Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок в составе:
- Барышев А.А. |
- |
председатель комиссии, заместитель руководителя управления, |
- Будрик Д.А. |
- |
член комиссии, главный специалист-эксперт отдела контроля государственных и муниципальных закупок, |
- Воронков А.В. |
- |
член комиссии, старший государственный инспектор отдела контроля государственных и муниципальных закупок, |
при участии посредством видеоконференцсвязи: | ||
- Суминой С.Ю. |
- |
представителя ГКУ НО "ЦРЗ НО" (доверенность от 01.02.2021 N 10), |
- Романовой К.В. |
- |
представителя ООО "Цифра" (доверенность от 26.04.2021 N 6) |
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Цифра" (далее - ООО "Цифра", заявитель) на действия Государственного бюджетного учреждения дополнительного образования "Центр молодежных инженерных и научных компетенций "Кванториум" (далее также - ГБУ ДО "ЦМИНК "КВАНТОРИУМ", заказчик) и Государственного казенного учреждения Нижегородской области "Центр размещения заказа Нижегородской области" (далее также - ГКУ НО "ЦРЗ НО", уполномоченное учреждение) при определении поставщика путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку товаров для обеспечения государственных нужд,
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступила жалоба заявителя на действия заказчика и уполномоченного учреждения при проведении электронного аукциона по объекту закупки: "Поставка компьютерного оборудования для технического оснащения общеобразовательных организаций, на базе которых планируется создание и функционирование центров образования естественно-научной и технологической направленности "Точка роста" в рамках федерального проекта "Современная школа" Национального проекта "Образование", номер извещения 0832200006621000232 (далее также - электронный аукцион).
По мнению заявителя, действия аукционной комиссии не соответствуют требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе в сфере закупок).
Представители заказчика и заявителя на заседании Комиссии отсутствовали. Доказательства надлежащего уведомления в материалах дела имеются.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок, выслушав доводы лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, исследовав их в совокупности с имеющимися в деле материалами и осуществив внеплановую проверку рассматриваемой закупки в соответствии с требованиями части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе и пункта 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, пришла к следующим выводам.
1) 05.04.2021 в единой информационной системе и на сайте электронной площадки - ЭТП Газпромбанк - размещены извещение о проведении электронного аукциона на право заключения контракта по объекту закупки: "Поставка компьютерного оборудования для технического оснащения общеобразовательных организаций, на базе которых планируется создание и функционирование центров образования естественно-научной и технологической направленности "Точка роста" в рамках федерального проекта "Современная школа" Национального проекта "Образование", номер извещения 0832200006621000232, и документация об электронном аукционе.
Начальная (максимальная) цена контракта - 26 741 000,00 рублей.
2) 16.04.2021 аукционной комиссией рассмотрены первые части заявок участников закупки, поданные для участия в электронном аукционе. Результаты данной процедуры зафиксированы в протоколе рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 16.04.2021 N0832200006621000232-1-1.
До окончания срока подачи заявок подано 12 заявок, из которых допущено до участия в электронном аукционе 3 заявки.
Установлено, что аукционной комиссией отказано в допуске заявителю к участию в электронном аукционе по следующему основанию:
"Документацией об электронном аукционе (п. 2.1 раздела II), для товара N1 "Ноутбук" установлены требования: "Вес 1.7 и < 2.1 (Килограмм)", "Количество встроенных в корпус портов USB 3.2 Gen 1 (USB 3.1 Gen 1, USB 3.0)
3 (Штука)", "Количество входного видео разъемов HDMI
1 (Штука)", "Количество потоков процессора
8 (Штука)", и др.
Участник в соответствии с установленными требованиями предлагает значения показателей соответственно: "1.8 (Килограмм)", "3 (Штука)", "1 (Штука)", "8 (Штука)".
Согласно п.1 раздела 2 Инструкции требование, предусмотренное п. 1.1 и 1.3 Инструкции "", "<" - установлены "за исключением применения требований к измеряемым показателям".
Согласно п.16, п.3 и п.13 раздела 3 инструкции, показатели "Вес", "Количество встроенных в корпус портов", "Количество входного видео разъемов", "Количество потоков процессора" являются измеряемыми показателями, поскольку являются неотъемлемым свойством продукции, имеющим точное значение, которые могут быть получены и проверены (проведена идентификация продукции) как результат измерения.
Таким образом, требования "", "<" для измеряемых показателей ""Вес", "Количество встроенных в корпус портов", "Количество входного видео разъемов", "Количество потоков процессора", не предусмотрены в Порядке (Раздел 2 инструкции по заполнению заявок).
Согласно п. 3 раздела 1 инструкции по заполнению заявок, показатели, выраженные в требованиях, не предусмотренных в Порядке (Раздел 2 инструкции), являются неизменяемыми ("подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений").
Предложенные участником значения показателей не соответствуют требованиям, установленным документацией об электронном аукционе".
