Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд:
Зам. Председателя Комиссии:
Амировой В.Р. - начальника отдела,
Членов Комиссии:
Тимофеева М.А. - ведущего специалиста - эксперта,
Коваленко С.К. - специалиста-эксперта,
в отсутствии представителей заказчика МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН - не явился, извещен надлежащим образом, в присутствии представителя заявителя ООО "СРТ" - Носова Д.Ф. (доверенность от 28.04.2021 г.), рассмотрев жалобу заявителя ООО "СРТ" (вх. N 5682/ж от 23.04.2021 г.) на действия Заказчика - МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН при проведении закупки N 0111200003421000035 на предмет: Шифр: 92-2021-нр5169 Поставка цифровой лаборатории (физика, химия, биология) в рамках реализации федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование" на создание и функционирование центров образования естественно-научной и технологической направленностей "Точка роста",
У С Т А Н О В И Л А:
Извещение о проведении электронного аукциона N0111200003421000035 размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru 15.04.2021 г.
Национальный проект: Образование.
Заказчик - МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН.
Начальная (максимальная) цена контракта - 18 088 264,00 руб.
Суть жалобы: по мнению заявителя, заказчиком при проведении закупки нарушены требования действующего законодательства о контрактной системе.
Заказчик с доводами, изложенными в жалобе, не согласился, были представлены письменные пояснения.
Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия и позиции заказчика, изучения документации электронного аукциона приходит к следующим выводам.
1. Относительно довода заявителя о том, что Заказчик применяет описание товара, которое не является обязательной к применению характеристикой, отличное от описания в КТРУ, но указанное в аукционной документации как "Обоснование применения дополнительных требований", а также о том, что Заказчиком установлены требования в техническом задании, не позволяющие точно определить какой именно товар необходимо предложить участнику по позициям 3, 5.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:
- наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно части 1 статьи 23 Закона о контрактной системе идентификационный код закупки указывается в плане-графике, извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемом закрытым способом, документации о закупке, в контракте, а также в иных документах, предусмотренных настоящим Федеральным законом. При этом в информации и документах, подлежащих в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, идентификационный код закупки указывается с использованием единой информационной системы.
Частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе установлено, что порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В своей жалобе заявитель указал на то, что объектом закупки является Цифровая лаборатория ученическая (физика, химия, биология), однако, Заказчик установил, что позиция соответствует коду КТРУ - 26.20.40.190-00000001 Цифровая лаборатория для школьников.
Согласно КТРУ, позиция 26.20.40.190-00000001 обязательна к применению со 02.11.2020 года. Обязательной характеристикой для применения является: предметная область - универсальная.
Однако, Заказчик не использовал обязательную к применению характеристику и сократил предметную область до трех дисциплин: физика, химия, биология, хотя в КТРУ содержится информация об иных дисциплинах цифровых лабораторий - ОБЖ, экология, окружающий мир, физиология, география, математика, естествознание.
Вместе с тем, в пункте 15 технического задания Заказчиком установлено следующее:
N п/п
Наименование показателя (неизменяемое)
Значение показателей, которые не могут изменяться (неизменяемое)
Максимальное и (или) минимальное значение показателей (конкретное значение показателя устанавливает участник)
Ед.изм.
Обоснование применения дополнительных требований
15
Предметная область
Универсальная
Соответствует КТРУ 26.20.40.190-00000001 Цифровая лаборатория для школьников
Согласно пояснениям Заказчика, сокращение предметной области до трех дисциплин является прерогативой заказчика, поскольку именно заказчик формирует свою потребность при размещении закупки.
Если товар, предлагаемый участником закупки, имеет универсальную область применения и при этом удовлетворяет потребность заказчика в трех дисциплинах: физика, химия, биология, то его заявка будет допущена к участию в аукционе.
