Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия, антимонопольный орган) в составе:
рассмотрев посредством системы видеоконференции "True Conf" в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утв. Приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014 жалобу индивидуального предпринимателя Лучко Светланы Васильевны на действия заказчика ГБУЗ ТО "Областная клиническая больница N 2" при проведении электронного аукциона на поставку медицинских расходных материалов для эндоваскулярных вмешательств (реестровый номер закупки 0167200003421001663),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее - Тюменское УФАС России) 22.04.2021 (время: 19:24) поступила жалоба (вх.N 4083) индивидуального предпринимателя Лучко Светланы Васильевны на действия заказчика ГБУЗ ТО "Областная клиническая больница N 2" при проведении электронного аукциона на поставку медицинских расходных материалов для эндоваскулярных вмешательств.
Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным статьёй 105 Закона о контрактной системе, и принята к рассмотрению. Уведомления о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы направлены в адрес заявителя, заказчика, уполномоченного органа. Информация о содержании жалобы, времени и месте ее рассмотрения размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Заявитель в жалобе указывает, что заказчиком проводится закупка на поставку медицинских расходных материалов для эндоваскулярных вмешательств. Заказчиком описание объекта закупки составлено с нарушением законодательства о контрактной системе, а именно:
- установлено требование к наличию игл ангиографических диаметром 18 G, 20 G, 21 G, однако игла 18G стандартизирована у всех производителей и имеет длину 7 см, что не состыкуется с параметром технического задания "длина иглы, см не более 4".
- параметр "Внутренний диаметр шафта интродьюсера" имеет техническую ошибку в знаке препинания. Диаметры 4, 5, 6 указаны со знаком "точка с запятой", диаметры 7 и 8 указаны через "запятую". Данная формулировка является некорректной, так как возникает двоякая трактовка параметра: заказчику требуются диаметры 5, 6, 7 и 8 Fr или 5, 6, 7.8Fr. При этом, диаметр 7.8Fr не присутствует ни у одного производителя интродьюсеров, зарегистрированных на территории РФ.
- длину интродьюсера 7, 16, 25 см одновременно имеет производитель Terumo Corporation, однако данные длины присутствуют в разных наборах, которые не совпадают одновременно всем параметрам, таким как "Гидрофильное покрытие", "Диаметр мини-проводника" и др. Необходимые заказчику размеры длины интродьюсера 7, 16, 25 см имеет только один интродьюсер Radiofocus II производства компании Terumo Corporation, Япония. Однако данный интродьюсер не соответствует техническому заданию, так как часть размер 18G входит в состав наборов для бедренного (феморального) доступа.
- позиция 10 технического задания сформирована под товар единственного производителя - интродьюсер Radifocus Introducer II производства компании Terumo Corporation, Япония.
Заказчиком представлены письменные пояснения (вх.N 4382 от 29.04.2021), на поступившую жалобу заявителя которые приобщены в материалы дела, просил признать жалобу заявителя необоснованной.
Заказчик в поступивших пояснениях указывает, что доводы заявителя являются безосновательными, поскольку кроме иглы длиной 7 см у разных производителей имеются иглы диаметром 18G длиной 4 см (интересующие заказчика), что соответствует производителю STERIDEPO. Приведенный заявителем скриншот выдержка из брошюры продукции Merit Medical (страница 138 брошюры) не может учитываться, поскольку вышеуказанная информация предоставляет описание интродьюсеров в наборе с мини-проводником 0,035 x 50 см, которые предназначены для бедренного (феморального) доступа, в то время, как пункт 8 описания объекта закупки представляет собой интродьюсер для лучевого доступа в комплекте с мини-проводником 0,018 0,021 или 0,025. Относительно параметра "Внутренний диаметр шафта интродьюсера" заказчик отмечает, что знаки препинания "точка с запятой" и "запятая" равнозначны при использовании для перечисления и могут использоваться в одном предложении и/или рубрике перечисления. Анализ рынка, на который ссылается заявитель, не может быть принят во внимание, поскольку на сайтах большинства производителей медицинских изделий, как отечественных, так и зарубежных, в разделах с каталогами или описаниями продукции есть примечания о том, что спецификация поставляемой продукции может отличаться от той, которая описана на сайте. В качестве примера приводится скриншот с сайта производителя ООО "Ангиолайн" (г. Новосибирск) который так же указан заявителем жалобы в таблице с "анализом рынка". Продукция Ангиолайн также может выпускаться и поставляться с параметрами, отличными от указанных. Это в равной степени относится и к большинству зарубежных производителей, в том числе и тех, на которых ссылается заявитель жалобы. Заказчиком также был направлен дополнительный запрос компании ООО "Даксмед" по спорным позициям, в ответ на который было получено письмо от представительства производителя продукции, компании Терумо (Япония), которая подтвердила возможность поставки товара в полном соответствии с требованиями к спорным характеристикам товара в различных вариантах исполнения (РУ N РЗН 2016/4786 от 30.09.2016; РУ N РЗН 2019/9200 от 08.11.2019) (копия ответа и запрос приобщены к материалам дела).
