Комиссия Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "Р-СЕРВИС" (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Администрации городского округа Истра Московской области (далее - Заказчик), Муниципального казенного учреждения "Центр закупок" (далее - Уполномоченное учреждение) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения ГУП "Агентство по государственному заказу РТ" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по ремонту кабинетов и помещений в здании администрации городского округа Истра (извещение N 0848300048221000123 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт)) (далее - Конкурс) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в соответствии с Административным регламентом утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Уполномоченным учреждением, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, утвердившего положения Конкурсной документацию в противоречие нормам Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Конкурса размещено на Официальном сайте -01.04.2021;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 10 096 963,00 рублей;
3) дата окончания подачи заявок - 22.04.2021;
4) на участие в Конкурсе подано 2 заявки от участников закупки;
5) к участию в Конкурсе допущено 2 заявки от участников закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 54.3 Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе Конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 2 статьи 54.5 Закона о контрактной системе Конкурсной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок, документов и информации, предусмотренных частью 11 статьи 24.1 Закона о контрактной системе, принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком конкурсе требованиям, установленным конкурсной документацией, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей.
Согласно части 6 статьи 54.7 Закона о контрактной системе Конкурсная комиссия осуществляет оценку вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, в отношении которых принято решение о соответствии требованиям, установленным конкурсной документацией, для выявления победителя такого конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации и относящихся ко второй части заявки (при установлении этих критериев в конкурсной документации).
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом, согласно пункту 3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 27 Правил установлено, что Показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в Конкурсной документации ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок участников закупки по показателю "Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема".
В Критериях оценки заявок на участие в Конкурсе по показателю "Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" нестоимостного критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - "Квалификация участников закупки") установлено, в том числе, следующее:
"Заказчиком будет оцениваться общая сумма контрактов (договоров) сопоставимого характера и объема, исполнение обязательств исполнителя по которому завершено в период с 01.08.2018 г. по дату окончания срока подачи заявок на участие в данном открытом конкурсе в электронной форме (далее по тексту - конкурс).
Указанные контракты (договора) должны находиться в реестре контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и/или в реестре договоров, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Под работами сопоставимого характера понимается выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, восстановлению, ремонту дорог и тротуаров".
Изучив Критерии оценки заявок на участие в Конкурсе, Комиссия приходит к выводу, что установление требования о принятии к оценке в качестве подтверждения опыта сопоставимого характера контрактов/договоров на выполнение работ по ремонту дорог и тротуаров ограничивает количество участников закупки и противоречит положениям Закона о контрактной системе, так как не соответствует предмету закупки.
Кроме того, на заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что при формировании порядка оценки заявок участников закупки допущена техническая ошибка в части довода жалобы Заявителя.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является обоснованным.
Кроме того, в Критериях оценки заявок на участие в Конкурсе по показателю "Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг" нестоимостного критерия "Квалификация участников закупки" установлено, в том числе, следующее:
"Оценка заявок по данному показателю выставляется в баллах (при этом максимальное количество баллов по всем показателям критерия равно 100 баллов).
