Резолютивная часть решения оглашена 27 апреля 2021 года.
В полном объеме решение изготовлено 30 апреля 2021 года.
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Черенковой Е.Б. |
- |
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Сарсенбаевой Е.Н. |
- |
старшего специалиста 1 разряда отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев обращение Отдела министерства внутренних дел Российской Федерации по Кизильскому району Челябинской области (далее - Отдел МВД России по Кизильскому району Челябинской области, заказчик) о проведении внеплановой проверки действий заказчика по соблюдению требований законодательства о контрактной системе при проведении электронного аукциона на клининговые услуги (извещение N 0169400001321000001) (далее - аукцион, закупка), при участии посредством видеоконференц-связи:
- представителя заказчика Ивановой Н.С., действующего на основании доверенности от 26.04.2021 N 1,
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 15.04.2021 поступило обращение Отдела МВД России по Кизильскому району Челябинской области о проведении внеплановой проверки действий заказчика при осуществлении электронного аукциона на клининговые услуги, в связи с пропуском срока размещения протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе N 0169400001321000001.
Согласно представленным документам извещение о проведении электронного аукциона опубликовано заказчиком на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 12.02.2021.
Начальная (максимальная) цена контракта - 400 000 рублей 00 копеек.
Протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе N 0169400001321000001 от 25.02.2021.
На дату заседания Комиссии контракт по итогам аукциона не заключен.
Из обращения заказчика следует, что Отдел МВД России по Кизильскому району Челябинской области пропущен срок опубликования протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе.
Заслушав пояснения, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
1. В силу части 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Частью 2 статьи 67 Закона о контрактной системе установлено, что срок рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе не может превышать три рабочих дня с даты окончания срока подачи указанных заявок, за исключением случая, предусмотренного частью 2 статьи 63 Закона о контрактной системе, при котором такой срок не может превышать один рабочий день с даты окончания срока подачи указанных заявок.
В соответствии с частью 6 статьи 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок.
Согласно части 7 статьи 67 Закона о контрактной системе указанный в части 6 статьи 67 Закона о контрактной системе протокол не позднее даты окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе направляется заказчиком оператору электронной площадки и размещается в единой информационной системе.
Как определено частями 1, 2, 3 статьи 68 Закона о контрактной системе в электронном аукционе могут участвовать только зарегистрированные в единой информационной системе, аккредитованные на электронной площадке и допущенные к участию в таком аукционе его участники.
Электронный аукцион проводится на электронной площадке в указанный в извещении о его проведении и определенный с учетом части 3 статьи 68 Закона о контрактной системе день. Время начала проведения такого аукциона устанавливается оператором электронной площадки в соответствии со временем часовой зоны, в которой расположен заказчик.
Днем проведения электронного аукциона является рабочий день, следующий за датой окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в таком аукционе.
Согласно материалам дела дата окончания подачи заявок - 22.02.2021 в 08:00, дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников закупки - 24.02.2021.
Однако, на дату проведения аукциона (25.02.2021) протокол рассмотрения первых частей заявок участников заказчиком не размещен в Единой информационной системе в сфере закупок, а также не направлен оператору электронной площадки ООО "РТС-тендер" для дальнейшего его размещения.
Как следует из пояснений представителя заказчика, в период с 21.02.2021 по 24.02.2021 в Отделе МВД России по Кизильскому району Челябинской области отсутствовал интернет. Так как у заказчика отсутствует в штате специалист, ответственный за работу информационных систем и оборудования, заказчик не смог вовремя устранить возникшие неполадки, в связи с чем, протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе не направлен оператору электронной площадки и не размещен в установленный законом срок в ЕИС.
При этом из материалов дела следует, что Протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе N 0169400001321000001 составлен и подписан членами аукционной комиссии - 25.02.2021.2021.
Таким образом, заказчик не разместил в ЕИС протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в закупке, что свидетельствует о нарушении заказчиком части 7 статьи 67 Закона о контрактной системе.
2. Согласно части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должен быть указана информация об установленных требованиях к участникам закупки.
Однако в нарушение указанной нормы в извещении о проведении электронного аукциона для закупки N 0169400001321000001 данная информация отсутствует.
3. В силу части 8 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация о размере обеспечения исполнения контракта, требования к такому обеспечению, порядок предоставления такого обеспечения, устанавливаемые в соответствии с настоящим Федеральным законом (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона), а также информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со статьей 35 настоящего Федерального закона.
