резолютивная часть решения объявлена 30.04.2021 г.
Комиссия Кабардино-Балкарского УФАС России по контролю в сфере контрактной системы (далее - Комиссия) в составе:,
в отсутствии представителей общества с ограниченной ответственностью "ЮНИКС" (далее - заявитель), Государственного казенного учреждения "Кабардино-Балкарская противопожарно-спасательная служба" (далее - заказчик) и акционерного общества "Сбербанк - Автоматизированная система торгов" (далее - оператор ЭТП),
рассмотрев, в режиме видео-конференц связи, посредством приложения "True Conf", жалобу заявителя на действия заказчика при проведении электронного аукциона N0304200020221000008 "Поставка ботинок с высоким берцем" (далее - аукцион, закупка), руководствуясь ст.105 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N727/14,
Установила:
В Кабардино-Балкарское УФАС России поступила жалоба заявителя на действия комиссии заказчика, в которой заявитель указывал на неправомерное отклонение заявки.
Рассмотрев документы, представленные заказчиком и иные материалы дела, Комиссия Управления установила следующее.
Рассмотрев доводы, изложенные в жалобе заявителя, изучив материалы дела, а также результаты внеплановой проверки, проведенной в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
16.04.2021 г. в единой информационной системе в сфере закупок http://www.zakupki.gov.ru заказчиком опубликован электронный аукцион N0304200020221000008 "Поставка ботинок с высоким берцем" путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации об аукционе с начальной (максимальной) ценой контракта - 1 122 265,40 рублей. В извещении о проведении электронного аукциона предусмотрено: Дата и время начала подачи заявок 16.04.2021 г. 16:40 ч.; Дата и время окончания подачи заявок 26.04.2021 г. 09:00 ч.; Дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе 26.04.2021 г.; Дата и время проведения аукциона в электронной форме - 27.04.2021 г. 10:05 ч.
В результате рассмотрения первых частей заявок (протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 26.04.2021 N0304200020221000008-1), заявитель отклонен от участия в аукционе на основании п.1 ч.4 ст.67 Закона 44-ФЗ (Участник не предоставил точное значение в тип 1 " Кожа для подкладки обуви по ГОСТ 940-81. Кожа с подшлифованной лицевой поверхностью должна быть минерального; комбинированного дубления" , а прописал "Кожа для подкладки обуви по ГОСТ 940-81. Кожа с подшлифованной лицевой поверхностью комбинированного дубления").
Рассмотрение жалоб, а также информации о нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок Комиссией осуществляется с учетом конкретных обстоятельств каждого дела и доказательств, представленных сторонами, на основании исследования и оценки которых и принимаются решения.
Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (ч.1 ст.1 Закона о контрактной системе).
На основании ч.1 ст.67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
В силу ч.3 ст.67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены ч.4 ст.66 Закона о контрактной системе.
Согласно ч.4 ст.67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае: 1) непредоставления информации, предусмотренной ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации; 2) несоответствия информации, предусмотренной ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
На основании ч.5 ст.67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным ч.4 настоящей статьи, не допускается.
В техническом задании документации об аукционе по позиции "Ботинки хромовые с высокими берцами тип 1, Размеры: 39, 40, 41" по характеристике "Материал и участок, из которых выкраиваются подкладки под берцы и союзку, глухой клапан ботинок хромовых с высоким берцем" установлено: "Кожа для подкладки обуви по ГОСТ 940-81. Кожа с подшлифованной лицевой поверхностью должна быть минерального; комбинированного дубления".
Заявителем в своей заявке по позиции "Ботинки хромовые с высокими берцами тип 1, Размеры: 39, 40, 41" по характеристике "Материал и участок, из которых выкраиваются подкладки под берцы и союзку, глухой клапан ботинок хромовых с высоким берцем" предложено: "Кожа для подкладки обуви по ГОСТ 940-81. Кожа с подшлифованной лицевой поверхностью комбинированного дубления".
