Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ООО "ДЕПО Электроникс" (далее - Заявитель) на действия Федеральной таможенной службы (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, аукционной комиссией Федеральной таможенной службы (далее - Аукционная комиссия), ООО "ЭТП ГПБ" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку программно-аппаратных комплексов информационно-программных средств регламентированных процедур (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0173100001521000022) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно не установлен запрет, предусмотренный постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2015 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 1236), неправомерно не размещено обоснование невозможности его применения;
2. Заказчиком ненадлежащим образом составлено описание объекта закупки, поскольку в документации об Аукционе не указан необходимый тип лицензий original equipment manufacturer (далее - OEM-лицензии);
3. Заказчиком ненадлежащим образом сформирован лот.
Представители Заказчика на заседании Комиссии не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Заказчика 28.04.2021 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы в заседании Комиссии объявлен перерыв в соответствии с пунктом 3.32 Административного регламента, заседание продолжилось 29.04.2021.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукциона размещено в ЕИС - 14.04.2021;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 278 534 900 рублей;
4) источник финансирования - федеральный бюджет, КБК - 1530106234D673200242;
5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 23.04.2021;
6) на участие в Аукционе подано 4 заявки от участников закупки;
7) к участию в Аукционе допущено 3 участника закупки;
8) дата проведения Аукциона - 27.04.2020.
9) во время проведения Аукциона предложение о цене контракта подавали 3 участника закупки.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно не установлен запрет, предусмотренный Постановлением N 1236, неправомерно не размещено обоснование невозможности его применения.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
В соответствии с пунктом 2 Постановления N 1236 установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств, а также установлены случае при которых указанный запрет не устанавливается.
Кроме того, Постановлением N 1236 установлен порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с документацией и извещением о проведении закупки объектом является поставка программно-аппаратных комплексов информационно-программных средств регламентированных процедур (далее - ПАК ИПС РП).
Согласно пункту 4.2 части 5 описания объекта закупки (технические требования) документации об Аукционе, приобретаемые ПАК предназначены для замены физически и морально устаревших ПАК, эксплуатируемых в настоящее время в таможенных органах с функционирующими в среде гипервизора виртуальными машинами с информационно-программными средствами регламентированных процедур (далее - ИПС РП).
В пункте 6.6 части 5 описания объекта закупки (технические требования) документации об Аукционе установлено следующее: "На ПАК ИПС РП должно быть предустановлено специализированное программное обеспечение защиты информации среды виртуализации (далее - СЗИ)".
При этом, согласно документации, об Аукционе лицензия на программное обеспечение предоставляется Заказчиком.
Вместе с тем на заседании Комиссии представили Заказчика пояснили, что поставляемый ПАК должен содержать свое программное обеспечение, которое необходимо для переноса информации с устаревшего ПАК ИПС РП на новый ПАК ИПС РП. При этом Заказчиком не устанавливались конкретные характеристики для программного обеспечения ПАК ИПС РП, что не ограничивает участие для поставщиков, которые готовы предложить к поставке программное обеспечение ПАК ИПС РП отечественного производства, а также не противоречит законодательству Российской Федерации о контрактной системе. Кроме того, в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных содержатся программные обеспечения, которое могут функционировать с ПАК ИПС РП.
Таким образом, Заказчику необходим к поставке ПАК ИПС РП с предустановленным программным обеспечением.
Комиссией установлено, что в извещении о проведении Аукциона и документации об Аукционе отсутствует запрет, предусмотренный Постановлением N 1236, а также обоснование невозможности использования такого запрета.
Учитывая изложенное, вышеуказанные действия Заказчика нарушают часть 3 статьи 14 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение, которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком ненадлежащим образом составлено описание объекта закупки, поскольку в документации об Аукционе не указан необходимый тип OEM-лицензий.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Пунктом 4.4.13 части 5 описания объекта закупки (технические требования) документации об Аукционе установлено следующее: "На ПАК ИПС РП должен быть предустановлен на аппаратной платформе без вспомогательной операционной системы бесплатный гипервизор 1-ого типа (далее - Гипервизоры) не имеющий ограничений по времени эксплуатации или функциональным возможностям (не демонстрационная версия), поддерживающий без дополнительной конвертации функционирование имеющихся у заказчика виртуальных машин и аплайенсов. Должна присутствовать возможность объединения виртуальных машин в виртуальные сети, с созданием виртуальных коммутаторов и виртуальных сетевых интерфейсов".
