На основании приказа Пензенского УФАС России от 29.04.2021 N 55 инспекцией в составе:
- Казаковой Е.А. - начальника отдела контроля закупок, руководителя инспекции,
- Хохловой М.В. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена инспекции,
- Мешковой Т.А. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена инспекции,
проведена внеплановая проверка соблюдения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок заказчиком - муниципальным учреждением культуры "Межпоселенческая центральная районная библиотека Колышлейского района Пензенской области" при проведении электронного аукциона "Поставка оборудования для расширения системы хранения данных в рамках реализации регионального проекта "Приобретение и доставка компьютерного, электронного и оптического оборудования для нужд Муниципального учреждения культуры "Межпоселенческая центральная районная библиотека Колышлейского района Пензенской области" (извещение N 0355300125721000001 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru 31.03.2021).
Юридический адрес проверяемой организации:
Заказчик: Муниципальное учреждение культуры "Межпоселенческая центральная районная библиотека Колышлейского района Пензенской области", 442830 Пензенская обл., Колышлейский район, р.п. Колышлей, ул. Садовая, д. 17.
Внеплановой проверкой установлено:
Основанием для проведения внеплановой проверки послужили поручение Президента Российской Федерации от 23.05.2019 N Пр-907, поручения ФАС России от 13.06.2019 N МЕ/49839-ПР/19, от 26.06.2019 N МЕ/53662/19 о необходимости усиления контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе при осуществлении закупок в рамках реализации национальных проектов.
Настоящая внеплановая проверка осуществлена согласно части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
31.03.2021 муниципальным заказчиком на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru опубликовано извещение N 0355300125721000001 и документация о проведении электронного аукциона "Приобретение и доставка компьютерного, электронного и оптического оборудования для нужд Муниципального учреждения культуры "Межпоселенческая центральная районная библиотека Колышлейского района Пензенской области".
НМЦК 1 837 306,11 рублей.
Согласно части 1 статьи 59 (далее по тексту - в редакции, действовавшей на момент размещения извещения о закупке) Закона о контрактной системе под электронным аукционом понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе:
- наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта;
- требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Пунктом 3 информационной карты документации об электронном аукционе определен объект закупки - "Приобретение и доставка компьютерного, электронного и оптического оборудования для нужд Муниципального учреждения культуры "Межпоселенческая центральная районная библиотека Колышлейского района Пензенской области".
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с разделом 5 информационной карты документации об электронном аукционе описание объекта закупки содержится в Приложении N 1 к информационной карте электронного аукциона.
Исходя из Приложения N 1 к поставке предполагается в том числе следующее оборудование:
- Многофункциональные устройства (КТРУ: 26.20.18.000-00000069
- Источники бесперебойного питания (КТРУ: 26.20.40.110-00000013)
- Гарнитура (КТРУ: 26.40.42.120-00000006)
- Акустическая система (КТРУ: 26.40.31.190-00000010)
- Ноутбук (КТРУ: 26.20.11.110-00000145)
- Мышь (КТРУ: 26.20.16.170-00000001)
- Планшет (КТРУ: 26.20.11.110-00000160)
- Монитор (КТРУ: 26.20.17.110-00000001)
- Видеокамера (КТРУ: 26.40.33.110-00000012)
- Фотокамера цифровая (КТРУ: 26.70.14.190-00000063)
- Система индукционная для слабослышащих (КТРУ: 26.11.22.100-00000004)
- Проектор (КТРУ: 26.20.17.120-00000004)
- Экран для проектора (КТРУ: 26.70.17.150-00000005)
- Интерактивный стол (КТРУ: 26.20.13.000-00000016)
- Системный блок в составе
Согласно части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Аналогичное требование к составу первой части заявки содержится в пункте 25 информационной карты документации об электронном аукционе.
Согласно части 1 статьи 14 Закона о контрактной системе при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
Частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами формирования и ведения единого реестра Российской радиоэлектронной продукции", "Порядком подготовки обоснования невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд") (далее - Постановление Правительства N 878) установлен перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Ограничение на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, не устанавливается, если в реестре отсутствует радиоэлектронная продукция, соответствующая тому же классу (функциональному назначению) радиоэлектронной продукции, планируемой к закупке, и (или) радиоэлектронная продукция, включенная в реестр, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемой к закупке радиоэлектронной продукции (пункт 4 Постановления Правительства N 878).
Согласно пункту 5 Постановления Правительства N 878 подтверждением случая, установленного пунктом 4 настоящего постановления, является обоснование невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, подготовленное заказчиком в соответствии с Порядком подготовки обоснования невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным настоящим постановлением, и размещенное заказчиком в единой информационной системе в сфере закупок одновременно с размещением извещения об осуществлении закупки.
Обоснование подготавливается заказчиком при осуществлении закупки радиоэлектронной продукции в следующих случаях (пункт 2 Порядка подготовки обоснования невозможности соблюдения ограничения):
а) в реестре отсутствуют сведения о радиоэлектронной продукции, соответствующей тому же классу (функциональному назначению) радиоэлектронной продукции, что и радиоэлектронная продукция, планируемая к закупке;
б) радиоэлектронная продукция, включенная в реестр и соответствующая тому же классу радиоэлектронной продукции, что и радиоэлектронная продукция, планируемая к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемой к закупке радиоэлектронной продукции.
