Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ИП Бунгуева Т.У. (далее - Заявитель) на действия управления ЖКХ администрации МО г. Армавир при проведении управлением по закупкам для муниципальных нужд администрации МО г. Армавир открытого конкурса в электронной форме: "Содержание объектов внешнего благоустройства муниципального образования город Армавир" (извещение N 0318300552921000077) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.
Заявитель обжалует положения конкурсной документации.
Заказчиком представлены письменные пояснения по существу доводов жалобы, в соответствии с которыми представитель Заказчика с доводами жалобы не согласен, считает, что конкурсная документация соответствует требования Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.
Уполномоченным органом - управлением по закупкам для муниципальных нужд администрации МО г. Армавир проводился открытый конкурс в электронной форме: "Содержание объектов внешнего благоустройства муниципального образования город Армавир" (извещение N 0318300552921000077).
Заказчик - управление ЖКХ администрации МО г. Армавир.
Начальная (максимальная) цена контракта - 40 999 869,00 рублей.
Согласно ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Ч. 1 ст. 54.1 Закона о контрактной системе предусмотрено, что под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
В соответствии с п. 8) ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства РФ от 28.11.2003 N1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее- Правила).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 г. N1085, утверждены Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила).
Согласно пункту 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
П. 11 Правил предусмотрено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
Сумма величин значимости показателей критерия оценки должна составлять 100 процентов.
Значимость критериев оценки должна устанавливаться в зависимости от закупаемых товаров, работ, услуг в соответствии с предельными величинами значимости критериев оценки согласно приложению.
В пп б) п. 4 Правил указано, что в целях настоящих Правил для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки:
характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки:
качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно п. 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели (с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 27 1 и 27 4 настоящих Правил):
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
В Разделе 6 конкурсной документации Заказчиком установлены "Критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме и величины их значимостей":
Критерии оценки заявок на участие в электронном конкурсе
Таблица 1
N критерия |
Наименование критерия |
Значимость критерия, % |
Значимость показателя критерия, % |
1. |
Стоимостной критерий: Цена контракта |
60 |
- |
2. |
Нестоимостной критерий: Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации: |
40 |
- |
2.1. |
опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема |
- |
50 |
2.2. |
обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг |
- |
25 |
2.3. |
квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг |
- |
12,5 |
2.4. |
обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами |
- |
12,5 |
1. Порядок оценки заявок по нестоимостным критериям оценки.
Оценка заявок по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - Квалификация участника закупки).
Коэффициент значимости критерия: 0,40.
В соответствии с пунктом 10 Правил в отношении нестоимостного критерия оценки "Квалификации участника закупки" предусмотрены следующие показатели, раскрывающие содержание критерия оценки и учитывающие особенности оценки по критерию:
1. Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема.
2. Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами, принадлежащими ему на праве собственности или на ином законном основании.
3. Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг.
4. Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами.
Сумма величин значимости показателей оценки по критерию "квалификация участника закупки" равна 100%.
Количество баллов (НЦБi), присуждаемых i-й заявке по критерию "квалификация участника закупки", определяется по формуле:
НЦБi = Ci1+Ci2+_+Cik,
где:
НЦБi - количество баллов, присуждаемых i-й заявке по указанному критерию;
Cik - значение в баллах, присуждаемое i-й заявке на участие в конкурсе по k-му показателю, где k - количество установленных показателей.