Заказчик в извещении о проведении электронного аукциона для закупки N 0169400001321000001 указанную информацию не указал, что является нарушением части 8 статьи 42 Закона о контрактной системе.
4. В пункте 16 Информационной карты документации об аукционе в электронной форме установлено, что первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать следующие сведения:
1) согласие участника открытого аукциона в электронной форме на оказание услуг на условиях, предусмотренных документацией об аукционе;
2) конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара (Приложение к информационной карте N 1 (Рекомендуемая форма подачи сведений участником приложение N 4 к информационной карте)).
При этом согласно пункту 4 Информационной карты документации об аукционе в электронной форме объектом закупки является оказание клининговых услуг для нужд Отдела МВД России по Кизильскому району в соответствии с Техническим заданием. При этом из Технического задания не следует, что участникам необходимо указать какие-либо конкретные характеристики или показатели.
Таким образом, заказчиком установлены требования к участникам закупки, которые не соответствуют объекту закупки, что является нарушением пункта 2 части 1 статьи 64, части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.
5. Согласно части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает к участнику закупки единые требования к участникам закупки, одним из которых в соответствии с пунктом 11 указанной нормы является отсутствие у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации, однако в нарушение указанной нормы в пункте 18 Информационной карты документации об аукционе в электронной форме отсутствует указанное требование.
6. Из части 2 статьи 37 Закона о контрактной системе следует, что если при проведении аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, либо предложена сумма цен единиц товара, работы, услуги, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной суммы цен указанных единиц, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса), или информации, подтверждающей добросовестность такого участника в соответствии с частью 3 статьи 37 Закона о контрактной системе, с одновременным предоставлением таким участником обеспечения исполнения контракта в размере обеспечения исполнения контракта, указанном в документации о закупке.
Однако пункт 33 Информационной карты документации об аукционе в электронной форме, который устанавливает требования относительно антидемпинговых мер, изложен в редакции не соответствующей действующей редакции части 2 статьи 37 Закона о контрактной системе.
7. Согласно части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Часть 8 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что Штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов.
Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063" утверждены Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее - Постановление N 1042).
Заказчиком в разделе 6 "Ответственность сторон по контракту" установлено следующие: "6.2. За просрочку исполнения Заказчиком обязательств предусмотренных государственным контрактом, Заказчик уплачивает Исполнителю пени в размере 1/300 действующей на день уплаты пени ставки рефинансирования ЦБ РФ от не уплаченной в срок суммы, за каждый день просрочки, начиная со дня, следующего за днем истечения установленного государственным контрактом срока исполнения обязательства, до момента фактического его исполнения.
6.3. В случае полного неисполнения обязательств по настоящему контракту, Исполнитель обязан уплатить Государственному заказчику штраф в размере 10% цены контракта и возместить причиненные в результате этого убытки.
6.4. За ненадлежащее исполнение обязательств "Исполнитель" выплачивает "Государственному заказчику" штраф в размере фиксированной суммы __________ руб. ____ коп., что составляет 10% цены контракта, за исключением случаев, когда Исполнитель исправит выявленные недостатки в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента уведомления о выявленных недостатках.
6.5. Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения Исполнителем обязательств, предусмотренных контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательств, и устанавливается в размере не менее 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действующей на день уплаты пени, от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных Исполнителем и определяется по формуле П=(Ц-В)хС, где П - размер пени; Ц - цена контракта; В - стоимость фактически исполненного в установленный срок Исполнителем обязательства по контракту, определяемая на основании акта оказанных услуг; С - размер ставки.
6.6. За ненадлежащее исполнение обязательств "Государственный заказчик" выплачивает "Исполнителю" штраф в размере фиксированной суммы __________ руб. ____ коп., что составляет 2,5% цены контракта, за исключением просрочки исполнения обязательств.
6.7. Уплата неустойки (пени, штрафов) не освобождает "Стороны" от исполнения обязательств, принятых на себя по настоящему контракту.
6.8. Сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного Контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой Стороны".
Пункт 3 Постановления N 1042 устанавливает, что за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в размере 10 процентов цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей.
Из пункта 4 Постановления N 1042 следует, что за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в размере 1 процента цены контракта (этапа), но не более 5 тыс. рублей и не менее 1 тыс. рублей.
