Комиссия Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия, Управление),
в результате осуществления внеплановой проверки действий ФГКУ "Клинический санаторий "Кратово" (далее - Заказчик), при заключении контракта N 4/НК у единственного поставщика на выполнение работ по ремонту трактора для нужд ФГКУ "Клинический санаторий "Кратово" в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с частью 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы, аукционы, запрос котировок, запрос предложений.
Согласно части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями 3 главы Закона о контрактной системе. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком, в том числе в случае закупки определенных товаров, работ, услуг вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, в случае возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной форме либо в оказании медицинской помощи в неотложной форме и применение иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно. Заказчик вправе заключить в соответствии с настоящим пунктом контракт на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги соответственно в количестве, объеме, которые необходимы для ликвидации последствий, возникших вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, либо для оказания медицинской помощи в экстренной форме или неотложной форме, в том числе в случаях, предусмотренных частями 7 и 12 статьи 82 Закона о контрактной системе.
Частью 2 статьи 93 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 6, 9, 34 и 50 части 1 настоящей статьи, заказчик обязан направить в срок не позднее одного рабочего дня с даты заключения контракта в контрольный орган в сфере закупок уведомление о такой закупке. Уведомление о такой закупке направляется при ее осуществлении для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд соответственно в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, или контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок. К этому уведомлению прилагается копия заключенного в соответствии с настоящим пунктом контракта с обоснованием его заключения.
05.04.2021 между Заказчиком и ООО "Транс-Авто Плюс" заключен контракт N 4/НК на выполнение работ по ремонту трактора для нужд ФГКУ "Клинический санаторий "Кратово" на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе (далее - Контракт).
В соответствии с частью 2 статьи 93 Закона о контрактной системе в адрес Управления направлено уведомление о заключении Контракта с единственным поставщиком (далее - Уведомление).
Согласно Уведомлению Заказчик принял решение о заключении Контракта с единственным поставщиком в связи с непредвиденным выходом из строя трактора.
Согласно пункту 2.1 Контракта его цена составляет 239 077, 60 рублей.
Пунктом 3.1 Контракта установлено, что срок выполнения Подрядчиком своих обязательств по Контракту с момента заключения Контракта в течение 5 календарных дней.
Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" установлено, что чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Термин "непреодолимая сила" положениями Закона о контрактной системе не закреплен. Однако это понятие определено в гражданском законодательстве. Так, согласно пункту 3 статьи 401 Гражданского кодекса РФ, непреодолимая сила характеризуется признаками чрезвычайности и непредотвратимости наступивших обстоятельств. Под чрезвычайностью следует понимать необычность явления для повседневности, отсутствие его систематичности. Второй признак непреодолимой силы характеризуется невозможностью собственными усилиями его предотвратить.
Правоприменительная практика относит к непреодолимой силе явления стихийного характера: землетрясения, наводнения, цунами и т.д. Признаки чрезвычайности и непредотвратимости наступления последствий должны присутствовать в совокупности. В частности, не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, носящие систематический характер или связанные с осуществлением властных полномочий заказчика.
На заседании Комиссии представителем Заказчика представлен Аварийный акт обследования от 31.03.2021, согласно которому в результате осмотра выявлено: в корпусе коробки передач образовалась трещина и из него вытекло масло. Дальнейшая эксплуатация трактора невозможна. По причине того, что трактор единственная единица в учреждении, а уборка территории и другие работы проводятся ежедневно, требуется в кратчайшие сроки провести его ремонт.
Также, Заказчиком представлен Акт диагностики техники (агрегата) от 31.03.2021, согласно которому в результате диагностики обнаружена трещина на корпусе КПП, требуется его замена, замена шестерен и подшипников.
На заседании Комиссии установлено, что на момент заключения Контракта аварии и (или) чрезвычайные ситуации природного или техногенного характера, непреодолимой силы на территории ФГКУ "Клинический санаторий "Кратово" отсутствовали.
Заказчиком неправомерно выбран способ определения поставщика, что повлекло создание условий по ограничению доступа иных участников закупки и привело к ограничению конкуренции.
При этом, обстоятельства, приведенные Заказчиком, не обладают свойствами внезапности, чрезвычайности и непредотвратимости и не являются основанием для заключения государственного контракта, по результатам осуществления закупки у единственного исполнителя.
На основании изложенного, действия Заказчика, выразившегося в неправомерном выборе способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) повлекшего сокращение числа участников закупки нарушают часть 5 статьи 24 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение, которого предусмотрена частью 2 статьи 7.29 КоАП.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика нарушение части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе при заключении контракта N 4/НК от 05.04.2021.
2. Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений не выдавать, в связи с заключенным контрактом.
3. Передать материалы дела от 27.04.2021 N 04-07-13194/21 соответствующему должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в трёхмесячный срок.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 27 апреля 2021 г. N 04-07-13194/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.04.2021