Уполномоченным органом представлены письменные пояснения (вх.N 4407 от 30.04.2021), на поступившую жалобу заявителя которые приобщены в материалы дела, просил признать жалобу заявителя необоснованной.
Уполномоченный орган в поступивших пояснениях указывает, что определение характеристик товара относится к компетенции заказчика исходя из его конкретных потребностей. Описание объекта закупки содержит характеристики товара необходимого заказчику в целях реализации своих функций. Закон о контрактной системе не содержит как норм, ограничивающих право заказчика включать в документацию о закупке требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми, так и норм, обязывающих заказчика устанавливать в документации о закупке вопреки его потребностям такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров, работ, услуг. Таким образом, требования к характеристикам поставляемого товара (пункты 8, 10 технического задания) не влекут за собой ограничение числа потенциальных участников закупки.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия приходит к следующим выводам.
Из материалов дела усматривается, что Управление государственных закупок Тюменской области являясь уполномоченным органом, выступило организатором проведения электронного аукциона на поставку медицинских расходных материалов для эндоваскулярных вмешательств, с начальной (максимальной) ценой контракта 8 358 564,86 рублей, в интересах заказчика ГБУЗ ТО "Областная клиническая больница N 2".
Информация об электронном аукционе была размещена 08.04.2021 на официальном сайте ЕИС в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки 0167200003421001663.
Адрес электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" определенной для проведения электронного аукциона http://www.tektorg.ru.
В соответствии с частью 1 статьи 12 Закона о контрактной системе государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с частью 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с частью 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе предусмотрено, что запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Исходя из общих принципов законодательства о контрактной системе, можно сделать вывод о том, что при закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчика основанием для проведения любой закупки является наличие потребности заказчика в приобретении товаров, работ, услуг для обеспечения своей деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 19 Закона о контрактной системе под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьёй 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Объектом закупки является поставка медицинских расходных материалов для эндоваскулярных вмешательств.