Согласно пункту 5 Постановления N 1042 за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным с победителем закупки (или с иным участником закупки в случаях, установленных Федеральным законом), предложившим наиболее высокую цену за право заключения контракта, размер штрафа составляет 10 процентов начальной (максимальной) цены контракта, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей.
Как следует из пункта 6 Постановления N 1042 за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, размер штрафа устанавливается (при наличии в контракте таких обязательств) в размере 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей.
Пунктом 9 Постановления N 1042 установлено, что за каждый факт неисполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в размере 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей (включительно).
Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 N 1011 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 августа 2017 г. N 1042" внесены изменения в Постановление Правительства РФ N 1042. Так, слова "в виде фиксированной суммы, определяемой" исключены из первого абзаца пункта 6 Постановления Правительства РФ N 1042.
Условия, предусмотренные пунктами 11, 12 Постановления N 1042, в проекте контракта отсутствуют.
Таким образом, заказчиком в проекте контракта установлена ответственность несоответствующая требованиям Законодательства о контрактной системе.
8. Согласно части 8 статьи 30 Закона о контрактной системе в случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены ограничения в соответствии с частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе, в контракт, заключаемый с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение пятнадцати рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 Закона о контрактной системе.
Как следует из извещения о проведении закупки, аукционной документации закупка проводилась для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.
Из пункта 3.4 проекта контракта следует, что оплата производится ежемесячно путем перечисления денежных средств на расчетный счет Исполнителя в течение 20 банковских дней с момента подписания сторонами акта оказанных услуг и выставления счета (счет-фактуры) и акта отгрузки расходных материалов. Выставление платежных документов Исполнителем производится ежемесячно, не позднее 5 числа месяца, следующего за отчетным.
Таким образом, заказчик нарушил требования части 8 статьи 30 Закона о контрактной системе.
8.1. Частью 27 статьи 34 Закона о контактной системе установлено, что в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в том числе части этих денежных средств в случае уменьшения размера обеспечения исполнения контракта в соответствии с частями 7, 7.1 и 7.2 статьи 96 Закона о контрактной системе.
При этом срок возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) таких денежных средств не должен превышать тридцать дней с даты исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, а в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе, такой срок не должен превышать пятнадцать дней с даты исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом.
Одна заказчиком в нарушение части 27 статьи 34 Закона о контактной системе не включено обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта, а в пункте 3.9 проекта контракта срок возврата денежных средств превышает 15 дней.
8.2. Согласно части 30 статьи 34 Закона о контрактной системе, если заказчиком в соответствии с частью 1 статьи 96 настоящего Федерального закона установлено требование обеспечения исполнения контракта, в контракт включается обязательство поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае отзыва в соответствии с законодательством Российской Федерации у банка, предоставившего банковскую гарантию в качестве обеспечения исполнения контракта, лицензии на осуществление банковских операций предоставить новое обеспечение исполнения контракта не позднее одного месяца со дня надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) о необходимости предоставить соответствующее обеспечение. Размер такого обеспечения может быть уменьшен в порядке и случаях, которые предусмотрены частями 7, 7.1, 7.2 и 7.3 статьи 96 Закона о контрактной системе. За каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного настоящей частью, начисляется пеня в размере, определенном в порядке, установленном в соответствии с частью 7 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Заказчиком в нарушение указанной нормы Закона о контрактной системе указанное требование не установлено.
9. Как следует из пункта 2 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком.
Данное требование в проекте контракта отсутствует.
В связи с допущенными нарушениями в действиях виновного должностного лица содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного главой 7 КоАП РФ.
Исходя из материалов внеплановой проверки, информации, представленной заказчиком и обществом Комиссия, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. По результатам проведения внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушение части 7 статьи 67, части 8 статьи 42, пункта 2 части 1 статьи 64, части 3 статьи 66, пункта 11 части 1 статьи 31, части 2 статьи 37, части 4 статьи 34, части 8 статьи 34, части 8 статьи 30, части 27 статьи 34, части 13 статьи 34, части 30 статьи 34 Закона о контрактной системе, пунктов 3, 4, 5, 6, 9, 11, 12 постановления Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042.
2. Выдать заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
3. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности за нарушение законодательства о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии Е.Б. Черенкова
Е.Н. Сарсенбаева
* Предписание размещено в единой информационной системе во вкладке "реестр жалоб, плановых и внеплановых проверок, их результатов и выданных предписаний" - поиск по N извещения - N проверки - вкладка "документы"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 30 апреля 2021 г. N 074/06/99-1051/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.04.2021