Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу ООО "Металл-Эксперт" (далее - Заявитель) на действия администрации Павловского с/п при проведении открытого конкурса в электронной форме: "Ремонт автомобильных дорог местного значения Павловского сельского поселения Павловского района в целях реализации мероприятий государственной программы Краснодарского края "Развитие сети автомобильных дорог Краснодарского края" в 2021 году" (извещение N 0318300146521000050) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.
Заявитель обжалует положения конкурсной документации.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.
Уполномоченным органом - АМО Павловский район проводился открытый конкурс в электронной форме: "Ремонт автомобильных дорог местного значения Павловского сельского поселения Павловского района в целях реализации мероприятий государственной программы Краснодарского края "Развитие сети автомобильных дорог Краснодарского края" в 2021 году" (извещение N 0318300146521000050).
Заказчик - администрация Павловского с/п.
Начальная (максимальная) цена контракта - 27 412 292,00 рублей.
Согласно ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Согласно ч. 1 ст. 54.1 Закона о контрактной системе под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
Согласно ч. 2 ст. 54.4 Закона о контрактной системе заявка на участие в открытом конкурсе в электронной форме состоит из двух частей и предложения участника открытого конкурса в электронной форме о цене контракта, сумме цен единиц товара, работы, услуги.
Согласно п. 2) ч. 4 ст. 54.4 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме должна содержать: предложение участника открытого конкурса в электронной форме о качественных, функциональных и об экологических характеристиках объекта закупки при установлении в конкурсной документации критерия, предусмотренного пунктом 3 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона. При этом отсутствие указанного предложения не является основанием для принятия решения об отказе участнику закупки в допуске к участию в открытом конкурсе в электронной форме.
В силу п. 3) ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки.
На основании ч. 5 ст. 54.5 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме участников закупки, допущенных к участию в таком конкурсе, по критерию, установленному пунктом 3 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона (при установлении этого критерия в конкурсной документации). Оценка заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме не осуществляется в случае признания конкурса не состоявшимся в соответствии с частью 8 настоящей статьи.
На основании п. 8) ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать: критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе указано, что для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
- цена контракта;
- расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
- качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
- квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Частями 4 и 5 статьи 32 Федерального закона N 44-ФЗ установлено, что в документации о закупке заказчик обязан указать используемые критерии и их величины значимости. При этом количество используемых критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта.
Порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, установлены постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила оценки заявок).
Оценка - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В соответствии с пунктом 8 Правил в документации о закупке заказчик обязан указать используемые для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии оценки и величины значимости критериев оценки. При этом количество используемых для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев оценки при осуществлении закупки должно быть не менее двух, одним из которых должен быть критерий оценки "цена контракта".
При этом, в соответствии с пунктом 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Кроме того, согласно пункту 11 Правил в случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, допускается установление в документации о закупке в качестве нестоимостных критериев оценки исключительно критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации", показателей такого критерия, указанных в пункте 27(2) Правил.
Пунктом 27(2) Правил установлено, что в случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, по нестоимостному критерию оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" в документации о закупке устанавливается один или несколько следующих показателей:
а) общая стоимость исполненных контрактов (договоров) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу;
б) общее количество исполненных контрактов (договоров) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу;
в) наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу.
Конкурсная документация содержит Раздел 10 "Критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме и величины их значимостей", где установлено:
Критерии оценки заявок |
Максимальная оценка в баллах по критерию |
Значимость критерия, |
Коэффициент Значимости критерия |
Максимальный рейтинг по критерию |
Максимальный итоговый рейтинг |
1.Цена контракта (стоимостной) |
100 баллов |
60% |
0,6 |
60 баллов |
100 баллов |
2.Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (нестоимостной) |
100 баллов |
40% |
0,4 |
40 баллов |
1. Критерий "Цена контракта" (значимость критерия 60 %).
Количество баллов, присуждаемых по критериям оценки "цена контракта" (), определяется по формуле:
а) в случае если Цmin > 0:
,
где:
- предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;
- минимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки.
б) в случае если Цmin < 0:
max
i
max
(Ц - Цi)
ЦБ = 100
Ц
_
Где:
Цi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;
Цmax - максимальное предложение из предложений по критерию, сделанных участниками закупки.
2. Критерий "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (значимость критерия 40 %).
