Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "Ресурс-Дон" (далее - Заявитель) на действия МКУ МО Кореновский район "Управление капитального строительства" при проведении МКУ "Муниципальный заказ МО Кореновский район" открытого конкурса в электронной форме: "Разработка проектно-сметной документации по объекту: Общеобразовательная организация на 550 мест в ст. Платнировская" (извещение N 0818300021521000063) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.
Заявитель обжалует положения конкурсной документации.
Заказчиком представлены письменные пояснения по существу доводов жалобы. Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласен, считает, что конкурсная документация соответствует требования Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.
Уполномоченным органом - МКУ "Муниципальный заказ МО Кореновский район" проводился открытый конкурс в электронной форме: "Разработка проектно-сметной документации по объекту: Общеобразовательная организация на 550 мест в ст. Платнировская" (извещение N 0818300021521000063).
Заказчик - МКУ МО Кореновский район "Управление капитального строительства".
Начальная (максимальная) цена контракта - 22 750 000,00 рублей.
Согласно ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Ч. 1 ст. 54.1 Закона о контрактной системе предусмотрено, что под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
В соответствии с п. 8) ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства РФ от 28.11.2003 N1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее- Правила).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 г. N1085, утверждены Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила).
Согласно пункту 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
П. 11 Правил предусмотрено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
Сумма величин значимости показателей критерия оценки должна составлять 100 процентов.
Значимость критериев оценки должна устанавливаться в зависимости от закупаемых товаров, работ, услуг в соответствии с предельными величинами значимости критериев оценки согласно приложению.
В пп б) п. 4 Правил указано, что в целях настоящих Правил для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки:
характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки:
качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно п. 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели (с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 27 1 и 27 4 настоящих Правил):
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
В Разделе 10 конкурсной документации Заказчиком установлены "Критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки таких заявок":
Критерии оценки заявок |
Максимальная оценка в баллах по критерию |
Значимость критерия |
Коэффициент значимости |
Максимальный рейтинг по критерию |
Максимальный итоговый рейтинг |
1. Цена контракта (стоимостной) |
100 баллов |
60% |
0,6 |
60 баллов |
100 баллов |
2. Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок (нестоимостной). |
100 баллов |
30% |
0,3 |
30 баллов |
|
3. Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (не стоимостной) |
100 баллов |
10% |
0,1 |
10 баллов |
|
Наименование показателя критерия |
Значение |
Величина значимости показателя критерия оценки в процентах |
Формула расчета количества баллов и (или) шкала оценки или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения |
Документы, подтверждающие квалификацию участника |
1. Качество работ |
При оценке заявок (предложений) по критерию оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" наибольшее количество баллов присваивается заявке с лучшим предложением по показателю "Качество работ, услуг". |
100 |
Предметом оценки являются предложения участника закупки по выполнению функций генерального проектировщика при реализации каждого требования из всего перечня основных требований, предусмотренных техническим заданием, по следующим направлениям: - предложение по сбору исходных данных, составлению задания на проектирование - 25 баллов; - предложение по выпуску проектно-сметной документации стадии "Проектная документация" - 25 баллов; - предложение по получению положительного заключения "Краснодаркрайгосэкспертизы" на проектно-сметную документацию - 25 баллов; - предложение по разработке стадии "Рабочая документация" в объеме, необходимом и достаточном для обеспечения строительства - 25 баллов. Каждому предложению по данному показателю присваиваются указанные выше баллы в случае, если оно соответствует следующим условиям: - Предложение представлено по всему перечню основных требований - 10 баллов; - Предложение содержит сведения о способах (методике) его выполнения - 10 баллов; - Предложение содержит действующие нормативные документы, современные практики, методики и стандарты, использующиеся в предметной области - 5 баллов. Количество баллов, присуждаемое заявке по показателю "Качество работ, услуг", рассчитывается, как суммарное количество баллов по всем представленным предложениям. Рейтинг заявки по критерию оценки равен суммарной оценке в баллах, полученной участником закупки по результатам оценки по критерию оценки, с учетом коэффициента значимости критерия оценки. |
Предложение участника |
ИТОГО |
|
100 |
|
|
N п/п |
