ = 0,6);
Кi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;
Кmax- максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки.
По мнению Заявителя, Заказчиком неправомерно установлен порядок оценки заявок по показателю "Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема (НЦБ2i)" при указании требования о том, что стоимость контрактов должна составлять не менее 30% стоимости начальной максимальной цены контракта по обжалуемой процедуре, поскольку, проанализировав сведения, опубликованные на сайте Единой информационной системы, в отношении контрактов по разработке нормативов потребления коммунальных услуг, заключенных в соответствии с Законом о контрактной системе за последние 7 лет до даты публикации извещения оспариваемой закупки, следует, что единственный контракт, соответствующий установленному порядку оценки, заключен между Департаментом жилищно-коммунального хозяйства города Москвы и ООО "Экотэр".
Таким образом, по мнению Заявителя, ООО "Экотэр" получит максимальный балл и, как следствие, иные участники закупки кроме ООО "Экотэр" лишены возможности стать победителем закупки.
При этом в подтверждение своих доводом Заявителем представлен реестр контрактов по разработке нормативов потребления коммунальных услуг, которые были заключены в соответствии с Законом о контрактной системе не ранее, чем за 7 лет до даты публикации извещения о проведении оспариваемой процедуре, который, по мнению Заявителя, подтверждает тот факт, что исключительно ООО "Экотэр" станет победителем обжалуемой закупки.
На основании ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что устанавливая указанный порядок оценки заявок Заказчик исходил из того, что у потенциальных участников закупки, для оценки их возможности выполнить работу наилучшем образом, имеется опыт по разработке хотя бы одного из указанных направлений (то есть 30%), что и будет считаться опытом сопоставимого характера и объема согласно Правилам.
Вместе с тем приведенный ООО "ОлимпАрена" перечень контрактов по предварительному анализу, не является исчерпывающим, поскольку, например, уполномоченные заказчики в Российской Федерации могут заказывать работы по расчету нормативов потребления в рамках разработки программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, схем теплоснабжения, схем водоснабжения, схемы водоотведения, что подтверждается сведениями, представленными Заказчиком в составе письменных возражений:
Номер закупки |
Наименование закупки |
Поставщик |
Цена контракт, руб. |
Содержание Технического задания |
0138300000414000966 |
Работы по актуализации схемы теплоснабжения Петропавловск-Камчатского городского округа, разработке схемы водоснабжения Петропавловск-Камчатского городского округа и разработке схемы водоотведения Петропавловск-Камчатского городского округа |
ОАО "Всероссийский дважды ордена Трудового Красного Знамени Теплотехнический научно-исследовательский институт" |
37 500 000,00 |
Состав работ: Раздел 3. "Баланс водоснабжения и потребления горячей, питьевой, технической воды" содержит: г) сведения о фактическом потреблении населением горячей, питьевой, технической воды исходя из статистических и расчетных данных и сведений о действующих нормативах потребления коммунальных услуг. |
0119300019815000797 |
Выполнение работ по разработке схем водоснабжения и водоотведения по объекту "Разработка схем водоснабжения и водоотведения г.Красноярска на 2015-2033годы |
АО "Территориальный градостроительный институт "Красноярскгражданпроект" |
49 383 200,00 |
Состав работ: 3) баланс водоснабжения и потребления горячей, питьевой, технической воды; г) сведения о фактическом потреблении населением горячей, питьевой, технической воды исходя из статистических и расчетных данных и сведений о действующих нормативах потребления коммунальных услуг. |
0118300018715000740 |
Выполнение работ по мероприятию: "Разработка схемы водоснабжения и водоотведения муниципального образования город - курорт Сочи на 2015 - 2032 годы" |
ЗАО "ДАР/ВОДГЕО" |
40 000 000,00 |
Состав работ: Раздел 3. Баланс водоснабжения и потребления горячей, питьевой, технической воды; г) сведения о фактическом потреблении населением горячей, питьевой, технической воды исходя из статистических и расчетных данных и сведений о действующих нормативах потребления коммунальных услуг. |
Также представитель Заказчика пояснил, что на участие в закупке подано 3 заявки, при этом согласно информации из Единой информационной системы сведения об участии ООО "ОлимпАрена" в государственных закупках в качестве поставщика отсутствуют, а именно отсутствует опыт оказания услуг для государственных учреждений, а также согласно выписки из Единого государственного реестра юридических лиц основным видом деятельности ООО "Олимпарена" является деятельность фитнес-центров.
Таким образом, по мнению Заказчика, права и законные интересы ООО "Олимпарена" не могут быть нарушены при установлении подобного порядка оценки заявок.
В свою очередь представитель Заявителя не опроверг тот факт, что права и законные интересы ООО "Олимпарена" не могут быть нарушены при установлении подобного порядка оценки заявок в рамках данной закупки.
На основании ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.
Вместе с тем на заседании Комиссии Управления представителем Заявителя не представлены документы и сведения, подтверждающие обоснованность данных доводов жалобы, а также свидетельствующие о нарушении Заказчиком положений Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу, что данные доводы жалобы не нашли своего подтверждения и являются необоснованными.
Кроме того в материалах жалобы содержится информация о том, что Заказчиком нарушаются положения Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
При этом жалоба Заявителя на действия Заказчика подана в Московское УФАС России в порядке главы 6 Закона о контрактной системе и рассмотрена Комиссией Управления в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и Административного регламентом ФАС России по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14.
Комиссия Управления не вправе давать оценку действиям Заказчика в части наличия или отсутствия нарушений Закона о защите конкуренции, так как дела о нарушении антимонопольного законодательства рассматриваются в соответствии с Законом о защите конкуренции по процедуре, предусмотренной Административным регламентом ФАС России по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства, утвержденным Приказом ФАС России от 25.05.2012 N339.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ООО "ОлимпАрена" на действия Департамента жилищно-коммунального хозяйства города Москвы необоснованной.
2.Снять ограничения, наложенные на определение поставщика (подрядчика, исполнителя) письмом Московского УФАС России от 27.04.2021 NЕИ/24161/21.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г.Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Председательствующий:
Заместитель председателя Комиссии Д.С. Грешнева
Заместитель председателя Комиссии А.С. Спирякова
Член Комиссии Н.А. Узкий
Исп. Спирякова Анастасия Сергеевна (495) 784-75-05 (077-189)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 30 апреля 2021 г. N 077/06/106-7433/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.05.2021