N |
Наименование показателя критерия |
Значение |
Величина значимости показателя критерия оценки в процентах |
Коэффициент значимости показателя критерия оценки |
Формула оценки |
Документы, подтверждающие квалификацию участника |
1 |
Общая стоимость исполненных контрактов (договоров) на выполнение работ сопоставимого характера и объема |
общая стоимость исполненных контрактов (договоров) |
50 |
0,5 |
Количество баллов, присуждаемых по показателю (), определяется по нижеприведенной шкале оценки: 1. в случае Kmax < Kpred НЦБi1 = КЗ х 100 х (Кi / Kmax) где: КЗ - коэффициент значимости показателя. Кi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается Kmax - максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки. 2. в случае Kmax НЦБi1 = КЗ х 100 х (Кi / Kpred) где: КЗ - коэффициент значимости показателя. Кi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается Kmax - максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки. Kpred - максимальное возможное предложение по критерию оценки подлежащее оценке (предельная общая стоимость исполненных контрактов (договоров). |
Оцениваются предоставленные в составе заявки комплекты документов в отношении успешно исполненных контрактов (договоров) |
2 |
общее количество исполненных контрактов (договоров) на выполнение работ сопоставимого характера и объема |
общее количество исполненных контрактов (договоров) |
50 |
0,5 |
Количество баллов, присуждаемых по показателю (), определяется по нижеприведенной шкале оценки: 1. в случае Kmax < Kpred НЦБi2 = КЗ х 100 х (Кi / Kmax) где: КЗ - коэффициент значимости показателя. Кi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается Kmax - максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки. 2. в случае Kmax НЦБi2 = КЗ х 100 х (Кi / Kpred) где: КЗ - коэффициент значимости показателя. Кi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается Kmax - максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки. Kpred - максимальное возможное предложение по критерию оценки подлежащее оценке (предельная общая стоимость исполненных контрактов (договоров). |
Оцениваются предоставленные в составе заявки комплекты документов в отношении успешно исполненных контрактов (договоров) |
Комплектом являются документы в отношении одного исполненного контракта (договора) по одному объекту и подтверждается представлением копий следующих документов:
1) копия контракта (договора) на выполнение работ, в которых указан установленный срок выполнения работ и их стоимость, а также дополнительные соглашения к контрактам (договорам) при наличии;
2) копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете" N 402-ФЗ от 06.12.2011, и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора);
В связи с отсутствием какого-либо документа (части документа) из указанного перечня комплект считается неполным и, как следствие, не предоставленным.
Указанные документы должны быть подписаны не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в настоящем открытом конкурсе в электронной форме.
Под работами сопоставимого характера и объема понимаются: работы по текущему ремонту автомобильных дорог, выполненных в качестве генерального подрядчика с ценой контрактов (договоров) не менее 50 (Пятидесяти) % начальной (максимальной) цены настоящего открытого конкурса в электронной форме. Под успешным выполнением работ понимается исполнение участником закупки контрактов (договоров) в соответствии с условиями, установленными в контрактах (договорах), без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней).
Заказчик вправе запросить у соответствующих учреждений и организаций информацию об успешном выполнении работ по исполнению участником закупки контракта (договора), в том числе в части исполнения без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней).
Начисление баллов производится только по документально подтвержденной информации (все подтверждающие документы должны быть прикреплены к заявке в файлах, формат которых обеспечивает беспрепятственное ознакомление с содержанием). При этом представленные документы должны быть в виде неповторяющихся, полно читаемых копий, на которых видны необходимые сведения, подписи и печати.
Непредставление в составе заявки таких документов (части таких документов) не является основанием для отказа в допуске к участию в открытом конкурсе в электронной форме, однако при оценке заявок по настоящему показателю комиссией будут учитываться только те сведения, заявленные участниками закупки, которые подтверждены документально в составе заявки.
При предоставлении в составе заявки для оценки по показателям нескольких контрактов (договоров) оценке подлежат только те комплекты документов, которые соответствуют условиям, указанным в данном разделе.
В целях выявления лучшего условия выполнения по показателю 1 подлежит оценке общая сумма комплектов документов, предоставленных в заявке и указанных в таблице N 1 Перечня комплектов документов, форма которого приведена в приложении N 1 к настоящему разделу документации и подтверждённых документально. Максимальное возможное предложение по показателю 1 подлежащее оценке (предельная общая стоимость исполненных контрактов (договоров)) составляет 500 000 000 (Пятьсот миллионов) рублей 00 копеек.
В целях выявления лучшего условия выполнения по показателю 2 подлежит оценке общее количество комплектов документов, предоставленных в заявке и указанных в таблице N 2 Перечня комплектов документов, форма которого приведена в приложении N 1 к настоящему разделу документации и подтверждённых документально. Максимальное возможное предложение по показателю 2 подлежащее оценке (предельное общее количество исполненных контрактов (договоров)) составляет 10 (Десять).
В случае, если комплекты, предоставляемые для целей оценки по показателю 2 идентичны комплектам по показателю 1, участник вправе не дублировать такие комплекты.