Таким образом, комиссия заказчика отклонила заявку заявителя от участия в аукционе, в связи с тем, что заявителем был конкретизирован способ дубления кожи с подшлифованной лицевой поверхностью.
Однако, инструкция по заполнению первой части заявки на участие в аукционе не содержит положений о порядке применения символа ";".
Более того, заявителем был направлен запрос N 1384851 от 22.04.2021, в котором уточнялся порядок применения символа ";", на что заказчик ответил следующее: "В Инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе указано, что: "участники закупки должны учитывать, что при описании объекта закупки заказчиком использовались максимальные и (или) минимальные значения показателей, которые сопровождаются словами "должно быть", "не менее", "не более", "не уже", "не шире", "не выше", "не ниже", "или", знаками "", ">", "
", "<", "
" и прочими подобными обозначениями". Соответственно знаки и символы, применений которых не описаны в Инструкции (такие как : "/ " , ";", слова "должны быть", "не должно быть" и пр.), но были использованы при формировании технического задания являются - прочими подобными обозначениями. И при предоставлении конкретных показателей, соответствующих значениям, установленным документацией об электронном аукционе, участниками закупки в том числе не могут использоваться знаки и символы: "/", ";", слова "должны быть", "не должно быть".
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.3 - 6 ст.66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с ч.6 ст.66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных ч. 3 или 3.1 и 5 ст. 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Требования документации об аукционе должны носить объективный характер, быть направленными на обеспечение обоснованной потребности заказчика, не выходить за рамки стандартных требований, не допускать ограничения круга участников закупки, в том числе по причине невозможности подтверждения их соответствия требованиям документации об аукционе и действующему законодательству.
Более того, инструкция не содержит положений особого порядка заполнения участниками закупки в составе своих заявок на участие в аукционе.
Ранее ФАС России письмом от 01.07.2016 г. NИА/44536/16 давала разъяснения об установлении требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке.
Условия документации об аукционе должны содержать ясные и четкие требования, не допускающие неоднозначного толкования с тем, чтобы любой участник экономических правоотношений при решении вопроса об участии в аукционе имел четкое представление о том, какие документы он должен представить для участия в аукционе и каким требованиям он должен соответствовать.
В соответствии с положениями Закона о контрактной системе заказчик, обязан установить в документации о закупке требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкцию по ее заполнению.
Неустановление заказчиком надлежащей инструкции по заполнению заявки привело к возникновению у участников закупок ошибок технического характера при заполнении и формировании своих заявок, что в свою очередь привело к признанию таких заявок не соответствующими установленным заказчиком требованиям. Включение инструкции по заполнению заявок в состав документации об аукционе должно осуществляться с целью создания дополнительных условий для более четкого и ясного понимания участниками потребностей заказчика в товарах.
С учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия заказчика, установившего в документации об аукционе ненадлежащую инструкцию, привели к необоснованному отклонению 4 заявок.
Также, Комиссия принимает во внимание, что комиссией заказчика отклонены от участия в аукционе 4 заявки из 6 поданных на участие в аукционе, что свидетельствует об ограничении конкуренции, так как отклонение большей части заявок повлекло утверждение ненадлежащей инструкции, и требование технического задания.
Таким образом, вышеуказанные действия заказчика, комиссии заказчика нарушения п.2 ч. 1 ст. 64, ч.1,3,4,5 ст.67 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст.7.30, Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь ст.104 Закона о контрактной системе, Комиссия,
Решила:
1.Признать жалобу обоснованной.
2. Признать в действиях заказчика, комиссии заказчика нарушения п.2 ч. 1 ст. 64, ч.1,3,4,5 ст.67 Закона о контрактной системе.
3.Выдать заказчику, комиссии заказчика обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4.Передать материалы дела соответствующему должностному лицу УФАС по КБР для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 4 мая 2021 г. N 007/06/67-475/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.05.2021