Техническим заданием (Приложение N 1 к документации об электронном аукционе) установлены следующие характеристики требуемого к поставке медицинского изделия:
N п/п |
Описание объекта закупки *указываются показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров потребностям заказчика (максимальные и (или) минимальные значения показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться, иные показатели) |
||||||
Наименование объекта закупки (товара) |
Количество |
Функциональные, технические, качественные характеристики (эксплуатационные) объекта закупки (товара), единицы измерения |
Показатели товара (значения показателей) |
||||
Минимальные и (или) максимальные показатели: |
Показатели, которые не изменяются: |
Показатели, указанные в диапазоне: |
Иные показатели: |
||||
|
Интродьюсер для катетера |
650 штук |
Код позиции КТРУ 32.50.13.110-00005058 Трубчатое устройство которое подкожно помещают в естественное пространство тела (артерию) через который затем вводится катетер. Изготавливается из пластмассовых материалов. Это изделие разового использования. |
|
наличие |
|
|
Вид доступа: лучевой |
|
наличие |
|
|
|||
Внутренний диаметр (размер) шафта интродьюсера (по заявке заказчика), Fr: 4; 5; 6; 7; 8 (15) |
|
наличие |
|
|
|||
Длина шафта интродьюсера (по заявке заказчика), см: 7; 16; 25 (14) |
|
наличие |
|
|
|||
Гидрофильное покрытие шафтаинтродьюсера и дистальной части вазодилятатора (16) |
|
наличие |
|
|
|||
Гемостатический клапан и удлинительная линия с 3-ходовым краном (17) |
|
наличие |
|
|
|||
Мини-проводник с металлическим сердечником и металлической оплеткой (18) |
|
наличие |
|
|
|||
Мини-проводник (18) |
|
наличие |
|
|
|||
Диаметр мини-проводника, дюймов (по заявке заказчика): 0,018; 0,021; 0,025 (3) |
|
наличие |
|
|
|||
Ангиографическая игла (18) |
|
наличие |
|
|
|||
Диаметр иглы (по заявке заказчика), G: 18; 20; 21 (3) |
|
наличие |
|
|
|||
Длина иглы, см (3) |
не более 4 |
|
|
|
|||
10 |
Интродьюсер для катетера |
150 штук |
Код позиции КТРУ 32.50.13.110-00005058 Трубчатое устройство которое подкожно помещают в естественное пространство тела (артерию) через который затем вводится катетер. Изготавливается из пластмассовых материалов. Это изделие разового использования. |
|
наличие |
|
|
Вид доступа: бедренный |
|
наличие |
|
||||
Внутренний диаметр (размер) шафта интродьюсера (по заявке заказчика), Fr: 5; 6; 7; 8 (15) |
|
наличие |
|
||||
Длина шафта интродьюсера (по заявке заказчика), см: 7; 10; 16; 25 (14) |
|
наличие |
|
||||
Гемостатический клапан и удлинительная линия с 3-ходовым краном (17) |
|
наличие |
|
||||
Система фиксации интродьюсера при помощи вращающегося пришивного кольца (19) |
|
наличие |
|
||||
Мини-проводник (18) |
|
наличие |
|
||||
Диаметр мини-проводника, дюймов (3) |
не менее 0,035 |
наличие |
|
В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством РФ.
Пунктом 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145) предусмотрено, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
- наименование товара, работы, услуги;
- единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
- описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Пунктом 5 Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 предусмотрено, что заказчик вправе указать в плане закупок, плане-графике закупок, формах обоснования закупок, извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога.
Пунктом 6 Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 предусмотрено, что в случае предоставления иной и дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Объект рассматриваемой закупки по позициям 8, 10 технического задания аукционной документации отнесен к следующему коду КТРУ - 32.50.13.110-00005058:
Согласно позиции КТРУ 32.50.13.110-00005058 указание в описании объекта закупки дополнительных характеристик не запрещено, поскольку описание товара указанной позицией КТРУ не предусмотрено.
Также согласно позиции КТРУ 32.50.13.110-00005058 в разделе "Общая информация" - информация о технических регламентах и стандартах отсутствует.
Заказчик вправе указать в документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики объекта закупки которые не предусмотрены в позиции Каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В данном случае, заказчик вправе самостоятельно установить описание объекта закупки, без учета описания товара которое предусмотрено указанной позицией КТРУ.
Вместе с тем, Комиссией Тюменского УФАС России установлено, что под таблицей технического задания аукционной документации по другим позициям технического задания, по товарам которые подпадают под иные коды КТРУ, приведено обоснование дополнительных характеристик поставляемых товаров, что в свою очередь соответствует требованиям части 6 статьи 23, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, пункта 6 Постановления Правительства РФ от 08.02.2017 N 145, что указывает на то, что описание объекта закупки приведено в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе.
Таким образом, заказчиком обосновано применение дополнительных характеристик, которые влияют на деятельность заказчика в части оказания медицинской помощи пациентам.
