Резолютивная часть решения оглашена 29.04.2021.
Решение в полном объеме изготовлено 11.05.2021.
Комиссия Липецкого УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Липецкой области (далее - Комиссия; Комиссия Липецкого УФАС России
рассмотрев жалобу ООО "Алтима" на положения документации об электронном аукционе N 21 - ЭА 2 - 69: медицинские изделия Инфузионные станции на 6 шприцевых и 2 инфузионных насоса, насос шприцевой, насос инфузионный, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий (реестровый номер 0846500000621000133) (далее - электронный аукцион), а также другие документы (копии), представленные сторонами, заслушав мнение представителей сторон, а также проведя внеплановую проверку в соответствии со ст.99 Закона о контрактной системе и на основании приказа Липецкого УФАС России N 221 от 26.04.2021,
У С Т А Н О В И Л А:
В Липецкое УФАС России 22.04.2021 из ФАС России поступила жалоба ООО "Алтима" (далее - заказчик) на положения аукционной докментации.
Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и подана в срок, установленный ст. 105 Закона о контрактной системе. В связи с этим жалоба была принята Липецким УФАС России к рассмотрению.
Жалоба и сведения о времени и месте ее рассмотрения размещены Липецким УФАС России на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru в разделе "жалобы".
На заседании комиссии велась аудиозапись.
Рассмотрение жалобы назначено на 14:40 час. 28.04.2021. Однако в связи с возникшей необходимостью получения дополнительных документов от государственного учреждения здравоохранения "Липецкий областной онкологический диспансер" в заседании Комиссии объявлен перерыв до 11:00 час. 29.04.2021.
Представитель ООО "Алтима" на рассмотрении жалобы озвучил свои доводы, а именно, в первом доводе представитель заявителя указал, что заказчиком установлены требования к закупаемому товару таким образом, что под заявленные характеристики подходит товар одного производителя "Б. Браун Мельзунген АГ" "Инфузомат Спэйс".
Также, представитель заявителя указал, что в подпункте 5 пункта 7.1 аукционной документации, а именно 5.40.2 "Насос инфузионный" указана недостоверная информация о том, что загрузка и выгрузка инфузионной линии осуществляется автоматически. При этом, согласно руководству по применению на "Инфузомат Спэйс и принадлежности" загрузка и выгрузка инфузионной магистрали ручная: закрывается дверца насоса также вручную. В подтверждение обоснованности своего довода представитель общества на рассмотрение жалобы предоставил видео, в котором показано как происходит загрузка и выгрузка инфузионной линии.
Представители уполномоченного органа и заказчика не согласны с доводами жалобы, а также представили письменные пояснения по доводам жалобы.
1. Рассмотрев довод жалобы заявителя о том, что заказчиком установлены требования к закупаемому товару таким образом, что под заявленные характеристики подходит товар одного производителя, Комиссия Липецкого УФАС России признает его необоснованным, ввиду следующего.
На официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещена документация о проведении электронного аукциона N 21 - ЭА 2 - 69: медицинские изделия Инфузионные станции на 6 шприцевых и 2 инфузионных насоса, насос шприцевой, насос инфузионный, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий (реестровый номер 0846500000621000133).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 91 751 694,00 руб.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
При этом, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров, работ, услуг установленным заказчиком требованиям. Указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться (ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе).
Как установлено Комиссией Липецкого УФАС России, в п. 7 документации содержится описание объекта закупки.
Пунктом 7.1 документации об электронном аукционе установлены исчерпывающие требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам поставляемого товара.
В силу статьи 6 Закона о контрактной системе, к числу основных принципов контрактной системы относятся принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и принцип эффективности осуществления закупки (эффективного использования источников финансирования), который должен соблюдаться наряду с принципом обеспечения конкуренции.
Из части 1 статьи 8 Закона о контрактной системе следует, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе, конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Также следует отметить, что в соответствии со ст. 3 Закона о контрактной системе закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд.
При этом, согласно п. 3 ст. 13 Закона о контрактной системе заказчиками осуществляются закупки, в том числе, для выполнения функций и полномочий государственных органов Российской Федерации, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов управления территориальными внебюджетными фондами, муниципальных органов.