По каждому показателю предложения участника конкурса присваивается значение в баллах в соответствии с таблицей:
Наименование |
Количество материально-технических ресурсов |
Количество баллов по данному показателю |
Дрели электрические |
10 шт. или более |
4 |
5-9 шт. |
2 |
|
0-4 шт. |
0 |
|
Лебедки ручные и рычажные тяговым усилием до 31,39 кН (3,2 т) |
5 шт. или более |
5 |
0-4 шт. |
0 |
|
Ножницы электрические |
10 шт. или более |
4 |
5-9 шт. |
2 |
|
0-4 шт. |
0 |
|
Пила дисковая электрическая |
10 шт. или более |
4 |
5-9 шт. |
2 |
|
0-4 шт. |
0 |
|
Подъемники грузоподъемностью до 500 кг одномачтовые, высота подъема до 45 м |
2 шт. или более |
6 |
0 шт. или 1 шт. |
0 |
|
Растворосмесители передвижные 65 л |
8 шт. или более |
5 |
4-7 шт. |
2 |
|
0-3 шт. |
0 |
|
Шуруповерт |
15 шт. или более |
4 |
8-14 шт. |
2 |
|
0-7 шт. |
0 |
|
Агрегаты для сварки полиэтиленовых труб |
4 шт. или более |
5 |
0-3 шт. |
0 |
|
Аппарат для газовой сварки и резки |
2 шт. или более |
5 |
0 или 1 шт. |
0 |
|
Аппарат для полуавтоматической сварки полиэтиленовых труб "встык" |
2 шт. или более |
4 |
0 или 1 шт. |
0 |
|
Компрессоры передвижные с двигателем внутреннего сгорания давлением до 686 кПа (7 ат), производительность до 5 м3/мин |
2 шт. или более |
5 |
0 или 1 шт. |
0 |
|
Машина для острожки деревянных полов |
3 шт. или более |
5 |
0-2 шт. |
0 |
|
Машина паркетно-шлифовальная |
3 шт. или более |
5 |
0-2 шт. |
0 |
|
Машины шлифовальные угловые |
2 шт. или более |
5 |
0 или 1 шт. |
0 |
|
Машины шлифовальные электрические |
2 шт. или более |
4 |
0 или 1 шт. |
0 |
|
Молотки бурильные легкие при работе от передвижных компрессорных станций |
1 шт. или более |
5 |
0 шт. |
0 |
|
Молотки при работе от передвижных компрессорных станций отбойные пневматические |
1 шт. или более |
4 |
0 шт. |
0 |
|
Перфоратор электрический |
10 шт. или более |
4 |
5-9 шт. |
2 |
|
0-4 шт. |
0 |
|
Преобразователи сварочные с номинальным сварочным током 315-500 А |
2 шт. или более |
5 |
0 или 1 шт. |
0 |
|
Станки трубогибочные |
1 шт. или более |
4 |
0 шт. |
0 |
|
Установки для гидравлических испытаний трубопроводов |
1 шт. или более |
4 |
0 шт. |
0 |
|
Установки для сварки ручной дуговой (постоянного тока) |
2 шт. или более |
4 |
0 или 1 шт. |
0 |
Участник закупки подтверждает обеспеченность материально-техническими ресурсами по данному показателю путем представления в составе заявки:
инвентарных карточек учета объектов основных средств унифицированной формы ОС-6 и/либо договоров купли-продажи и/либо товарных накладных или договоров аренды (лизинга) с приложением актов, подтверждающих факт передачи такой техники (механизма, оборудования) участнику закупки, или договоров субаренды с приложением актов, подтверждающих факт передачи такой техники (оборудования) участнику закупки.
Для подтверждения наличия у участника закупки материально-технического ресурса в составе второй части заявки на участие в конкурсе также необходимо предоставить отдельную карточку по каждой единице оборудования (по каждому материально-техническому ресурсу), которая в обязательном порядке должна (-ы) содержать следующую информацию: сведения о наименовании и марке оборудования; форму правопользования оборудованием (собственность/аренда/лизинг); реквизиты документа, подтверждающего нахождение в собственности материально-технического ресурса (при наличии указанных объектов в собственности); серия и номер договора аренды/лизинга (при наличии указанного оборудования на правах аренды/лизинга) или реквизиты иных документов, подтверждающих факт наличия оборудования у участника закупки в собственности. Карточка оборудования может быть оформлена в виде таблицы, содержащей все сведения в соответствии с настоящим абзацем конкурсной документации.
Количество баллов по данному показателю будет определяться согласно предоставленным копиям указанных документов. В случае не предоставления участником копий указанных документов количество баллов по данному критерию присваивается равным нулю. Частичное представление информации или непредставление информации по данному показателю оценки ведет к соответствующему не начислению баллов участнику.