Частью 1 статьи 64, пунктами 1 и 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Комиссией Нижегородского УФАС России установлено, что документация закупки содержит противоречивую информацию об объекте закупки (в том числе по товару - Ноутбук (Код КТРУ: 26.20.11.110-00000140) по показателю Вес 1.7 и < 2.1 (Килограмм); Мышь компьютерная по показателю Длина кабеля*
1 и < 1.5 (Метр)) и не позволяет сформировать заявку с указанием конкретных показателей товара, и следовательно, соответствующую требованиям документации, потенциальным участникам закупки, что подтверждается отказом в допуске к участию в аукционе 9 заявок из 12 участников закупки в соответствии с Протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 16.04.2021 N0832200006621000232-1-1.
Комиссия Нижегородского УФАС России отмечает, что описание объекта закупки подобным образом противоречит требованиям Законодательства о контрактной системе в сфере закупок и ограничивает число потенциальных участников закупки.
Изложенное свидетельствует о нарушении заказчиком требований части 1 статьи 33, части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Комиссией Нижегородского УФАС России установлено, что в соответствии с частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 настоящей статьи, должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Согласно части 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
В соответствии с частью 3 статьи 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с частью 5 статьи 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается.
Изучив заявки участников закупки, Комиссия Нижегородского УФАС России установила, что заявка заявителя содержала конкретные показатели товара.
Учитывая, что согласно действующему законодательству Заказчик не имел право устанавливать требования к участнику о необходимости предоставления показателей товара подобным образом, Комиссия Нижегородского УФАС России приходит к выводу, что заявка участника закупки была неправомерно отклонена Заказчиком.
Кроме того, по аналогичному основанию аукционной комиссией также было отклонено еще 8 заявок.
На основании изложенного, Комиссия Нижегородского УФАС России приходит к выводу об обоснованности жалобы заявителя.
Таким образом Заказчиком нарушены требования частей 4, 5 статьи 67 Закона о контрактной системе.
3) В рамках проведения внеплановой проверки Комиссией Нижегородского УФАС России установлено следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона о контрактной системе при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" установлены ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.
Описание объекта закупки установлено заказчиком в разделе II аукционной документации "наименование и описание объекта закупки и условия контракта. ПРОЕКТ контрактА".
Проанализировав аукционную документацию, Комиссия Нижегородского УФАС России приходит к выводу, что заказчиком, производится закупка радиоэлектронного оборудования: ноутбука и многофункционального устройства.
Комиссией Нижегородского УФАС России установлено, что аукционная документация содержит обоснование невозможности соблюдения ограничения на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с требованиями Постановления Правительства N 878 от 10.07.2019 (далее - обоснование).
На заседании комиссии Нижегородского УФАС России установлено, что в соответствии с Обоснованием радиоэлектронная продукция, включенная в реестр и соответствующая тому же классу радиоэлектронной продукции, что и радиоэлектронная продукция, планируемая к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемой к закупке радиоэлектронной продукции. Однако, заявителем жалобы предоставлено письмо ООО "ПК Аквариус" (исх. N 764 от 09.04.2021) в соответствии с которым, ООО "ПК Аквариус" в своем модельном ряду имеет ноутбук, который производится на территории Российской Федерации и включен в Единый Реестр Российской Радиоэлектронной Продукции (в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878) и данная модель может быть поставлена с характеристиками не хуже, чем указана в технической документации закупки.
Комиссия Нижегородского УФАС России приходит к выводу, что Заказчиком в один объект закупки включена радиоэлектронная продукция, подлежащая поставке, включенная в Реестр, и не включенная в него, что исключает возможность выхода на закупку участника с продукцией отечественного производителя, по ряду закупаемых товаров, что, в свою очередь, ограничивает количество участников и не соответствует положениям части 1, 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.
По мнению Комиссии Нижегородского УФАС России необходимость выдачи соответствующего предписания об устранении допущенных нарушений требований Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" отсутствует, поскольку такое предписание выдано Нижегородским УФАС России ранее в рамках дела N 052/06/105-988/2021 от 19.04.2021, что не противоречит требованиям Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
С учетом изложенного, руководствуясь частью 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок,
решила:
1. Признать жалобу ООО "Цифра" на действия Государственного бюджетного учреждения дополнительного образования "Центр молодежных инженерных и научных компетенций "Кванториум" и Государственного казенного учреждения Нижегородской области "Центр размещения заказа Нижегородской области" при проведении электронного аукциона по объекту закупки: "Поставка компьютерного оборудования для технического оснащения общеобразовательных организаций, на базе которых планируется создание и функционирование центров образования естественно-научной и технологической направленности "Точка роста" в рамках федерального проекта "Современная школа" Национального проекта "Образование", номер извещения 0832200006621000232, обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим требования частей 1, 3 статьи 14, части 1 статьи 33, части 1 статьи 64, частей 4, 5 статьи 67 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе в сфере закупок не выдавать в связи с наличием ранее выданного Нижегородским УФАС России предписания N 052/06/105-988/2021 от 19.04.2021.
4. Передать уполномоченному должностному лицу материалы дела для рассмотрения вопроса о возможности возбуждения административного производства по признакам совершения административных правонарушений, предусмотренных частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ и частью 2 статьи 7.30 КоАП РФ.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии А.А. Барышев
Члены комиссии Д.А. Будрик
А.В. Воронков
Исп.Воронков А.В.
тел.431-73-87 вн. 052-706
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 28 апреля 2021 г. N 052/06/105-1149/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.05.2021