Относительно довода заявителя о том, что под требования технического задания аукционной документации подпадает товар единственного производителя - интродьюсер Radifocus Introducer II производства компании Terumo Corporation (Япония), Комиссия Тюменского УФАС России полагает необходимым отметить следующее.
В соответствии с частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Заявитель предоставил в качестве документального подтверждения доводов жалобы приложена брошюра Terumo Interventional Systems а также приведена сравнительная таблица, в которой содержатся характеристики различных моделей оборудования: Supersheath (производитель Boston Scientific), InPut (производитель Medtronic), Avanti Plus (производитель Cordis), Avanti Plus Transradial (производитель Cordis), интродьюсер (производитель Balton), Интродьюсер для лучевой артерии (производитель Balton), Prelude (производитель Merit Medical), Radiofocus II (производитель Terumo), Glidesheath Slender (производитель Terumo), интродьюсер (производитель Ангиолайн), Intradin (производитель B. Braun), Engage_ (производитель St. Jude medical), Brilliant (производитель Lepu medical), Shoocin (производитель Lepu medical), Oscor (производитель Adelante Sigma), Introducer Sheath (производитель SCW Medicath Ltd), Hydrophylic introducers (производитель SCW Medicath Ltd), Flexor (производитель Cook Incorporated), StarFlex (производитель InSitu), Angio-Line (производитель Biometrix) в которой содержатся ссылки на выкопировки из каталогов, которые размещены на сайтах в сети Интернет.
Комиссия Тюменского УФАС России отмечает, что сравнительная таблица не является надлежащим доказательством, которое подтверждает факт несоответствия указанных в техническом задании характеристик требуемого к поставке медицинского изделия, информации из каталогов содержащейся на сайтах в сети Интернет поскольку представленные скриншоты, выкопировки таблиц не являются документами разрабатываемыми в национальной системе метрологии и стандартизации либо принятыми в рамках законодательства о техническом регулировании, более того, информация с официальных сайтов может по прошествии времени утрачивать свою значимость и не соответствовать актуальной технологии производства медицинского изделия, либо факту прекращения производства указанного медицинского изделия.
Какое-либо экспертное заключение на предмет соответствия характеристикам, указанным в техническом задании только одного производителя поставляемого медицинского изделия (анализ товарного рынка медицинских изделий) за подписью эксперта, который предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, заявителем в материалы дела не представлено.
В жалобе заявитель указывает, что совокупности предъявленных к поставляемому товару характеристик соответствует интродьюсер единственного производителя Radifocus Introducer II производства компании Terumo Corporation (Япония).
Комиссией Тюменского УФАС России изучена приложенная заявителем брошюра Terumo Interventional Systems которая содержит спецификацию медицинского изделия, вместе с тем, брошюра не содержит дату её выпуска (дата, месяц, год) что не позволяет однозначно сделать выводы о том, что действующая брошюра соответствует актуальной технологии производства указанного медицинского изделия с параметрами предусмотренными спецификацией для данного медицинского изделия.
При этом, заказчиком в материалы дела приобщена копия официального ответа ООО "Даксмед" (исх.N 01/27/04 от 27.04.2021) согласно которому, указанная компания подтвердила возможность поставки товара в полном соответствии с требованиями к спорным характеристикам товара в различных вариантах исполнения интродьюсера Radifocus Introducer II (РУ N РЗН 2016/4786 от 30.09.2016; РУ N РЗН 2019/9200 от 08.11.2019)
Согласно представленной в материалы дела выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей в отношении индивидуального предпринимателя Лучко Светланы Васильевны (ИНН 470704026000) основным видом деятельности заявителя является: "торговля оптовая фармацевтической продукцией" (код ОКВЭД 46.46).
Следовательно, заявитель не является производителем требуемого к поставке медицинского изделия, а значит, имеет возможность приобрести требуемое заказчику медицинское изделие у любого другого поставщика (дистрибьютора), либо обратиться непосредственно к иному производителю указанного медицинского изделия с целью его приобретения. Требуемое к поставке медицинское изделие не ограничено в обороте, а следовательно, приобрести данное оборудование имеет любой субъект хозяйственной деятельности. Требования законодательства о контрактной системе не запрещают поставщику в случае отсутствия у него необходимого медицинского изделия, обратиться в те организации, где указанное медицинское изделие имеется в наличии с целью осуществления его дальнейшей поставки в адрес заказчика.
