Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу ООО "Металл-Эксперт" далее - Заявитель) на действия администрации МО Каневской район при проведении электронного аукциона: "Поддержание санитарного состояния территории Каневского сельского поселения Каневского района" (извещение N 0318300009621000110) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Заявитель указывает, что документация электронного аукциона составлена с нарушениями Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Заказчиком - администрацией Каневской район проводился электронный аукцион: "Поддержание санитарного состояния территории Каневского сельского поселения Каневского района" (извещение N 0318300009621000110).
Начальная (максимальная) цена контракта - 13 239 063,46 руб.
Заявитель считает, что Заказчиком в документации электронного аукциона (описание объекта закупки) не содержится конкретного объема работ (периодичности), который должен выполнить участник закупки в рамках исполнения контракта.
Согласно ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В соответствии с п.1), п.2) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу п.1) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:
1) наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги;
2) требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе;
3) дата и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
4) дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в таком аукционе в соответствии с частью 2 статьи 67 настоящего Федерального закона;
5) дата проведения такого аукциона в соответствии с частью 3 статьи 68 настоящего Федерального закона;
6) информация о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиками (подрядчиками, исполнителями);
7) порядок применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
8) размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта;
9) возможность заказчика изменить условия контракта в соответствии с положениями настоящего Федерального закона;
10) информация о контрактной службе, контрактном управляющем, ответственных за заключение контракта, срок, в течение которого победитель такого аукциона или иной участник, с которым заключается контракт при уклонении победителя такого аукциона от заключения контракта, должен подписать контракт, условия признания победителя такого аукциона или иного участника такого аукциона уклонившимися от заключения контракта;
11) порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе;
12) информация о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 25 статьи 95 настоящего Федерального закона.
Согласно п.2) ст.42 Закона о контрактной системе Заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация: краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. В случаях, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 34 настоящего Федерального закона, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, указываются начальная цена единицы товара, работы, услуги, а также начальная сумма цен указанных единиц и максимальное значение цены контракта. В случае, если контрактом предусматривается выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, допускается оплата такого контракта исходя из фактически выполненного объема данных работ, но не превышающего объема работ, подлежащих выполнению в соответствии с контрактом. При этом в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата поставки товара, выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы товара, работы, услуги исходя из количества товара, поставка которого будет осуществлена в ходе исполнения контракта, объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, но в размере, не превышающем максимального значения цены контракта, указанного в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Согласно извещению электронного аукциона указана начальная (максимальная) цена контракта: 13 239 063, 46 рублей.
В п.8 Раздела 1 "Информационной карты" аукционной документации указано:
Начальная (максимальная) цена контракта |
13 239 063,46 руб. |
Оплата поставки товара, выполнения работы или оказания услуги |
Оплата по контракту осуществляется по безналичному расчёту платёжным поручением путём перечисления Заказчиком денежных средств на расчетный счёт Исполнителя, указанный в настоящем контракте по факту выполнения услуг на основании счета/счета-фактуры, подписанных сторонами акта оказанных услуг. В случае изменения расчетного счета Исполнителя он обязан в двухдневный срок в письменной форме сообщить об этом Заказчику с указанием новых реквизитов расчётного счёта. В противном случае все риски, связанные с перечислением Заказчиком денежных средств на указанный в настоящем контракте счёт Исполнителя, несёт Исполнитель. Оплата оказанных услуг производится не позднее 30 календарных дней с даты подписания Заказчиком документа о приемке оказанных услуг и представления Исполнителем документа на оплату, за исключением случаев, если иной срок оплаты установлен законодательством Российской Федерации. Обязательства Заказчика по оплате цены контракта считаются исполненными с момента списания денежных средств в размере, установленном контрактом, с лицевого счета Заказчика. |
При этом, в описание объекта закупки не содержит конкретного объема работ(периодичности), который должен выполнить Участник закупки в рамках исполнения контракта. Содержатся в том числе следующие требования (выдержка):
Оказание услуг по поддержанию санитарного состояния территории Каневского сельского поселения Каневского района должны проводиться без помех для жителей населенных пунктов и транспортных средств по заявке Заказчика, в которой указаны конкретные сроки выполнения заявленного объема по услуге.
Исполнитель должен обеспечивать в полном объеме качественное выполнение услуг в соответствии с приложенной к контракту документацией, техническим заданием, требованиями СНиП, СанПиН, ТУ, ГОСТ, предписаниями Заказчика. Проводить ежедневные визуальные осмотры объектов с составлением актов и предоставлением их Заказчику. Принимать участие в сезонных субботниках, месячниках по благоустройству территории с выполнением объемов и видов услуг, утвержденных Заказчиком.