Присвоение баллов по показателям осуществляется на основании Таблицы 2:
Таблица 2
N п/п |
Наименование показателя |
Значимость показателя / коэффициент значимости |
Значение показателя |
Максимальное количество |
Максимальное количество баллов с учетом коэффициента значимости показателя |
1 |
Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема -С1 |
50/0,5 |
Наличие у участника закупки исполненного контракта (договора) сопоставимого характера и объема, определяется порядку (шкале оценки), установленному в п. 2.1. |
100 |
50 |
2 |
Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг- С2 |
25/0,25 |
Наличие у участника закупки материально-технических ресурсов, определяется согласно порядку (шкале оценки), установленному в п. 2.2. |
100 |
25 |
3 |
Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг- С3 |
12,5/0,125 |
Наличие у участника закупки трудовых ресурсов, определяется согласно формуле расчета количества баллов, установленной в п. 2.3. |
100 |
12,5 |
4 |
Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами - С4 |
12,5/0,125 |
Наличие у участника закупки трудовых ресурсов, определяется согласно формуле расчета количества баллов, установленной в п. 2.4. |
100 |
12,5 |
2.1. "Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема"- С1
Оценивается количество исполненных государственных (муниципальных) контрактов, гражданско-правовых договоров сопоставимого характера и объема за последние 5 (Пять) лет, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе. Под работами сопоставимого объема и характера понимаются работы: по содержанию объектов благоустройства; валке и обрезке деревьев, уходным работам, цветочному оформлению; по рассаживанию, уходу и обслуживанию парков или садов или озелененных территорий. При этом, стоимость одного такого исполненного контракта (договора) должна быть равна или больше Н(М)ЦК закупки: 40 999 869,00 (Сорок миллионов девятьсот девяносто девять тысяч восемьсот шестьдесят девять) рублей 00 коп.
2.2. "Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг" С2
Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг в соответствии со сводной ведомостью:
Сводная ведомость потребности в машинах, механизмах, транспортных средствах с необходимыми основными техническими характеристиками | |
Наименование |
Кол-во |
автогидроподъемник (высота подъема не менее 22 м); |
1 |
экскаватор (высота выгрузки не менее 3,5 м); |
1 |
автомобиль бортовой (грузоподъемность не менее 4 т); |
1 |
мини-погрузчик колесный с бортовым поворотом (высота выгрузки не менее 2,255 м); |
1 |
поливомоечная машина (вместимость цистерны не менее 6 м3) |
1 |
2.3. "Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ" С3
Количество сотрудников участника закупки, имеющих высшее образование в области - Агрономия и/или Лесное хозяйство
2.4. "Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами" С4
Количество сотрудников участника закупки в должности: работника зеленого хозяйства и/или работника зеленого строительства и/или озеленителя и/или вальщика леса.
Заявитель считает, что вышеуказанные требования ограничивают количество участников закупки.
Предоставление опыта исполнения контракта одного контракта (договора) на сумму равной НМЦК или больше влечет за собой нарушение принципа равноправия, создает неравные стартовые условия для участников закупки, ставит в преимущественное положение крупных компаний, поскольку для участников СМП, СОНО Законом о контрактной системе установлены преимущества при осуществлении закупок до 20 млн. рублей. Требование о наличии конкретного оборудования с указанием характеристик (высота, грузоподъемность, высота выгрузки, вместимость цистерны) ограничивает участников, имеющих оборудование с иными техническими характеристиками. Кроме того, участник закупки самостоятельно будет определять необходимость применения той или иной техники при выполнении заданных работ. Наличие у участника определенной заказчиком техники не свидетельствует о лучшем выполнении работ.
Требование о количестве сотрудников участника закупки, имеющих высшее образование в области Агрономия и/или Лесное хозяйство, а также состоящих в определенной заказчиком должности также ставит в неравные стартовые условия участников закупки. В разделе 4 конкурсной документации содержатся ресурсные сметные расчеты на выполнение работ% валка и обрезка деревьев, уходные работы, цветочное оформление.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
35.02.01 ЛЕСНОЕ И ЛЕСОПАРКОВОЕ ХОЗЯЙСТВО IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ
4.1. Область профессиональной деятельности выпускников: организация на уровне структурного подразделения технологических процессов воспроизводства, охраны, защиты и рационального, многоцелевого, непрерывного, неистощительного использования лесов в учреждениях и организациях лесного и лесопаркового хозяйства.