В заседании Комиссии представитель заказчика пояснил, что у разных производителей имеются иглы диаметром 18G длиной 4 см (интересующие заказчика), что соответствует производителю STERIDEPO. Приведенный заявителем скриншот выдержка из брошюры продукции Merit Medical (страница 138 брошюры) не может учитываться, поскольку вышеуказанная информация предоставляет описание интродьюсеров в наборе с мини-проводником 0,035 x 50 см, которые предназначены для бедренного (феморального) доступа, в то время, как пункт 8 описания объекта закупки представляет собой интродьюсер для лучевого доступа в комплекте с мини-проводником 0,018 0,021 или 0,025
Комиссия Тюменского УФАС России отмечает, что заказчик вправе самостоятельно принимать решение о способе закупки, с предоставленным правом формирования объекта закупки, определять содержание предмета контракта, предъявлять к нему требования в соответствии с собственными потребностями, поскольку именно заказчик несет всю полноту ответственности за качество описания объекта закупки, в связи с чем, определение значимости установленных требований к закупаемому оборудованию является правом и обязанностью именно заказчика.
Относительно довода заявителя о том, что интродьюсер Radiofocus II производства компании Terumo Corporation (Япония) не соответствует техническому заданию, поскольку часть размера 18G входит в состав наборов для бедренного (феморального) доступа, представитель заказчика пояснил, что кроме иглы длиной 7 см у разных производителей имеются иглы диаметром 18G длиной 4 см (что соответствует потребности заказчика).
Кроме того, Комиссия Тюменского УФАС России изучив РУ N РЗН 2019/9200 от 08.11.2019 установила, что требования РУ относительно иглы с диаметром 20G (0,9 мм) предусмотрена длина иглы 35 мм, для иглы с диаметром 21G (0,8 мм) предусмотрена длина иглы 35 мм, что полностью соответствует техническому заданию аукционной документации.
Довод заявителя о том, что игла 18G стандартизирована у всех производителей и имеет длину 7 см, что не состыкуется с параметром технического задания "длина иглы, см не более 4", является несостоятельным, поскольку приведенные в тексте жалобы выкопировки каталогов различных производителей не указывают: во-первых, что заявителем были исследованы все без исключения каталоги производителей интродьюсеров, а не отдельные модели интродьюсеров; во-вторых, выкопировка информации из каталога не подтверждает актуальность сведений имеющейся технологии производства интродьюсера производителя указанного в каталоге; в-третьих, в материалах дела отсутствует какое-либо экспертное заключение, которое бы содержало исследование положения технического задания на предмет соответствия указанной характеристики всем имеющимся производителям интродьюсеров, а также того, что для иглы с диаметром 18G длины 4 см не существует, либо поставка такого медицинского изделия в адрес заказчика будет невозможна.
Комиссия Тюменского УФАС России отмечает, что заказчик вправе определять такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют его потребностям с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств, но не способствуют ограничению количества участников закупки.
Тот факт, что индивидуальный предприниматель Лучко Светлана Васильевна не может осуществить поставку оборудования которое бы соответствовало техническому заданию аукционной документации (потребности заказчика), не указывает на ограничение количества участников рассматриваемой закупки, поскольку любой потенциальный поставщик (юридическое лицо либо индивидуальный предприниматель, в том числе лицо, не являющееся производителем требуемого к поставке товара) отвечающий требованиям документации об электронном аукционе имеет возможность выступить в качестве участника рассматриваемой закупки, поскольку предметом электронного аукциона является право на заключение государственного контракта на поставку медицинского изделия, а не его изготовления.
Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также об ограничении заказчиком числа участников закупки.
