Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ИП Христова А.С. (далее - Заявитель) на действия МКУ МО г. Краснодар "ЕСЗ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона: "Поставка мебели для объектов: "Проектирование и строительство блока к МБОУ СОШ N 46 по ул. Гидростроителей, 20 в городе Краснодаре"(2-й этап), "Блок начальных классов на 300 мест на территории МОУ гимназии N 87 по ул. Бульварное кольцо, 9 в г. Краснодаре" (2-й этап)" (извещение N 0318300577621000028) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.
Заявитель обжалует положения аукционной документации.
Заказчиком представлены письменные пояснения по существу доводов жалобы. Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласен и считает, что аукционная документация соответствует требованиям законодательства о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.
Заказчиком - МКУ МО г. Краснодар "ЕСЗ" проводился электронный аукцион: "Поставка мебели для объектов: "Проектирование и строительство блока к МБОУ СОШ N 46 по ул. Гидростроителей, 20 в городе Краснодаре"(2-й этап), "Блок начальных классов на 300 мест на территории МОУ гимназии N 87 по ул. Бульварное кольцо, 9 в г. Краснодаре" (2-й этап)" (извещение N 0318300577621000028).
Начальная (максимальная) цена контракта - 18 105 434,79 рублей.
Согласно ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В силу ч. 1 ст. 65 Закона о контрактной системе в случае проведения электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе документацию о таком аукционе в сроки, указанные в частях 2 и 3 статьи 63 настоящего Федерального закона, одновременно с размещением извещения о проведении такого аукциона.
На основании п. 1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно п.1) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
П. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе предусмотрено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" неустановление заказчиком надлежащей инструкции по заполнению заявки может привести к возникновению у участников закупок ошибок технического характера при заполнении и формировании своих заявок, что в свою очередь может привести к признанию таких заявок не соответствующими установленным заказчиком требованиям.
Включение инструкции по заполнению заявок в состав документации об аукционе должно осуществляться с целью дополнительных условий для более четкого и ясного понимания участниками потребностей заказчика в работах, услугах, товарах. Не допускается посредством составления инструкции по заполнению заявок и применении ее при разработке требований к материалам, создавать необоснованные препятствия для заполнения заявок участниками закупок, тем самым ограничивая круг участников закупок.
В разделе 8 аукционной документации Заказчик установил инструкцию по заполнению заявки на 8 листах, положения которой вводят в заблуждение участников закупок.
Установленная инструкция содержит излишне подробное, объемное и противоречивое описание правил предоставления сведений о товаре, которые содержат достаточно двусмысленные условия, что затрудняет правильное заполнение заявок.
Например, в Инструкции по заполнению заявки указано, что в случае указания значений показателей при сопровождении словами: "в интервале" или "в диапазоне" (вне зависимости от того, какими символами разделены данные значения) участник закупки должен указать одно конкретное значение показателя, соответствующее требуемому интервалу (диапазону) значений, вне зависимости от иных символов, сопровождающих эти показатели.
При этом, в этой же инструкции установлено правило:
В случае указания значений показателей при сопровождении словом "диапазон" (причем данное слово может быть указано и в наименовании показателя), участник закупки должен указать именно диапазон значений, вне зависимости от того, какими символами разделены непосредственно сами значения показателей. При этом, применяются следующие правила: если диапазон значений сопровождается словами "не менее", "не уже" - это означает, что диапазон, предложенный участником, может как по граничным значениям быть равен указанным заказчиком, так может быть и шире, при этом значение верхней границы предложенного диапазона должно быть больше или равно указанному заказчиком, а значение нижней границы диапазона должно быть меньше или равно значению, указанному заказчиком; если диапазон значений сопровождается словами "не более", "не шире" - это означает, что диапазон, предложенный участником, может как по граничным значениям быть равен указанным заказчиком, так может быть и уже, при этом значение верхней границы предложенного диапазона должно быть меньше или равно указанному заказчиком, а значение нижней границы диапазона должно быть больше или равно значению, указанному заказчиком; если диапазон значений сопровождается словом "менее" - это означает, что диапазон, предложенный участником, не может по граничным значениям быть равен указанным заказчиком, при этом значение верхней границы предложенного диапазона должно быть менее указанного заказчиком и значение нижней границы диапазона должно быть менее значения, указанного заказчиком; если диапазон значений сопровождается словом "более" - это означает, что диапазон, предложенный участником, не может по граничным значениям быть равен указанным заказчиком, при этом значение верхней границы предложенного диапазона должно быть более указанного заказчиком и значение нижней границы диапазона должно быть более значения, указанного заказчиком; если диапазон значений сопровождается словом "уже" - это означает, что диапазон, предложенный участником, не может по граничным значениям быть равен указанным заказчиком, при этом значение верхней границы предложенного диапазона должно быть менее указанного заказчиком и значение нижней границы диапазона должно быть более значения, указанного заказчиком; если диапазон значений сопровождается словом "шире" - это означает, что диапазон, предложенный участником, не может по граничным значениям быть равен указанным заказчиком, при этом значение верхней границы предложенного диапазона должно быть более указанного заказчиком и значение нижней границы диапазона должно быть менее значения, указанного заказчиком.
Пример:
Показатель, ед.изм. |
Значение, установленное заказчиком |
Соответствует (при заполнении участником) |
Не соответствует (при заполнении участником) |
Не соответствует (при заполнении участником) |
Диапазон радиочастот, МГц |
0,3-3 |
0,3-3 |
0,2-2 |
0,2-4 |
Диапазон рабочего напряжения, В |
не менее 200-240 |
200-240 |
180-250 |
220-260 |
Диапазон углов обзора, град. |
не менее (-30) - (+30) |
(-30) - (+30) |
-40 - +50 |
(-20) - (+30) |
Диапазон рабочих температур, °С |
не менее 20-40 |
20-40 |
0-50 |
25-70 |
При установлении в Разделе 2 документации значения или диапазона значений параметра с использованием символа ";", союза "или", - участнику закупки необходимо предоставить одно из указанных значений или диапазонов значений, указанных через данный символ, союз.
Таким образом, в зависимости от орфографического знака меняется суть требований, что может вводить участников в заблуждение. Заказчик не лишен возможности указать конкретно требуемые значения без использования запутанных конструкций.
На основании изложенных обстоятельств инструкция по заполнению заявки не отвечает принципам Закона о контрактной системе, вводит в заблуждение участников закупки и не позволяет участникам закупки подать надлежащим образом оформленную заявку на участие в электронном аукционе.
Допущенные нарушения содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Комиссия, руководствуясь ч. 1, 3, 4 ст. 105 и на основании ч. 22, 23 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Христова А.С. обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика - МКУ МО г. Краснодар "ЕСЗ" нарушение ч. 3 ст. 7, п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику - МКУ МО г. Краснодар "ЕСЗ" (аукционной комиссии) выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП уполномоченному должностному лицу.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 29 апреля 2021 г. N 023/06/64-2077/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.04.2021