4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
лес как экологическая система и природный ресурс;
трудовые отношения и технологические процессы в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, лесоразведения и лесоустройства;
участники лесных отношений;
первичные трудовые коллективы.
4.3. Специалист лесного и лесопаркового хозяйства (базовой подготовки) готовится к следующим видам деятельности:
4.3.1. Организация и проведение мероприятий по воспроизводству лесов и лесоразведению.
4.3.2. Организация и проведение мероприятий по охране и защите лесов.
4.3.3. Организация использования лесов.
4.3.4. Проведение работ по лесоустройству и таксации.
4.3.5. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (приложение к ФГОС СПО).
4.4. Специалист лесного и лесопаркового хозяйства (углубленной подготовки) готовится к следующим видам деятельности:
4.4.1. Организация и проведение мероприятий по воспроизводству лесов и лесоразведению.
4.4.2. Организация и проведение мероприятий по охране и защите лесов.
4.4.3. Организация использования лесов.
4.4.4. Организация и проведение работ по лесоустройству и таксации.
4.4.5. Организация работы структурного подразделения.
4.4.6. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (приложение к ФГОС СПО).
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту среднего профессионального образования по специальности 35.02.05 Агрономия IV. Характеристика профессиональной деятельности выпускников
4.1. Область профессиональной деятельности выпускников: организация и выполнение работ по производству, первичной обработке, хранению и транспортировке продукции растениеводства.
4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
сельскохозяйственные культуры, их сорта и гибриды, семена и посадочный материал, товарная продукция; почва и ее плодородие;
удобрения, пестициды, гербициды;
сельскохозяйственная техника и оборудование;
технологии производства продукции растениеводства и ее первичной обработки;
технологии хранения, транспортировки и предпродажной подготовки продукции растениеводства;
процессы организации и управления структурным подразделением сельскохозяйственного производства, малым предприятием;
первичные трудовые коллективы.
4.3. Агроном готовится к следующим видам деятельности:
4.3.1. Реализация агротехнологий различной интенсивности и первичная обработка продукции растениеводства.
4.3.2. Защита почв от эрозии и дефляции, воспроизводство их плодородия.
4.3.3. Осуществление хранения, транспортировки и предпродажной подготовки продукции растениеводства.
4.3.4. Управление работами по производству продукции растениеводства.
4.3.5. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (приложение к ФГОС СПО).
4.4. Старший агроном готовится к следующим видам деятельности:
4.4.1. Реализация агротехнологий различной интенсивности и первичная обработка продукции растениеводства.
4.4.2. Защита почв от эрозии и дефляции, воспроизводство их плодородия.
4.4.3. Осуществление хранения, транспортировки и предпродажной подготовки продукции растениеводства.
4.4.4. Производство сертифицированных семян и посадочного материала сельскохозяйственных культур.
4.4.5. Управление работами и деятельностью по оказанию услуг в области растениеводства.
4.4.6. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (приложение к ФГОС СПО).
В обоснование данного требования заказчик ссылается на то, что согласно документации закупки предусмотрены работы по валке, обрезке деревьев, кустарников. Вместе с тем, данные работы непосредственно не относятся к направлениям Агрономия и/или Лесное хозяйство. Данное требование заказчика является завышенным.
Таким образом, критерии оценки заявок участников закупки установлены Заказчиком с нарушением требований законодательства о контрактной системе и постановления Правительства N1085.
Допущенные нарушения содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Комиссия, руководствуясь ч. 1, 3, 4 ст. 105 и на основании ч. 22, 23 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Бунгуева Т.У. обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика - управления ЖКХ администрации МО г. Армавир нарушение ч.ч. 1, 8 ст. 32, п. 8) ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе.
3. Уполномоченному органу - управлению по закупкам для муниципальных нужд администрации МО г. Армавир (конкурсной комиссии), Заказчику - управлению ЖКХ администрации МО г. Армавир выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 28 апреля 2021 г. N 638/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.05.2021