Данная позиция согласуется с нормативным (общеобязательным) толкованием содержащемся в пункте 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017) согласно которому, указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
В соответствии со статьёй 6 Закона о контрактной системе к числу основных принципов контрактной системы относятся принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и принцип эффективности осуществления закупки (эффективного использования источников финансирования), который должен соблюдаться наряду с принципом обеспечения конкуренции.
Закупаемое медицинское изделие находится в свободном обороте на территории Российской Федерации, следовательно, любой участник закупки, соответствующий требованиям законодательства, может осуществить поставку такой продукции.
Выбор контрагентов (официальных дистрибьюторов), у которых участник закупки может приобретать товар, характеристики которого соответствуют требованиям заказчика, аукционной документацией не ограничены.
Потребности заказчика (государственные или муниципальные нужды) не могут рассматриваться как вторичные по отношению к интересам участников размещения заказа, а документация об электронном аукционе не содержит указаний на конкретные модели оборудования, товарный знак, фирменные наименования, наименования производителей или иные индивидуализирующие сведения о закупаемом оборудовании.
Документацией о закупке не установлено запрета на предложение участниками закупки к поставке товара иностранного происхождения.
Заявителем не представлены доказательства, подтверждающие факт отсутствия в свободной продаже необходимого к поставке медицинского изделия.
В заседании Комиссии представитель заказчика пояснил, что техническое задание аукционной документации разрабатывалось совместно с медицинскими специалистами, которые указывали на то, что при использовании данного медицинского изделия у пациентов с индивидуальными анатомическими особенностями (диаметр артерий доступа, извитость артерий доступа, склонность к спазму артерии доступа) гидрофильное покрытие шафта на всем его протяжении позволяет избежать или уменьшить большинство распространенных осложнений, связанных с установкой интродьюсера.
Несмотря на то, что характеристики медицинского изделия, содержащиеся в техническом задании аукционной документации указывают на единственного производителя интродьюсера для катетера Radifocus Introducer II производства компании Terumo Corporation (Япония), заказчиком в описании объекта закупки приведено соответствующее обоснование заявленных характеристик поставляемого медицинского изделия в целях оказания медицинской помощи пациентам, что не может являться нарушением законодательства о контрактной системе, поскольку медицинское изделие обладает соответствующей спецификой его использования с целью оказания квалифицированной медицинской помощи.
Индивидуальный предприниматель Лучко Светлана Васильевна также ссылается на судебную и административную практику, которая подтверждает доводы заявителя: решение УФАС по Краснодарскому краю по делу N ЭА - 591/2015 от 29.07.2015, Решение ФАС России от 07.08.2015 по делу N К-952/15, Решение ФАС России от 22.04.2015 по делу N К-433/15, Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 27.01.2015 по делу N А74-5198/2014, Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 20.02.2015 по делу N А58-6965/2014.
Вместе с тем, выводы изложенные в указанных правоприменительных актах вообще не имеют никакого отношения к рассматриваемому делу, поскольку приняты при иных обстоятельствах дела, не имеют преюдициального характера, указанный акты приняты с участием иных лиц и содержат казуальное толкование (толкование связанное с конкретными обстоятельствами дела), а не легальное (нормативное, общеобязательное) толкование.
При этом, судебная равно как административная практика не являются источником права в Российской Федерации.
Тюменским УФАС России установлено, что согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе N АЭ-1444/21 от 26.04.2021 подано две заявки от участников электронного аукциона с идентификационными номерами: 1, 3 которые допущены к участию в электронном аукционе.
С учетом вышеизложенного, Комиссия Тюменского УФАС России полагает необходимым признать жалобу индивидуального предпринимателя Лучко Светланы Васильевны необоснованной.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктами 3.34, 3.36 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы (утв. Приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014),
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу индивидуального предпринимателя Лучко Светланы Васильевны на действия заказчика ГБУЗ ТО "Областная клиническая больница N 2" при проведении электронного аукциона на поставку медицинских расходных материалов для эндоваскулярных вмешательств (реестровый номер закупки 0167200003421001663) необоснованной.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 30 апреля 2021 г. N 072/06/44/78/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.05.2021