Комиссией, при оценке заявок по настоящему показателю, учитываются только те сведения, которые подтверждены документально в составе заявки на участие в конкурсе, при этом представленные документы должны быть в виде неповторяющихся, полно читаемых различимых копий, на которых видны необходимые подписи, печати, реквизиты, текст содержания. Представленные участником закупки материально-технические ресурсы, право собственности (или договор аренды) которых не подтверждено документально, не учитываются при оценке.
Оценка по показателю критерия обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг МТРi определяется по формуле:
МТРi = "Количество присвоенных баллов" х "Коэффициент значимости показателя критерия оценки".
При этом, отсутствие у участника закупки на момент подачи заявки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг, не свидетельствует о невозможности надлежащего исполнения обязательств в рамках муниципального контракта.
Кроме того, Комиссия приходит к выводу, что участникам закупки не представляется возможным понять, каким образом Конкурсная комиссия будет оценивать показатель "Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг", так как порядок оценки, установленный в Конкурсной документации, не позволяет участникам закупки установить пропорциональную зависимость между присваиваемыми баллами и предоставляемыми сведениями по указанному показателю.
Таким образом, приведенный порядок оценки не позволяет выявить наилучшие условия исполнения контракта, что не соответствует положениям Постановления Правительства N 1085 и противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Кроме того, в Критериях оценки заявок на участие в Конкурсе по показателю "Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами" нестоимостного критерия "Квалификация участников закупки" установлено, в том числе, следующее:
"Оценка заявок по данному показателю выставляется в баллах (при этом максимальное количество баллов по всем показателям критерия равно 100 баллов). Оценивается обеспеченность участника закупки, на дату подачи заявки на участие в конкурсе, сотрудниками с квалификацией "инженер" которые будут задействованы при исполнении контракта, заключенного по результатам настоящего конкурса.
Сведения о квалифицированных специалистах подтверждаются следующими документами (копиями):
- копиями дипломов и/или иных документов, подтверждающих наличие высшего образования (свидетельств о повышении квалификации или дипломов профессиональной переподготовки, при наличии) у специалистов по специальности "промышленное и гражданское строительство";
- копиями дипломов и/или иных документов, подтверждающих наличие начального/среднего профессионального образования (свидетельств о повышении квалификации или дипломов профессиональной переподготовки или свидетельств о профессии рабочего или аттестатов, при наличии) у специалистов по квалификации "штукатур" не ниже второго разряда.
По показателю предложения участника конкурса присваивается значение в баллах в соответствии с таблицей:
Наименование |
Количество специалистов |
Количество баллов по данному показателю |
Инженер |
6 или более |
50 |
3-5 шт. |
25 |
|
0-2 шт. |
0 |
|
Штукатур |
3 или более |
50 |
0-2 шт. |
0 |
Вместе с тем, установление требования о предоставлении документов, подтверждающих наличие начального/среднего профессионального образования по квалификации "штукатур", а также высшего образования по специальности "промышленное и гражданское строительство", вводит участников закупки в заблуждение, в связи с тем, что по показателю "Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами" Заказчиком оцениваются сотрудники с квалификацией "инженер".
Кроме того, Комиссия приходит к выводу, что участникам закупки не представляется возможным понять, каким образом Конкурсная комиссия будет оценивать показатель "Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами", так как порядок оценки, установленный в Конкурсной документации, не позволяет участникам закупки установить пропорциональную зависимость между присваиваемыми баллами и предоставляемыми сведениями по указанному показателю.
Таким образом, вышеуказанный порядок оценки не позволяет выявить наилучшие условия исполнения контракта, что не соответствует положениям Постановления Правительства N 1085 и противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части установления ненадлежащим образом порядка оценки заявок участников закупки нарушают пункт 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Р-СЕРВИС" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного учреждения нарушение пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному учреждению, Оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела от 27.04.2021 N 050/06/105-1143/2021 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 27 апреля 2021 г. N 050/06/105-1143/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.05.2021