Учитывая, что в техническом задании Заказчиком установлено требование к предметной области - универсальная и что Распоряжением Минпросвещения России от 12.01.2021 N Р-6 "Об утверждении методических рекомендаций по созданию и функционированию в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, центров образования естественно-научной и технологической направленностей" утвержден примерный перечень оборудования, расходных материалов, средств обучения и воспитания для создания и обеспечения функционирования центров образования естественно-научной и технологической направленностей "точка роста" в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, в котором указана Цифровая лаборатория ученическая (физика, химия, биология), Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком установлены требования к предметной области закупаемого оборудования - универсальная, Заказчику необходимы цифровые лаборатории (физика, химия, биология), а также учитывая, что при указании заявителем предметной области - универсальная, заявка не должна быть отклонена Заказчиком, Комиссия приходит к выводу о необоснованности довода.
Кроме того, заявитель указал на то, что объектом закупки является Цифровая лаборатория ученическая (физика, химия, биология), а Заказчик установил, что позиция соответствует коду КТРУ - 26.20.40.190-00000001 Цифровая лаборатория для школьников.
Комиссия отмечает, что Заказчик установил требование к наименованию закупаемого товара в соответствии с Распоряжением Минпросвещения России от 12.01.2021 N Р-6, установленные кодом КТРУ - 26.20.40.190-00000001 Цифровая лаборатория для школьников требования подпадают под закупаемое Заказчиком оборудование.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о необоснованности довода заявителя в этой части.
Кроме того, в первом доводе своей жалобе заявитель ссылается на то, что Заказчик применяет описание товара, которое является обязательной к применению характеристикой, отличное от описания в КТРУ, но указанное в аукционной документации как "Обоснование применения дополнительных требований":
В пункте 2 технического задания Заказчиком установлено следующее требование:
2
Датчик уровня pH
наличие
Соответствует КТРУ 26.20.40.190-00000001 Цифровая лаборатория для школьников
Комиссия Татарстанского УФАС России отмечает, что в КТРУ - 26.20.40.190-00000001 предусмотрен выбор типа датчика (в том числе Датчик уровня pH), в соответствии с которым Заказчиком и было установлено требование, предусмотренное КТРУ - 26.20.40.190-00000001. Кроме того, Заказчиком по данному пункту указано, что требование соответствует КТРУ - 26.20.40.190-00000001. Довод заявителя в этой части признается необоснованным.
Вместе с тем, заявитель в первом доводе своей жалобы также указывает на то, что из установленных требований по пунктам 3, 3.1; 5, 5.1 невозможно понять к какой именно характеристике установлены требования.
Так, в пунктах 3, 3.1 технического задания установлены следующие требования:
3
Цифровой датчик положения
наличие
Требуется наличие для учебного процесса в соответствии с Распоряжением N Р-6 от 12.01.2021. "Об утверждении методических рекомендаций по созданию и функционированию в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, центров образования естественно-научной и технологической направленностей"
3.1
Требования к беспроводному датчику расстояния:
Для обеспечения выполнения учащимися экспериментов по предметной области, проведения измерений в определенных диапазонах, свойственных исследуемой среде, высокой точности проводимых измерений, удобства использования цифровой лаборатории.
3.2
- совместимость с операционными системами:
iOS, Android, Windows, MacOS, Chromebook
3.3
- количество поддерживаемых сред программирования
не менее 3
ед.
3.4
- совместимость с мобильными устройствами
подключение к мобильным устройствам
3.5
- нижняя граница диапазона измерений
не более 0,15
м
3.6
- верхняя граница диапазона измерений
не менее 3,5
м
3.7
- максимальная скорость сбора данных
не менее 30
Гц
3.8
- разрешающая способность
не более 1
мм
3.9
- температурная компенсация
наличие
3.10
- беспроводная технология передачи данных
Bluetooth
3.11
- проводной интерфейс подключения
USB
В пунктах 5, 5.1 технического задания установлены следующие требования:
5
Цифровой датчик абсолютного давления
наличие
Требуется наличие для учебного процесса в соответствии с Распоряжением N Р-6 от 12.01.2021. "Об утверждении методических рекомендаций по созданию и функционированию в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, центров образования естественно-научной и технологической направленностей"
5.1
Требования к беспроводному датчику давления газа:
Для обеспечения выполнения учащимися экспериментов по предметной области, проведения измерений в определенных диапазонах, свойственных исследуемой среде, высокой точности проводимых измерений, удобства использования цифровой лаборатории.