Показатели критерия "Квалификация участников закупки" |
Значение показателя, в том числе его составляющие |
Величина значимости показателя критерия оценки, % |
Формула расчёта/шкала оценки количества присвоенных балов по составляющим показателям |
Документы, подтверждающие квалификацию участника |
1 |
2 |
3 |
4 |
6 |
7 |
1 |
Опыт участника по успешному выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера* и объема
|
Количество исполненных контрактов (договоров) на выполнение работ по разработке проектной и рабочей документации для общеобразовательных учреждений с ценой не менее 15 (пятнадцати) процентов начальной (максимальной) цены контракта открытого конкурса в электронной форме за период: с 2015 до даты окончания подачи заявок на участие в настоящем конкурсе. |
100
|
Количество баллов, присуждаемых по значению показателя, определяется по формуле: НЦБ = КЗ х 100 х (Ki / Kmax), где: КЗ - коэффициент значимости показателя. Ki - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается; Kmax - максимальное предложение из предложений по показателю, сделанных участниками закупки |
При оценке опыта участника закупки баллы присуждаются только на основании документально подтвержденной информации (на основании представленных документов): - копии контрактов (договоров), со всеми приложениями; - копий актов выполненных работ, услуг; - копии положительных заключений государственной или негосударственной экспертизы. |
|
|
ИТОГО |
100 |
|
|
Участнику закупки необходимо по показателю "Качество работ" необходимо предоставить:
- предложения по сбору исходных данных, составлению задания на проектирование;
- предложения по выпуску проектно-сметной документации стадии "Проектная документация";
- предложения по получению положительного заключения "Краснодаркрайгосэкспертизы" на проектно-сметную документацию;
- предложения по разработке стадии "Рабочая документация" в объеме, необходимом и достаточном для обеспечения строительства.
Вместе с тем, проект контракта конкурсной документации предусматривает его исполнение в соответствии с заданием на проектирование (Приложение N 2 к контракту). При этом, задание на проектирование разрабатывается Заказчиком, не используя данные участников закупки.
Все требования к выпуску проектной документации изложены в постановлении Правительства РФ от 16.02.2008 г. N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиями к их содержанию".
На основании изложенного, описание в заявке порядка разработки разделов проектной документации никак не изменяет состав такой документации и объем обязанностей подрядчика по ее разработке.
Кроме того, в проекте контракта установлено подробное описание порядка предоставления проектной документации.
Данный порядок оценки вынуждает участников закупки подробно и детально описывать содержание нормативных актов, хотя соблюдение этих нормативных актов в любом случае является обязанностью разработчика проектной документации в силу Градостроительного кодекса РФ и постановления Правительства N87. Описание в заявке порядка разработки разделов проектной документации никак не изменяет состав такой документации и объем обязанностей подрядчика по ее разработке. Порядок оценки не содержит положений, которые могут улучшить качество результата работ, при этом от наличия в заявке указанных описаний зависит количество присуждаемых им баллов. Следовательно, отсутствует объективное соотношение (зависимость) как между содержанием заявки и количеством баллов, так и между содержанием заявки и качеством результата работ.
Таким образом, Заказчик требует от участников конкурса описать предложения по разработке задания на проектирование и проектной документации, так или иначе связанные с производственной деятельностью, однако, никакого отношения к качественным, функциональным и экологическим характеристикам объекта закупки, т.е. к качеству работ в дальнейшем не имеющее реализации.
Исходя из изложенного, порядок оценки по указанному критерию является субъективным, поскольку разные организационно-технические предложения могут быть оценены разными профильными специалистами не одинаково.
Применения данного порядка оценки заявок влечет за собой нарушение принципа равноправия, создает неравные стартовые условия для участников закупки.
Таким образом, критерии оценки заявок участников закупки установлены Заказчиком с нарушением требований законодательства о контрактной системе и постановления Правительства N1085.
Допущенные нарушения Заказчика содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Комиссия, руководствуясь ч. 1, 3, 4 ст. 105 и на основании ч. 22, 23 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Ресурс-Дон" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика - МКУ МО Кореновский район "Управление капитального строительства" нарушение п. 8) ч. 1 ст. 54.3, ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе.
3. Уполномоченному органу - МКУ "Муниципальный заказ МО Кореновский район" (конкурсной комиссии), Заказчику - МКУ МО Кореновский район "Управление капитального строительства" выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
5. Передать материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 27 апреля 2021 г. N 023/06/54.3-2012/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.04.2021