Исходя из предложения участника в отношении каждого показателя критерия, вычисляется рейтинг такого участника в баллах с учетом коэффициента значимости показателя критерия. При этом оценивается предложение участника с учетом предоставленных в заявке документов, подтверждающих квалификацию участника. В случае непредставления комплекта документов, подтверждающих квалификацию участника, такому участнику присваивается рейтинг, равный нулю баллов. Отсутствие в заявке участника комплекта документов, подтверждающих его квалификацию, не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Рейтинг по каждому показателю оценки вычисляется путем умножения количества баллов, присвоенных участнику по показателю на коэффициент значимости показателя. Рейтинг участника по критерию вычисляется как сумма рейтингов по всем показателям оценки заявки и корректируется с учетом коэффициента значимости критерия.
Итоговый рейтинг заявки (предложения) вычисляется как сумма рейтингов по каждому критерию оценки заявки (предложения). При одинаковом значении итогового рейтинга заявки (предложения) у нескольких участников более высокое место в рейтинге получает заявка, которая поступила раньше.
Победителем признается участник закупки, заявке (предложению) которого присвоен самый высокий итоговый рейтинг. Заявке (предложению) такого участника закупки присваивается первый порядковый номер.
Объектом закупки является выполнение работ по текущему ремонту автомобильных дорог. При этом, в информации о критериях Заказчик требует к оценке "контракты (договоры), предметом которых является выполнение работ сопоставимого характера понимается выполнение работ по текущему ремонту автомобильных дорог, выполненных в качестве генерального Подрядчика.". При этом Заказчик не принимает в расчет опыт успешного выполнения по строительству, реконструкции и капитальному ремонту автомобильных дорог. Т.е. опускает виды работ, которые являются наиболее технически сложными и их успешное выполнение позволяет говорить о большей квалификации участников.
В Разделе 10 в шкале оценки Заказчиком указано:
В целях выявления лучшего условия выполнения по показателю 1 подлежит оценке общая сумма комплектов документов, предоставленных в заявке и указанных в таблице N 1 Перечня комплектов документов, форма которого приведена в приложении N 1 к настоящему разделу документации и подтверждённых документально. Максимальное возможное предложение по показателю 1 подлежащее оценке (предельная общая стоимость исполненных контрактов (договоров)) составляет 500 000 000 (Пятьсот миллионов) рублей 00 копеек. В целях выявления лучшего условия выполнения по показателю 2 подлежит оценке общее количество комплектов документов, предоставленных в заявке и указанных в таблице N 2 Перечня комплектов документов, форма которого приведена в приложении N 1 к настоящему разделу документации и подтверждённых документально. Максимальное возможное предложение по показателю 2 подлежащее оценке (предельное общее количество исполненных контрактов (договоров)) составляет 10 (Десять). |
Таким образом, требуемый по оспариваемому показателю опыт не указывает на более высокий уровень квалификации такого участника, а также не свидетельствует о том, что таким участником будет предложено лучшее условие исполнения контракта. Кроме того, такими критериями создаются благоприятные условия для выполнения работ менее квалифицированными участниками, имеющими опыт выполнения простейших работ, что противоречит самому принципу применения критериев - выявлению победителям с более высоким уровнем квалификации.
Заявитель указывает, что Заказчиком в "Информационной карты" не указан идентификационный код закупки.
Согласно ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В силу ч.1 ст.23 Закона о контрактной системе идентификационный код закупки указывается в плане-графике, извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемом закрытым способом, документации о закупке, в контракте, а также в иных документах, предусмотренных настоящим Федеральным "законом". При этом в информации и документах, подлежащих в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, идентификационный код закупки указывается с использованием единой информационной системы.
Ч.2 ст.23 Закона о контрактной системе гласит, что идентификационный код закупки обеспечивает взаимосвязь документов, указанных в части 1 настоящей статьи.
В п.8 Раздела 1 "Информационная карта" конкурсной документации не указан ИКЗ:
8 |
Идентификационный код закупки |
|
Таким образом, Заказчиком нарушено ч.3 ст.7, ч.1 ст.23 Закона о контрактной системе.
Допущенные нарушения содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Комиссия, руководствуясь ч. 1, 3, 4 ст. 105 и на основании ч. 22, 23 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Металл-Эксперт" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика - администрации Павловского с/п нарушение ч. 3 ст. 7, ч. 2 ст. 8, п. 8) ч. 1 ст. 54.3, ч. 8 ст. 32, ч.1 ст.23 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что указанные нарушения на результат определения поставщика (подрядчика) не повлияли, предписание не выдавать.
4.Отменить приостановление определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение N 0318300146521000050).
5.Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 29 апреля 2021 г. N 645/2021-КС
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.05.2021