Исходя из положений указанной статьи Закона о контрактной системе и общего смысла законодательства о контрактной системе, можно сделать вывод о том, что при закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчика основанием для проведения любой закупки является наличие нужд (потребности) заказчика в приобретении товаров, работ, услуг для обеспечения своей деятельности.
Таким образом, заказчику в рамках названного Закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. А вышеуказанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к поставляемому товару, что в свою очередь позволит участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в закупке.
Тем самым, реализуются цели и принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности определения поставщика, равного доступа к участию в торгах и недопустимости ограничения числа участников закупки.
Из системного толкования вышеприведенных нормативных положений следует, что заказчики при описании объекта закупки должны таким образом сформулировать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые им необходимы объективно, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу ч.2 ст.437 ГК РФ должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика, в том числе в части определения предмета контракта.
В силу ст. 506 ГК РФ, по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
Предметом рассматриваемого электронного аукциона является - поставка медицинских изделий - инфузионные станции на 6 шприцевых и 2 инфузионных насоса, насос шприцевой, насос инфузионный, в связи с чем, участником закупки может выступать любое юридическое, физическое лицо, индивидуальный предприниматель, в том числе, и не являющиеся производителями требуемого к поставке товара, готовые поставить товар, отвечающий требованиям документации об электронном аукционе и удовлетворяющей потребностям заказчика.
Кроме того, также следует отметить, что заказчик при осуществлении закупки не имеет возможности установить требования к характеристикам товара, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупок для государственных нужд.
Закон о контрактной системе не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого для государственных нужд товара в документации об электронном аукционе устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям товара.
Установление заказчиком любых параметров, характеристик, требований к товару, работам, услугам может повлечь невозможность принять участие того или иного юридического, физического лица в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), ограничить число участников закупки, поскольку не все поставщики (исполнители) имеют возможность поставить товар, выполнить работу, оказать услугу, соответствующую всем условиям документации об электронном аукционе.
При рассмотрении жалобы представители уполномоченного учреждения и заказчика пояснили, что определение характеристик объекта закупки относится к компетенции заказчика, которому в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик закупаемых товаров, работ, услуг, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям заказчика с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное выполнение соответствующих функций. При этом, заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок, поскольку потребности заказчика являются определяющими при установлении соответствующих требований.
Представители заказчика отметили, что технические характеристики были составлены с учетом многолетнего опыта и соответствующего образования медицинских специалистов, работающих в лечебном учреждении. Технические характеристики оборудования неоднократно обсуждались специалистами отделения анестезиологи-реанимации онкологического диспансера, а также с анестезиологами-реаниматологами лечебных учреждений региона и столичных клиник. Изучение и сравнение технических характеристик инфузионной техники проводилось на международных выставках медицинского оборудования и конференциях, а также в периодических медицинских изделиях и в свободном доступе в интернете. Также, с учетом специфики деятельности заказчика, а именно функционирования в качестве отделения анестезиологии-реанимации онкологического диспансера, пациенты которого обладают дефектами иммунной системы, что во многом и является причиной появления злокачественных опухолей, обеспечение точно и безопасной инфузионной терапии в критических состояниях и при химиотерапевтических процедурах несет в себе ряд требований к инфузионной технике, которые и были отражены в техническом задании. Заказчиком установлены такие требования к характеристикам объекта закупки ввиду закупки более качественного оборудования.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в постановлении от 28.07.2015 N Ф01-2642/2015 по делу N А38-5844/2014 указал, что заказчик вправе включить в документацию о проведении электронного аукциона такие характеристики товара, которые отвечают его потребностям. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет электронного аукциона. Федеральным законом N 44-ФЗ не предусмотрены ограничения по включению в документацию электронного аукциона требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика; не предусмотрена и обязанность заказчика обосновывать свои потребности при установлении требований к товарам.
Тем самым, реализуются цели и принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности определения поставщика, равного доступа к участию в торгах и недопустимости ограничения числа участников закупки.