5.2
- совместимость с операционными системами:
iOS, Android, Windows, MacOS, Chromebook
5.3
- количество поддерживаемых сред программирования
не менее 3
ед.
5.4
- совместимость с мобильными устройствами
подключение к мобильным устройствам
5.5
- нижняя граница диапазона измерений
не более 0
кПа
5.6
- верхняя граница диапазона измерений
не менее 400
кПа
5.7
- разрешающая способность
не более 0,03
кПа
5.8
- максимальное значение давления, которое может выдержать датчик без саморазрушения
не менее 450
кПа
5.9
- беспроводная технология передачи данных
Bluetooth
5.10
- проводной интерфейс подключения
USB
Изучив установленные Заказчиком требования, а также установленные КТРУ - 26.20.40.190-00000001 требования, Комиссия отмечает, что из установленных требований невозможно понять к какому именно датчику Заказчиком устанавливаются требования (к датчику положения или расстояния по п. 3, 3.1 и к датчику абсолютного давления или к датчику давления газа).
Комиссия приходит к выводу, что Цифровой датчик положения отсутствует в обязательных к применению характеристиках "Тип датчика" КТРУ, но применяется в Распоряжении Минпросвещения N Р-6 от 12.01.2021, указанное в аукционной документации как "Обоснование применения дополнительных требований", тогда как "датчик расстояния" указан в обязательных к применению характеристиках "Тип датчика" КТРУ.
Комиссия отмечает, что понять, является ли "Цифровой датчик положения" и "датчик расстояния" одним и тем же датчиком, но с разным наименованием и каким образом при приемке товара заказчиком, данный датчик будет идентифицироваться, в том числе и документально (в паспорте и инструкции по эксплуатации), не представляется возможным. Идентичные нарушения Заказчиком допущены по позиции 5, 5.1 (непонятно какой именно датчик необходим Заказчику и к какому датчику установлены требования). Выявленные нарушения могут ввести участника закупки в заблуждение и как следствие послужить основанием для неправомерного отклонения заявки участника.
Двусмысленное установление таких требований является нарушением требований пункта 1 части 1 статьи 64, с отсылочной нормой на пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Учитывая изложенное, Татарстанское УФАС России приходит к выводу о частично обоснованном доводе заявителя (в части установления Заказчиком требований к различным характеристикам товара по одной и той же позиции, вводящим потенциальных участников в заблуждение).
2. Относительно довода заявителя о том, что Заказчиком неправомерно объединены в один лот функционально не связанные предметы закупки.
В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Закона о контрактной системе государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Пунктом 3 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующим правилом: описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Иных ограничений к содержанию документации об аукционе, в том числе запрета объединять технологически и функционально связанные между собой работы по нескольким объектам в один лот, Законом о контрактной системе не предусмотрено.
Предметом электронного аукциона N 0111200003421000035 является поставка цифровой лаборатории (физика, химия, биология) в рамках реализации федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование" на создание и функционирование центров образования естественно-научной и технологической направленностей "Точка роста".
Согласно ч.1 ст.14 Закона о контрактной системе при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами РФ.
В соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок.
Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи (ч.4 ст.14 Закона о контрактной системе).
Код ОКПД 2, установленный Заказчиком - 26.20.40.190 входит в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных Государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленный Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами формирования и ведения единого реестра Российской радиоэлектронной продукции", "Порядком подготовки обоснования невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
При этом пунктом 7 Постановления Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 установлено, что для целей ограничения допуска радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, не может быть предметом одного контракта (одного лота) радиоэлектронная продукция, включенная в перечень и не включенная в него.
