Резолютивная часть решения оглашена 11.05.2021.
Решение в полном объеме изготовлено 12.05.2021.
Комиссия Липецкого УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Липецкой области (далее - Комиссия; Комиссия Липецкого УФАС России)
рассмотрев жалобу ООО "Джули" на положения документации об электронном аукционе на выполнение работ по капитальному ремонту здания бани, расположенного по адресу: г. Елец, ул. 9 Декабря, д. 66 (реестровый номер 0346300071521000003) (далее- электронный аукцион), а также другие документы (копии), представленные сторонами, а также проведя внеплановую проверку в соответствии со ст.99 Закона о контрактной системе и на основании приказа Липецкого УФАС России N 231 от 28.04.2021,
У С Т А Н О В И Л А:
В Липецкое УФАС России 26.04.2021 поступила жалоба ООО "Джули" на положения документации об электронном аукционе.
Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и подана в срок, установленный ст.105 Закона о контрактной системе. В связи с этим, жалоба была принята Липецким УФАС России к рассмотрению.
Жалоба и сведения о времени и месте ее рассмотрения размещены Липецким УФАС России на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru в разделе "жалобы".
Заявитель, надлежащим образом уведомленный о месте и времени рассмотрения жалобы, на рассмотрение жалобы своих представителей не направил.
В жалобе заявителя указано, что заказчиком допущены следующие нарушения закона:
1) неправомерно объединено в один предмет закупки выполнение работ по капитальному ремонту и поставка товаров;
2) в составе аукционной документации проектно-сметная документация размещена не в полном объеме.
Заказчик не согласен с жалобой заявителя, представил письменные возражения.
Документация об электронном аукционе и извещение о проведении электронного аукциона размещены заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru.
1. Рассмотрев довод жалобы заявителя об неправомерном объединении в один предмет закупки выполнение работ по капитальному ремонту и поставку товаров, Комиссия Липецкого УФАС России признает его обоснованным, ввиду следующего.
Частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системы установлены требования к содержанию документации об электронном аукционе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о наименовании и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 данного Федерального закона.
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В силу статьи 6 Закона о контрактной системе, к числу основных принципов контрактной системы относятся принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и принцип эффективности осуществления закупки (эффективного использования источников финансирования), который должен соблюдаться наряду с принципом обеспечения конкуренции
Статья 8 Закона о контрактной системе закрепила обязательность соблюдения при осуществлении закупок принципа обеспечения конкуренции, согласно которому контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Согласно части 2 данной статьи конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Следовательно, заказчик самостоятельно определяет предмет закупки, а также перечень товаров, работ, услуг, закупаемых в рамках конкретной закупки, исходя из собственных потребностей с соблюдением требований законодательства Российской Федерации.
Объектом закупки является выполнение работ по капитальному ремонту здания бани, расположенного по адресу: г. Елец, ул. 9 Декабря, д. 66.
Исходя из пояснений представителей заказчика, поскольку бюджетные средства выделены на капитальный ремонт здания бани, то результатом должна быть баня, пригодная для эксплуатации. Таким образом, заказчику помимо построенного и сданного в эксплуатацию здания также требуется мебель. Кроме того, локальный сметный расчет N 02-01-18, содержащий расчет на техническое оборудование, является неотъемлемой частью аукционной документации. В связи с чем, указанный локальный сметный расчет был включен в состав аукционной документации.
В соответствии с пунктом 1.2 Положения об организации строительства объектов "под ключ", утвержденного Постановлением Госстроя СССР от 10.11.1989 N 147 (далее - Положение), метод строительства объектов "под ключ" предусматривает обеспечение сооружения объектов, подготовленных к эксплуатации или оказанию услуг, на основе сосредоточения функций управления всеми стадиями инвестиционного процесса в одной организационной структуре и осуществляется как единый непрерывный комплексный процесс создания готовой строительной продукции (проектирование - выполнение строительных и монтажных работ, включая комплектацию строек технологическим и инженерным оборудованием - ввод в эксплуатацию).