Ежедневное присутствие представителя Исполнителя на территории станицы Каневской Каневского сельского поселения. Ежедневное согласование с Заказчиком первоочередности выполнения необходимых услуг по поддержанию санитарного состояния территории Каневского сельского поселения Каневского района.
Услуги по уборке территории и сбору мусора выполняются согласно условиям муниципального контракта, объемов согласно заявке на оказание услуг Заказчика, перечня услуг и периодичности) и настоящего технического задания. При выполнении услуг по уборке территории и сбору мусора не в соответствии с заявкой, в связи с неблагоприятными погодными условиями, выполняются в другие дни по согласованию с Заказчиком.
Внеплановые услуги по поддержанию санитарного состояния территории Каневского сельского поселения Каневского района на территории поселения выполняются по мере их необходимости по согласованию с Заказчиком.
В случае необходимости. Заказчик оставляет за собой право вызвать Исполнителя для выполнения необходимой услуги.
Кроме того, в приложении к разделу 2 "Описание объекта закупки" содержится перечень работ, которые могут выполняться, при необходимости:
|
ПЕРЕЧЕНЬ УСЛУГ |
|
|
Объект закупки: Поддержание санитарного состояния территории Каневского сельского поселения Каневского района |
|
|
|
|
N пп |
Наименование работ (услуг) |
Единица измерения |
1 |
2 |
3 |
Раздел 1. Содержание и уборка территорий кладбищ | ||
1.1 |
Очистка территории от случайного мусора |
м2 |
1.2 |
Погрузка мусора в автосамосвалы вручную |
м3 |
1.3 |
Вывоз мусора на полигон твердых бытовых отходов (далее по тексту - ТБО) |
м3 |
1.4 |
Автомобили бортовые, грузоподъемность до 15т |
маш.час |
1.5 |
Выкашивание травы: газонокосилкой |
м2 |
1.6 |
Автомобили бортовые, грузоподъемность до 10 т |
маш.час |
1.7 |
Вырубка кустарника |
м2 |
1.8 |
Погрузка сучьев, веток на автотранспорт |
м3 |
1.9 |
Прополка газонов |
м2 |
1.10 |
Погрузчики одноковшовые универсальные фронтальные |
маш.час |
1.11 |
Очистка территорий братских могил от случайного мусора |
100 м2 |
Раздел 2. Уборка центральных улиц, центра и мемориала "Вечный огонь" ст. Каневской | ||
2.1 |
Очистка водоотводных лотков и быстротоков из шланга под давлением |
м |
2.2 |
Вода |
м3 |
2.3 |
Очистка тротуаров от пыли и сухого мусора вручную |
м2 |
2.4 |
Очистка территории от случайного мусора |
м2 |
2.5 |
Очистка урн от мусора |
шт. |
2.6 |
Погрузка мусора в автосамосвалы вручную |
м3 |
2.7 |
Вывоз мусора на полигон ТБО |
м3 |
2.8 |
Автомобили бортовые, грузоподъемность до 15 т |
маш.час |
Раздел 3. Поддержание полосы отвода, обочин, откосов и распределительных полос в чистоте и порядке, очистка их от мусора и посторонних предметов с вывозом на полигон | ||
3.1 |
Вывоз мусора на полигон ТБО |
м3 |
3.2 |
Автомобили бортовые, грузоподъемность до 15 т |
маш.час |
3.3 |
Размещение мусора на полигоне ТБО |
м3 |
3.4 |
Погрузка мусора погрузчиками в автосамосвал |
т |
3.5 |
Погрузчики одноковшовые универсальные фронтальные |
маш.час |
3.6 |
Погрузка мусора в автосамосвалы вручную: мусора |
м3 |
3.7 |
Измельчение дробилкой веток диаметром до 30 см |
шт. |
3.8 |
Тракторы на пневмоколесном ходу, мощность 59 кВт (80 л.с.) |
маш.час |
Раздел 4. Уборка остановок общественного транспорта и содержание площадок под ТБО | ||
4.1 |
Очистка автобусных остановок, площадок отдыха и стоянок автомобилей от пыли и мусора вручную |
м2 |
4.2 |
Очистка урн от мусора |
шт. |
4.3 |
Очистка тротуаров от пыли и сухого мусора вручную (вокруг остановочных комплексов) |
м2 |
4.4 |
Вывоз мусора на полигон ТБО |
м3 |
4.5 |
Автомобили бортовые, грузоподъемность до 15т |
маш.час |
4.6 |
Погрузка мусора в автосамосвалы вручную |
м3 |
4.7 |
Обустройство контейнерных площадок под ТБО |
м2 |
Раздел 5. Зеленое хозяйство | ||
5.1 |
Полив деревьев и кустарников |
ед. |
5.2 |
Машины поливомоечные |
маш.час |
5.3 |
Выкашивание сплошного газона газонокосилкой |
м2 |
5.4 |
Погрузка и мусора в автосамосвалы вручную: мусора |
м3 |
5.5 |
Вывоз мусора на полигон ТБО |
м3 |
5.6 |
Автомобили бортовые, грузоподъемность до 15т |
маш.час |
5.7 |
Полив газона (до 5 л/м3) |
м2 |
5.8 |
Машины поливомоечные |
маш.час |
5.9 |
Выкашивание травы роторной косилкой |
маш.час |
5.10 |
Вода |
м3 |
Раздел 6. Механическое подметание проезжей части улиц и площадей | ||
6.1 |
Вывоз мусора на полигон ТБО |
м3 |
6.2 |
Автомобили бортовые, грузоподъемность до 15т |
маш.час |
6.3 |
Механическое подметание проезжей части улиц и площадей: прилотковой части |