В своей жалобе заявитель ссылается на то, что Заказчик включил в один лот: весы электронные учебные (которые подпадают под код ОКПД2 28.29.32.000: Устройства взвешивающие и весы для взвешивания людей и бытовые, который не подпадает под действие ПП РФ 878), микроскоп (который подпадает под ОКПД ОКПД2 26.70.22.150: Микроскопы оптические), микропрепараты (набор), комплект сопутствующих элементов для опытов по механике, комплект сопутствующих элементов для опытов по молекулярной физике, комплект сопутствующих элементов для опытов по электродинамике, комплект сопутствующих элементов для опытов по оптике (указанные позиции имеют общий код ОКПД2 32.99.53.130: Приборы, аппаратура и устройства учебные демонстрационные и не являются радиоэлектронной продукцией).
Комиссия Татарстанского УФАС России, проанализировав установленные требования, установила, что согласно Распоряжению Минпросвещения России от 12.01.2021 N Р-6 "Об утверждении методических рекомендаций по созданию и функционированию в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, центров образования естественно-научной и технологической направленностей" создание Центров "Точка роста" (далее - Распоряжение) предполагает комплекс условий по оснащению образовательных организаций оборудованием, расходными материалами, средствами обучения и воспитания для достижения образовательных результатов по предметным областям "Естественно-научные предметы", "Естественные науки", "Математика и информатика", "Обществознание и естествознание", "Технология", образовательных программ общего образования естественно-научной и технологической направленностей, при реализации курсов внеурочной деятельности и дополнительных общеразвивающих программ естественно-научной и технической направленностей.
При формировании инфраструктурного листа из профильного комплекта в обязательном порядке обеспечивается выбор средств обучения и воспитания не менее чем по трем учебным предметам ("Физика", "Химия", "Биология") и компьютерного оборудования. Оставшиеся по итогам определения обязательного оборудования средства, предусмотренные для оснащения Центра "Точка роста", распределяются на приобретение дополнительного оборудования, входящего в перечень оборудования, расходных материалов, средств обучения и воспитания профильного комплекта (Приложение N 6 к методическим рекомендациям).
Перечень, минимально необходимых функциональных и технических требований и минимального количества оборудования, расходных материалов, средств обучения и воспитания для оснащения Центров "Точка роста" (далее - инфраструктурный лист), определяются Региональным координатором с учетом Примерного перечня оборудования, расходных материалов, средств обучения и воспитания для создания и обеспечения функционирования центров образования естественно-научной и технологической направленности "Точка роста" в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах (Приложение N 6), примерного типового инфраструктурного листа, определяемого Федеральным оператором, и настоящих Рекомендаций.
В Приложении N 6 к Распоряжению установлен примерный перечень оборудования, расходных материалов, средств обучения и воспитания для создания и обеспечения функционирования центров образования естественно-научной и технологической направленностей "точка роста" в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах:
N
Наименование оборудования
Краткие примерные технические характеристики
Количество единиц для общеобразовательных организаций, не являющихся малокомплектными, ед. изм.
Количество единиц для общеобразовательных организаций, являющихся малокомплектными, ед. изм.
Естественно-научная направленность
1.
Общее оборудование (физика, химия, биология)
1.1.
Цифровая лаборатория ученическая (физика, химия, биология)
Цифровой датчик электропроводности
Цифровой датчик pH
Цифровой датчик положения
Цифровой датчик температуры
Цифровой датчик абсолютного давления
Цифровой осциллографический датчик
Весы электронные учебные 200 г
Микроскоп: цифровой или оптический с увеличением от 80 X
Набор для изготовления микропрепаратов
Микропрепараты (набор)
Соединительные провода, программное обеспечение, методические указания
комплект сопутствующих элементов для опытов по механике
комплект сопутствующих элементов для опытов по молекулярной физике
комплект сопутствующих элементов для опытов по электродинамике
комплект сопутствующих элементов для опытов по оптике
3 шт.
