Резолютивная часть решения оглашена 11.05.2021.
Решение в полном объеме изготовлено 13.05.2021.
Комиссия Липецкого УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Липецкой области (далее - Комиссия; Комиссия Липецкого УФАС России)
рассмотрев жалобу ООО "Контракт" на положения документации об электронном аукционе на выполнение работ по обустройству парка на улице Юбилейная села Становое Становлянского муниципального района Липецкой области (реестровый номер 0146300025421000003) (далее - электронный аукцион), а также другие документы (копии), представленные сторонами, а также проведя внеплановую проверку в соответствии со ст.99 Закона о контрактной системе и на основании приказа Липецкого УФАС России N 229 от 28.04.2021,
У С Т А Н О В И Л А:
В адрес Липецкого УФАС России 26.04.2021 поступила жалоба ООО "Контракт" (далее - заявитель) на положения документации об электронном аукционе заказчика - администрации сельского поселения Становлянский сельсовет Становлянского муниципального района Липецкой области Российской Федерации (далее - заказчик).
Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и подана в срок, установленный ст. 105 Закона о контрактной системе. В связи с этим жалоба была принята Липецким УФАС России к рассмотрению.
Жалоба и сведения о времени и месте ее рассмотрения размещены Липецким УФАС России на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru в разделе "жалобы".
Заявитель, заказчик, уведомленные надлежащим образом, о времени и месте рассмотрения жалобы, не направили своих представителей для участия в заседании Комиссии по рассмотрению жалобы.
В жалобе заявителя указано, что заказчиком допущены следующие нарушения Закона о контрактной системе:
- установлены противоречивые требования к участникам закупки (в п. 33 аукционной документации установлены дополнительные требования, согласно п. 12 аукционной документации дополнительные требования не установлены);
- неправомерно установлено требование к участникам о наличии членства в саморегулируемой организации.
Документация об электронном аукционе и извещение о проведении электронного аукциона размещены заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 6 185 567,00 руб.
Объект закупки - выполнение работ по обустройству парка на улице Юбилейная села Становое Становлянского муниципального района Липецкой области.
1. Рассмотрев довод жалобы заявителя о том, что заказчиком установлены противоречивые требования к участникам закупки, Комиссия Липецкого УФАС России признает его необоснованным, ввиду следующего.
Согласно ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Статьей 31 Закона о контрактной системе установлено, что в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования. Информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 установлены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов (далее - Постановление N99).
Пунктом 2.2 приложения N1 к Постановлению N99 установлено дополнительное требование к участникам закупок на выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей:
наличие за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, в том числе линейного объекта, либо одного контракта (договора), заключенного в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" на выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории.
При этом стоимость такого одного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Также установлен перечень документов, которые подтверждают соответствие участников указанному требованию.
В пункте 33 информационной карты аукционной документации установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с п. 2.2 приложения N 1 Постановления N99.
Поскольку объектом электронного аукциона является выполнение работ по обустройству парка (локально сметный расчет N 02-01-01 сформирован на благоустройство), то заказчик, в силу приведенных положений Постановления N99, ст. 31 Закона о контрактной системе, правомерно установил в п. 33 информационной карты документации об электронном аукционе дополнительное требование к участникам электронного аукциона.
В пункте 12 информационной карты аукционной документации указано: "Дополнительные требования согласно ч. 2 ст. 31 Закона N 44-ФЗ - не установлены".
В ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе установлено, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В данном случае в п. 12 информационной карты аукционной документации заказчик не указал требование к участникам закупки, поименованные в ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе, являющейся отсылочной к нормативному акту Правительства РФ, но при этом, в п. 33 информационной карты аукционной документации установил требования, определенные Правительством РФ.
Исходя из вышеизложенного, каких-либо противоречий между установленными требованиями не усматривается.
2. Рассмотрев довод жалобы заявителя о том, что неправомерно установлено требование к участникам о наличии членства в саморегулируемой организации, Комиссия Липецкого УФАС России признает его обоснованным, ввиду следующего.
Согласно ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Заказчиком в пункте 11 информационной карты аукционной документации установлены требования единые требования к участникам электронного аукциона в числе которых следующее: "соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки: установлено в соответствии со статьей 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации: 1.1. Членство в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, имеющей компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, сформированный в соответствии со статьями 55.4 и 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации. 1.2. Наличие права на выполнение работ по договору строительного подряда, заключаемому с использованием конкурентных способов заключения договоров, в отношении объектов капитального строительства (кроме особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, а также объектов использования атомной энергии). 1.3. Совокупный размер обязательств участника закупки по договорам не превышает предельный размер обязательств, исходя из которого участник закупки внес взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с частью 13 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации. 1.4. Указанные требования не предъявляются к участникам закупки, перечисленным в частях 2.1, 2.2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации".
В соответствии с ч.2 ст.52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт регулируется настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
Как установлено, заказчиком закупаются работы по благоустройству парка, следовательно, при таких обстоятельствах, участники закупки не должны являться членами саморегулируемых организаций для выполнения работ по контракту.
Следовательно, рассмотренное требование к участникам установлено неправомерно с нарушением ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе.
Установленное нарушение ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе содержит признаки совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, исходя из сведений единой информационной системы на участие в закупке не подано ни одной заявки, электронный аукцион признан несостоявшимся.
Руководствуясь ст.99, ч.8 ст.106 Закона о контрактной системе, административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14), Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Контракт" на положения документации об электронном аукционе на выполнение работ по обустройству парка на улице Юбилейная села Становое Становлянского муниципального района Липецкой области (реестровый номер 0146300025421000003) обоснованной в части довода N 2.
2. В действиях заказчика установлено нарушение ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе не выдавать поскольку оно не повлияло на результат закупки.
4. Передать материалы должностному лицу Липецкого УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области от 11 мая 2021 г. N 048/06/105-630/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.05.2021