пог.м |
6.4 |
Машины поливомоечные |
маш.час |
6.5 |
Вода |
м3 |
Раздел 7. Уборка несанкционированых стихийных свалок | ||
7.1 |
Очистка территории от случайного мусора |
м3 |
7.2 |
Погрузка и мусора в автосамосвалы вручную: мусора |
м3 |
7.3 |
Вывоз мусора на полигон ТБО |
м3 |
В разделе 6 "Обоснование начальной (максимальной) цены контракта" содержится расчет цены контракта, относительно каждой единицы выполняемой работы. Сумма цен единиц работ составляет 29 312, 19 рублей.
Вместе с тем указано, что "В соответствии с выделенными бюджетными денежными лимитами начальная (максимальная) цена контракта составляет 13 239 063,46 рублей (тринадцать миллионов двести тридцать девять) рублей 46 копеек".
Таким образом, Заказчик закупает услугу, объем которой на момент размещения извещения невозможно определить.
Закон о контрактной системе содержит специальные положения, касающиеся осуществления закупок товаров, работ, услуг объем которых невозможно определить:
В соответствии с ч.24 ст. 22 Закона о контрактной системе в случае, если количество поставляемых товаров, объем подлежащих выполнению работ, оказанию услуг невозможно определить, заказчик с учетом установленных в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона требований к закупаемым заказчиком товару, работе, услуге (в том числе предельной цены товара, работы, услуги) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов определяет начальную цену единицы товара, работы, услуги, начальную сумму цен указанных единиц, максимальное значение цены контракта, а также обосновывает в соответствии с настоящей статьей цену единицы товара, работы, услуги. При этом положения настоящего Федерального закона, касающиеся применения начальной (максимальной) цены контракта, в том числе для расчета размера обеспечения заявки или обеспечения исполнения контракта, применяются к максимальному значению цены контракта, если настоящим Федеральным законом не установлено иное.
Согласно ч.5 ст.68 Закона о контрактной системе в случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом количество поставляемых товаров, объем подлежащих выполнению работ, оказанию услуг невозможно определить, электронный аукцион проводится путем снижения начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги в порядке, установленном настоящей статьей.
В силу ч.2.1 ст. 83.2 Закона о контрактной системе в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, с использованием единой информационной системы в сфере закупок в проект контракта включаются максимальное значение цены контракта, цена единицы товара, работы, услуги. При этом цена единицы товара, работы, услуги определяется путем уменьшения начальной цены таких единиц, указанных в извещении об осуществлении закупки, пропорционально снижению начальной суммы цен единиц товаров, работ, услуг, предложенному участником закупки, с которым заключается контракт.
Согласно ч.10.ст.83.2 Закона о контрактной системе rонтракт заключается на условиях, указанных в документации и (или) извещении о закупке, заявке победителя электронной процедуры, по цене, предложенной победителем, либо по цене за единицу товара, работы, услуги, рассчитанной в соответствии с частью 2.1 настоящей статьи, и максимальному значению цены контракта.
Таким образом, оплата выполнения оказанной услуги, объем которой не определен, должна осуществляться по цене единицы услуги, исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, но в размере, не превышающем максимального значения цены контракта.
Таким образом, Заказчиком нарушен п.2) ст.42 Закона о контрактной системе.
Допущенные нарушения содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании п.3.35 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия вправе не выдавать предписание только в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Комиссия, руководствуясь ч.1, ч.4 ст.105 и на основании ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Метал-Эксперт" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика - АМО Каневской район нарушение по ч. 3 ст. 7, п. 2) ст. 42 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что указанные нарушения на результат определения поставщика (подрядчика) не повлияли, предписание не выдавать.
4. Отменить приостановление определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение N 0318300009621000110).
5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 29 апреля 2021 г. N 650/2021-КС
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.05.2021