2 шт.
Согласно пояснениям Заказчика, закупаемое в рамках электронного аукциона оборудование необходимо для обеспечения образовательной деятельности организации. Оборудование будет установлено в одном учреждении и будет использовано в рамках данного учреждения и одного учебного класса. Кроме того, в законодательстве и в документации об электронном аукционе отсутствуют какие-либо специфические условия для осуществления поставки оборудования (данный вид деятельности не подлежит лицензированию), следовательно, к участникам закупки дополнительные требования не применяются. Цифровая лаборатория в комплекте с перечисленными позициями должна функционировать как единый лабораторный комплекс учебной системы.
Таким образом, Заказчик, объединил в один лот данное оборудование, ввиду наличия технологической и функциональной взаимосвязи указанного товара. Оборудование находится в свободной продаже, не подлежит лицензированию. Заказчик не установил требования к единому производителю данной цифровой лаборатории. Тем самым, любой участник закупки вправе предложить товар любого производителя или нескольких производителей, соответствующий требованиям Технического задания или улучшить товар.
Кроме того, Комиссия Татарстанского УФАС России отмечает, что Заказчиком было опубликовано обоснование невозможности применения Постановления Правительства Российской Федерации N 878.
Комиссия Татарстанского УФАС России отмечает, что в состав лота не были включены товары, работы, услуги, не связанные с предметом торгов. Предусмотренные к поставке товары направлены на достижение единого результата. Так, согласно аукционной документации Заказчиком закупается цифровая лаборатория (физика, химия, биология), в которой предусмотрены: весы, микроскоп, микропрепараты.
Кроме того, частью 1 статьи 12 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" установлено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Следовательно, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективности и результативности обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Возможность устанавливать параметры необходимого к поставке товара, исходя из своих потребностей, является законодательно закрепленным правом Заказчика, а потребности Заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.
Соответственно, государственный заказчик вправе включить в документацию об аукционе в электронной форме такие качественные, технические и функциональные характеристики товаров, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных функций. При этом заказчик вправе детализировать предмет закупок.
В соответствии со статьей 506 Гражданского кодекса РФ в качестве поставщика по договору поставки может выступать как непосредственно сам производитель, так и иное лицо, закупающее товары для дальнейшей передачи.
Таким образом, отсутствие у лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям Заказчика, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также ограничении Заказчиком числа участников торгов.
Таким образом, заказчик вправе устанавливать в документации о закупке любые требования к поставляемым товарам, выполняемым работам и оказываемым услугам при условии, что они не противоречат положениям Закона о контрактной системе, а также иным федеральным законам и нормативным правовым актам Российской Федерации.
Аналогичная позиция отражена и в судебной практике, что подтверждается Постановлением Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 28.12.2010 г. N11017/10.
В описании объекта закупки Заказчиком были указаны функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки и не установлены требования или указания в отношении конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара. В документации о закупке были отражены показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом, были указаны максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, которые не противоречат требованиям действующего законодательства.
Учитывая, что согласно методическим рекомендациям, указанным в Распоряжении Минпросвещения России от 12.01.2021 N Р-6 к цифровой лаборатории ученической (физика, химия, биология) предъявлены, в том числе требования по наличию в составе лаборатории к наличию весов, микроскопа, микропрепаратам, иных комплектующих, а также учитывая, что заявителем не представлено достаточных доказательств, подтверждающих факт неправомерности объединения в один лот, довод Заявителя не находит своего подтверждения и признан Комиссией необоснованным.
3. Относительно довода заявителя о том, что Заказчиком не установлены требования к программному обеспечению, вместе с тем, Заказчик разместил обоснование невозможности использования Постановления Правительства РФ N1236 от 15.11.2015 г. с указанием требований, установленных в техническом задании в связи с чем, Постановление Правительства РФ N1236 не может быть использовано.