Согласно пункту 4.4.14 части 5 описания объекта закупки (технические требования) документации об Аукционе установлено следующее: "ПАК ИПС РП должен обеспечивать функционирование, без необходимости дополнительного лицензирования со стороны Заказчика, в виртуальной среде гипервизора первого типа не менее 10 виртуальных машин с ИПС регламентированных процедур обеспечивающих совершение таможенных операций, использующихся Заказчиком. В том числе для операционных систем с лицензией типа original equipment manufacturer (OEM) с соблюдением лицензионной чистоты реализованных в ПАК ИПС РП решений".
При этом Комиссией установлено, что в документации об Аукционе отсутствуют функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики OEM-лицензий, что не позволяет участникам закупки определить потребность Заказчика.
Учитывая изложенное, вышеуказанные действия Заказчика нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение, которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Согласно жалобе Заявителя, Заказчиком ненадлежащим образом сформирован лот.
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16.09.2016 N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 878) утвержден перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - перечень).
Пунктом 7 Постановления N 878 установлено, что для целей ограничения допуска радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, не может быть предметом одного контракта (одного лота) радиоэлектронная продукция, включенная в перечень и не включенная в него.
В соответствии с извещением и документации об Аукционе Заказчиком установлено ограничение, предусмотренное Постановлением N 878.
Пунктом 2 части 5 описания объекта закупки (технические требования) документации об Аукционе установлено, что в состав ПАК ИПС РП, которому присвоен код ОКПД 2 26.20.30.000 "Устройства автоматической обработки данных прочие", входит сервер тип - стоечный, которому присвоен код ОКПД 2 26.20.14.000 "Машины вычислительные электронные цифровые, поставляемые в виде систем для автоматической обработки данных".
Кроме того, в указанном пункте описания объекта закупки (технические требования) документации об Аукционе также указаны функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики сервера в соответствии с позицией 26.20.14.000-00000189 "Сервер" каталога товаров, работ, услуг.
Комиссией установлено, что ПАК ИПС РП и сервер содержатся в перечне, предусмотренном Постановление N 878, что соответствует требованиям Закона о контрактной системе и позволяет Заказчику сформировать закупку указанных товаров одним лотом.
Учитывая изложенное, действия Заказчика не противоречат требованиям Закона о контрактной системе, а довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
При проведении внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
4. Согласно части 3 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в аукционе в случае несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
Согласно части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, не допускается.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в Аукционе от 26.04.2021 N 0173100001521000022-1-1 Аукционной комиссией на основании пункта 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе принято решение об отказе участнику закупки с идентификационным номером заявки "239471" (далее - Участник) в допуске к участию в Аукционе: "Ввиду того, что в первой части заявки участника аукциона содержится сведения о том, что "лицензии на операционные системы, использующиеся в виртуальных машинах, в состав предлагаемого к поставке Товара не входят", перенос на предлагаемое к поставке оборудование виртуальных машин с ИПС регламентированных процедур, обеспечивающих совершение таможенных операций, использующихся Заказчиком с лицензией типа original equipment manufacturer (OEM) с соблюдением лицензионной чистоты реализованных в ПАК ИПС РП решений без дополнительного лицензирования невозможен".
Вместе с тем документацией об Аукционе однозначно не указано должен ли ПАК ИПС РП содержать лицензию на программное обеспечение или такое программное обеспечение предоставляется Заказчиком, а также отсутствует порядок указания таких сведений участниками закупки в заявке на участие в Аукционе.
Учитывая изложенное, у Аукционной комиссии отсутствовали основания для принятия решения об отказе Участнику в допуске к участию в Аукционе, что нарушает часть 5 статьи 67 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение, которого предусмотрена частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ДЕПО Электроникс" обоснованной в части неустановления Заказчиком запрета, предусмотренного Постановлением N 1236, неразмещения обоснования невозможности установления такого запрета, а также в части отсутствия в документации об Аукционе функциональных, технических, качественных и эксплуатационных характеристик OEM-лицензий.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 3 статьи 14, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Аукционной комиссии нарушение части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
5. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного оборонного заказа ФАС России материалы от 29.04.2021 по делу N 21/44/105/563 для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 29 апреля 2021 г. N 21/44/105/563
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.05.2021