Таким образом, при осуществлении строительства объекта "под ключ" заказчик вправе предусмотреть в документации о закупке необходимость поставки и монтажа оборудования, неразрывно связанного с объектом строительства, при этом в качестве неразрывно связанного с объектом строительства оборудования необходимо рассматривать оборудование, поставка и установка которого невозможна впоследствии без изменения предусмотренных проектом конструктивных решений объекта строительства.
Объединение в один предмет закупки работ по капитальному ремонту и поставки оборудования, технологически и функционально не связанного с объектом строительства, приведет к необоснованному ограничению количества участников закупки.
Из анализа аукционной документации (локальный сметный расчет N 02-01-18) Комиссией установлено, что в предмет закупки включены товары (кресло парикмахерское, зеркало, парикмахерская мойка, стул офисный, телевизор и т.п.), которые технологически и функционально не связаны с капитальным ремонтом и поставка которых может осуществляться отдельно.
Данная позиция также содержится в постановлении Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-477/2018 от 16.03.2018, определении Верховного суда Российской Федерации N 303-КГ18/6481 от 05.06.2018.
Учитывая вышеизложенное, объединение в один предмет закупки работы по капитальному ремонту и поставки товаров, которые технологически и функционально не связанны со строительными работами и поставка которых может осуществляются отдельно, влечет за собой нарушение п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, что выявленное нарушение не повлияло на результат закупки, поскольку на участие в электронном аукционе поступило 4 заявки (идентификационные номера заявок 1,2,4,5). Более того, участники электронного аукциона выразили согласие с условиями аукционной документации.
2. Рассмотрев довод жалобы заявителя о том, что в составе аукционной документации проектно-сметная документация размещена не в полном объеме, Комиссия Липецкого УФАС России признает его необоснованным, ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать, помимо прочего, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
В соответствии с п.8 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должна содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, за исключением случая, если подготовка проектной документации в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 настоящего Федерального закона, при которых предметом контракта является, в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в документацию о закупке в соответствии с настоящим пунктом является надлежащим исполнением требований пунктов 1 - 3 настоящей части.
Как было установлено, что объектом закупки является выполнение работ по капитальному ремонту здания бани, расположенного по адресу: г. Елец, ул. 9 Декабря, д. 66. Следовательно, в рассматриваемом случае должны быть учтены требования п. 8 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе
В статье 64 Закона о контрактной системе указано, что неотъемлемой частью документации об электронном аукционе является контракт.
Так, согласно п. 1.1,1.2 проекта контракта Подрядчик принимает на себя обязательства выполнить работы по капитальному ремонту здания бани, расположенного по адресу: г. Елец, ул. 9 Декабря, д. 66, (далее - Объект), в соответствии с документацией о закупке, приложениями N1-N9 к Контракту, Градостроительным кодексом РФ, техническими регламентами, строительными нормами и правилами, а Заказчик берет на себя ответственность принять работы и оплатить их в соответствии с условиями настоящего контракта. Подрядчик обязуется выполнить все работы, указанные в п.1.1 Контракта, в соответствии с условиями Контракта, в соответствии с проектно-сметной документацией (далее - ПСД, шифр проекта ПО-042-20/1).
При рассмотрении жалобы установлено, что на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru в составе документации об электронном аукционе заказчиком размещена проектно-сметная документация.
Как установлено, и следует из пояснений представителей заказчика, на сайте единой информационной системы проектно-сметная документация размещена в полном объеме. Доказательств обратного заявителем не представлено.
Установленное нарушение п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе содержит признаки совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь ст.99, ст.106 Закона о контрактной системе, административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Комиссия Липецкого УФАС России
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Джули" на положения документации об электронном аукционе на выполнение работ по капитальному ремонту здания бани, расположенного по адресу: г. Елец, ул. 9 Декабря, д. 66 (реестровый номер 0346300071521000003) обоснованной в части довода 1.
2. В действиях заказчика установлено нарушение п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Предписание не выдавать, поскольку установленное нарушение не повлияло на результат закупки
4. Передать материалы должностному лицу Липецкого УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области от 11 мая 2021 г. N 048/06/105-628/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.05.2021