Согласно части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Пунктами 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:
- наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги;
- требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.11.2015 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 1236) установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств, а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением следующих случаев:
а) в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - реестр российского программного обеспечения) и реестре евразийского программного обеспечения отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;
б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.
В соответствии с пунктом 3 Порядка подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Порядок), утвержденного Постановлением N 1236, обоснование должно содержать указание на:
а) обстоятельство, предусмотренное подпунктом "а" или "б" пункта 2 настоящего Порядка;
б) класс (классы) программного обеспечения, которому (которым) должно соответствовать программное обеспечение, являющееся объектом закупки;
в) требования к функциональным, техническим и эксплуатационным характеристикам программного обеспечения, являющегося объектом закупки, установленные заказчиком, с указанием класса (классов), которому (которым) должно соответствовать программное обеспечение;
г) функциональные, технические и (или) эксплуатационные характеристики (в том числе их параметры), по которым программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения, не соответствует установленным заказчиком требованиям к программному обеспечению, являющемуся объектом закупки, по каждому программному обеспечению (с указанием названия программного обеспечения), сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, являющееся объектом закупки (только для закупки в случае, предусмотренном подпунктом "б" пункта 2 настоящего Порядка).
В соответствии с пунктом 10 статьи 42 Закона о контрактной системе Заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация:
- информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
В соответствии с "ГОСТ 19781-90. Государственный стандарт Союза ССР. Обеспечение систем обработки информации программное. Термины и определения" под программным обеспечением понимается совокупность программ системы обработки информации и программных документов, необходимых для эксплуатации этих программ.
Комиссия Татарстанского УФАС России, изучив аукционную документацию, установила, что в описании объекта закупки в Технической части отсутствуют какие-либо требования к программному обеспечению, а лишь установлено, что программное обеспечение должно быть в наличии.
Вместе с тем, Татарстанское УФАС России отмечает, что в Обосновании невозможности использования Постановления Правительства РФ N1236 Заказчик не применяет запрет на допуск по Постановлению Правительства РФ N 1236 так как по своим функциональным, техническим и (или) потребительским характеристикам, программное обеспечение из реестра российского программного обеспечения не соответствует требованиям заказчика, в том числе:
- Сохранение калибровочных данных внутри датчика в ОС Windows, OC Android;
- Выгрузка таблицы с полученными данными в формат табличного редактора (*.xls).
Учитывая, что в техническом задании отсутствуют какие-либо требования к программному обеспечению, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу об обоснованности довода заявителя. Заказчиком нарушены требования части 3 статьи 7, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.11.2015 N 1236.
В ходе заседания Комиссии представитель заявителя заявил дополнительные доводы жалобы на положения конкурсной документации. Вместе с тем, Комиссия Татарстанского УФАС России в соответствии с частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе оставляет дополнительные доводы жалобы без рассмотрения, так как датой окончания срока подачи заявок на участие в рассматриваемом аукционе являлось 23.04.2021 07:00 (МСК).
Кроме того, в ходе проведения внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссией Татарстанского УФАС России установлено следующее.
1. Частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе установлено, что информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.
Комиссия Татарстанского УФАС России установила, что в извещении о проведении закупки, в техническом задании (разнарядка) Заказчиком установлено, что общее количество необходимого к поставке товара составляет 2шт. по 53 адресам, что в совокупности составляет 106 штук, вместе с тем, в приложенной к проекту контракта разнарядке Заказчиком установлено, что поставка должна быть осуществлена по 3 шт. согласно разнарядки (в которой указано 57 адресов - Список базовых школ), а также по 2 шт. согласно разнарядки по 4 адресам - список малокомплектных школ, что в совокупности составляет 179 штук.
Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что Заказчиком неправомерно указано различное количество необходимого к поставке оборудования, что является нарушением требований части 3 статьи 7, части 1 статьи 34 Закона о контактной системе.
2. Частью 11 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что для осуществления заказчиками закупок федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", осуществляющие нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности, разрабатывают и утверждают типовые контракты, типовые условия контрактов, которые размещаются в единой информационной системе и составляют библиотеку типовых контрактов, типовых условий контрактов. В случае отсутствия таких типовых контрактов, типовых условий контрактов соответствующие типовые контракты, типовые условия контрактов могут быть разработаны и утверждены федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок. Порядок разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также случаи и условия их применения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Приказ Минпромторга России от 07.04.2020 N 1152 "Об утверждении типового контракта на оказание услуг выставочной и ярмарочной деятельности, типового контракта на оказание услуг по диагностике, техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств, типового контракта на поставку продукции радиоэлектронной промышленности, судостроительной промышленности, авиационной техники, средств автотранспортных, оборудования для измерения, испытаний и навигации, бумаги, картона, мебели для офисов и предприятий торговли, оборудования электрического осветительного, оборудования промышленного холодильного и вентиляционного, информационных карт данных типовых контрактов" утвержден типовой контракт на поставку продукции радиоэлектронной промышленности (Приложение N 3 к приказу Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 7 апреля 2020 г. N 1152).
В Приложении N 6 к приказу Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 7 апреля 2020 г. N 1152 размещена информационная карта типового контракта на поставку продукции радиоэлектронной, в которой указан код ОКПД 2: 26.20.40.190.
Вместе с тем, Заказчиком в рассматриваемой закупке установлен код ОКПД 2: 26.20.40.190, однако, разместил проект контракта не по типовой форме, утвержденной Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 7 апреля 2020 г. N 1152.
Учитывая изложенное, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что Заказчиком неправомерно размещен нетиповой проект контракта. Заказчиком нарушены требования части 11 статьи 34 Закона о контрактной системе, Приказа Минпромторга России от 07.04.2020 N 1152.
Учитывая, что выявленные нарушения могли повлиять на результаты определения поставщика, Комиссия Татарстанского УФАС России принимает решение выдать Заказчику предписание об устранении выявленных нарушений.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "СРТ" (вх. N 5682/ж от 23.04.2021 г.) на действия Заказчика - МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН при проведении закупки N 0111200003421000035 на предмет: Шифр: 92-2021-нр5169 Поставка цифровой лаборатории (физика, химия, биология) в рамках реализации федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование" на создание и функционирование центров образования естественно-научной и технологической направленностей "Точка роста" обоснованной по доводам 1 (в части установления Заказчиком требований к различным характеристикам товара по одной и той же позиции, вводящим потенциальных участников в заблуждение), 3.
2. Оставить доводы заявителя ООО "СРТ", озвученные в ходе заседания Комиссии на положения аукционной документации без рассмотрения в связи с пропуском сроков для обжалования.
3. Признать заказчика МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН нарушившим требования части 3 статьи 7, пункта 1 части 1 статьи 64, пункта 1 части 1 статьи 33, частей 1, 11 статьи 34, части 3 статьи 14, пункта 10 статьи 42 Закона о контрактной системе, пункта 2 Постановления Правительства РФ N 1236, Приказа Минпромторга России от 07.04.2020 N 1152.
4. Выдать заказчику - МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН предписание об устранении нарушений действующего законодательства.
5. Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства в отношении лиц, допустивших нарушение норм законодательства о контрактной системе.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Зам. Председателя Комиссии А.А. Яфизов
Члены Комиссии М.А. Тимофеев
С.К. Коваленко
Исп.: Коваленко С.К.
8(843)238-24-86
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 28 апреля 2021 г. N 016/06/64-709/2021 (ключевые темы: государственные и муниципальные нужды - техническое задание - антимонопольный орган - иностранные государства - общеобразовательная организация)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.05.2021