В соответствии с пунктом 3 Порядка подготовки обоснования невозможности соблюдения ограничения обоснование должно содержать указание на:
а) обстоятельство, предусмотренное подпунктом "а" или "б" пункта 2 настоящего Порядка;
б) класс (классы) радиоэлектронной продукции (функционального назначения), которому (которым) должна соответствовать радиоэлектронная продукция, являющаяся объектом закупки;
в) требования к функциональным, техническим и эксплуатационным характеристикам радиоэлектронной продукции, являющейся объектом закупки, установленные заказчиком, с указанием класса (классов), которому (которым) должна соответствовать радиоэлектронная продукция;
г) функциональные, технические и (или) эксплуатационные характеристики (в том числе их параметры), по которым радиоэлектронная продукция, сведения о которой включены в реестр, не соответствует установленным заказчиком требованиям к радиоэлектронной продукции, являющейся объектом закупки, по каждому наименованию радиоэлектронной продукции (с указанием названия радиоэлектронной продукции), сведения о котором включены в реестр и которое соответствует тому же классу радиоэлектронной продукции, что и радиоэлектронная продукция, являющаяся объектом закупки (только для закупки в случае, предусмотренном подпунктом "б" пункта 2 настоящего Порядка).
Исходя из объекта закупки заказчиком в пункте 13 информационной карты документации указано на размещение в составе документации обоснования невозможности закупки радиоэлектронной продукции, включенной в единый реестр российской радиоэлектронной продукции, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (Приложении N4 к информационной карте электронного аукциона).
Согласно Приложению N 4 к информационной карте документации об электронном аукционе в отношении позиций: многофункциональное устройство, гарнитура, клавиатура, мышь, проектор, экран для проектора, монитор заказчиком сделан вывод об отсутствии в реестре сведений о радиоэлектронной продукции, соответствующей тому же классу (функциональному назначению) радиоэлектронной продукции, что и радиоэлектронная продукция, планируемая к закупке (подпункт "а" пункта 2 Порядка подготовки обоснования невозможности соблюдения ограничения).
А в отношении позиций: ноутбук, планшет, видеокамера, фотокамера цифровая, система индукционная для слабослышащих, радиосистема, акустическая система, системный блок заказчиком сделан вывод о том, что радиоэлектронная продукция, включенная в реестр и соответствующая тому же классу радиоэлектронной продукции, что и радиоэлектронная продукция, планируемая к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемой к закупке радиоэлектронной продукции (подпункт "б" пункта 2 Порядка подготовки обоснования невозможности соблюдения ограничения).
При этом заказчиком по каждому наименованию указано, что у позиций, сведения о которых включены в реестр, отсутствуют сведения о каких-либо характеристиках для проведения сравнительного анализа на соответствие функциональных, технических и эксплуатационных характеристик объекта закупки согласно п. 2 б Порядка.
Вместе с тем, Инспекция Управления приходит к выводу, что обоснование, предусмотренное Постановлением Правительства N 878, подготовленное заказчиком, не в полной мере отражает невозможность соблюдения ограничений, что свидетельствует о нарушении части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе, так в Приложении N 4 отсутствует указание на продукцию, включенную в реестр, но сведения о характеристиках которой для проведения сравнительного анализа на соответствие функциональных, технических и эксплуатационных характеристик объекта закупки, по мнению заказчика отсутствуют.
Кроме того, Инспекцией Управления установлено следующее.
Согласно части 11 статьи 34 Закона о контрактной системе для осуществления заказчиками закупок федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", осуществляющие нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности, разрабатывают и утверждают типовые контракты, типовые условия контрактов, которые размещаются в единой информационной системе и составляют библиотеку типовых контрактов, типовых условий контрактов. В случае отсутствия таких типовых контрактов, типовых условий контрактов соответствующие типовые контракты, типовые условия контрактов могут быть разработаны и утверждены федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок. Порядок разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также случаи и условия их применения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Приказом Минпромторга России от 07.04.2020 N 1152 утвержден в том числе Типовой контракт на поставку продукции радиоэлектронной промышленности, информационная карта данного типового контракта.
Согласно информационной карте при закупке продукции радиоэлектронной промышленности подлежит применению соответствующий Типовой контракт.
Вместе с тем, как установлено Инспекцией Управления, в нарушение части 11 статьи 34 Закона о контрактной системе проект муниципального контракта, являющийся частью документации об электронном аукционе, содержит не все положения, отраженные в Типовом контракте на поставку продукции радиоэлектронной промышленности, утвержденном Приказом Минпромторга России от 07.04.2020 N 1152.
Согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 14.04.2021 заявка ООО "ПРИНТ", а также участник признаны аукционной комиссией соответствующими требованиям Закона о контрактной системе и документации об электронном аукционе.
В соответствии с данными, опубликованными в ЕИС 27.04.2021 между МУК "Межпоселенческая центральная районная библиотека Колышлейского района Пензенской области" и ООО "ПРИНТ" заключен контракт (реестровый номер 3581700447421000002).
Заключение
В результате проведения внеплановой проверки соблюдения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок заказчиком - муниципальным учреждением культуры "Межпоселенческая центральная районная библиотека Колышлейского района Пензенской области" при проведении электронного аукциона "Поставка оборудования для расширения системы хранения данных в рамках реализации регионального проекта "Приобретение и доставка компьютерного, электронного и оптического оборудования для нужд Муниципального учреждения культуры "Межпоселенческая центральная районная библиотека Колышлейского района Пензенской области" (извещение N 0355300125721000001 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru 31.03.2021) выявлено нарушение заказчиком требований части 3 статьи 14, части 11 статьи 34 Закона о контрактной системе, ответственность за что предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
|
|
Руководитель инспекции |
Е.А. Казакова |
|
|
Участники инспекции: |
М.В. Хохлова |
|
Т.А. Мешкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области от 30 апреля 2021 г. N 058/06/99-381/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.05.2021