В составе жалобы, а также на заседание Комиссии Липецкого УФАС России заявителем не представлено документов, подтверждающих факт того, что требования к характеристикам товара, установленные заказчиком, являются невыполнимыми, ограничивают права и законные интересы заявителя на участие в данной закупке.
Более того на участие в электронном аукционе поступило 3 заяви.
Исходя из приведенных положений нормативных актов, приведенного заказчиком обоснования необходимости приобретения медицинских изделий с определенными характеристиками, установлено, что размещенная в единой информационной системе аукционная документация, на момент рассмотрения жалобы не может нарушать права и законные интересы заявителя.
2. Рассмотрев довод жалобы заявителя о том, что по позиции "Насос инфузионный" неправомерно установлено требование к автоматической загрузке и выгрузке инфузионной линии, Комиссия Липецкого УФАС России признает его необоснованным, ввиду следующего.
На рассмотрении жалобы представитель заявителя указал, что заказчик устанавливает требование к автоматической загрузке и выгрузке инфузионной линии, тем самым, заказчик обязывает поставить товар с несуществующими характеристиками, в подтверждение данного довода представитель заявителя предоставил руководство пользования компании "Б. Браун Мельзунген АГ" "Инфузомат Спэйс и принадлежности" в котором, по его мнению, описана, а также изображена загрузка и выгрузка инфузионной линии, где наглядно видно, что загрузка и выгрузка происходит ручным способом. Также, представитель заявителя, предоставил таблицу с разными производителями инфузионных насосов, в которых также указана ручная загрузка и выгрузка инфузионной линии.
Проанализировав аукционную документацию, Комиссией Липецкого УФАС России установлено, что описание объекта закупки, содержащее требования к качественным, техническим, функциональным и эксплуатационным характеристикам товара, установлено в п.7.1 аукционной документации, в числе прочего, указано следующее:
5.40.2 |
Загрузка и выгрузка инфузионной линии |
Автоматическая |
Устраняет риск ошибки, связанной с человеческим фактором |
Представители сторон подтвердили, что по указанным критериям наиболее подходит товар производителя "Б.Браун Медикал АГ" "Инфузомат Спэйс".
Вместе с тем, заказчик не согласен с мнением представителя заявителя исходя из того, что загрузка и выгрузка инфузионной линии подразумевает под собой автоматическое позиционирование (загружение) перистальтического сегмента магистрали внутри своего перистальтического механизма, самопроверка и автоматическое определение типа магистрали, тем самым подготавливая ее к возможности проведения инфузионной терапии сразу же после ввода параметров и нажатия на кнопку старт, тем самым минимизируя отсроченное время инфузии, а не установку и извлечение инфузионной системы из механизма насоса. Кроме того, в случае обнаружения какой-либо неисправности расходного материала или неправильной установки магистрали подается сигнал тревоги, тем самым внимание оператора насоса направляется на инфузионный насос и снижается вероятность возникновения ошибки, связанной с человеческим фактором, ошибка при проведении инфузии может привести к потере лекарственного препарата.
На рассмотрение жалобы заказчиком представлено письмо ООО "Б.Браун Медикал" от 29.04.2021 NНС/А-20210429, в котором компания указала на наличие функции автоматической загрузки и выгрузки инфузионной линии в насосе инфузионном волюметрическом "Инфузомат Спэйс".
Таким образом, производитель "Инфузомат Спэйс" "Б.Браун Медикал АГ" подтвердил наличие автоматической загрузки и выгрузки инфузионной линии.
На основании изложенного, Комиссия Липецкого УФАС России не усматривает нарушений при описании заказчиком объекта закупки.
Руководствуясь ст.ст. 99, 105, 106 Закона о контрактной системе, административным регламентом ФАС России по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14), Комиссия
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ООО "Алтима" на положения документации об электронном аукционе N 21 - ЭА 2 - 69: медицинские изделия Инфузионные станции на 6 шприцевых и 2 инфузионных насоса, насос шприцевой, насос инфузионный, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий (реестровый номер 0846500000621000133) необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области от 29 апреля 2021 г. N 048/06/105-626/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.05.2021