Резолютивная часть решения оглашена 11.05.2021.
Решение в полном объеме изготовлено 13.05.2021.
Комиссия Липецкого УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Липецкой области (далее - Комиссия; Комиссия Липецкого УФАС России)
рассмотрев жалобу ООО "Реамед" на положения документации об электронном аукционе N 100-МЭК-ЭА; Реактивы для гематологического анализатора "МЕК-6400" (реестровый номер 0346200001021000099) (далее - электронный аукцион), а также другие документы (копии), представленные сторонами, заслушав мнение представителей сторон, а также проведя внеплановую проверку в соответствии со ст.99 Закона о контрактной системе и на основании приказа Липецкого УФАС России N 227 от 28.04.2021,
У С Т А Н О В И Л А:
В адрес Липецкого УФАС России 26.04.2021 поступила жалоба ООО "Реамед" (далее - заявитель) на положения документации об электронном аукционе заказчика - государственного учреждения здравоохранения "Областная детская больница" (далее - заказчик).
Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и подана в срок, установленный ст. 105 Закона о контрактной системе. В связи с этим жалоба была принята Липецким УФАС России к рассмотрению.
Жалоба и сведения о времени и месте ее рассмотрения размещены Липецким УФАС России на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru в разделе "жалобы".
В своей жалобе заявитель указывает на то, что установленное в описании объекта закупки требование о классе потенциального риска применения медицинского изделия, не предусмотренное КТРУ, необоснованное, избыточное, ограничивающее конкуренцию.
Представители заказчика не согласны с жалобой, а также представили письменные пояснения по доводу жалобы.
Документация об электронном аукционе и извещение о проведении электронного аукциона размещены заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 1 134 647,66 руб.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и принцип эффективности осуществления закупки (эффективного использования источников финансирования), который должен соблюдаться наряду с принципом обеспечения конкуренции.
В соответствии с ч.6 ст.23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 (далее - Правила).
Согласно п. 1 настоящие Правила устанавливают порядок использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - каталог) участниками контрактной системы в сфере закупок в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно п. 5 Правил заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 N "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона.
В силу п.6 Правил в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Описание объекта закупки, а также требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам товара содержатся в пункте 7.1 документации об электронном аукционе.
В описании объекта закупки по закупаемым товарам по позициям 2-4 заказчиком применены описания объекта закупки из позиций КТРУ: 21.20.23.110-00005491, 21.20.23.110-00005533, 21.20.23.110-00004853. Установлено, что при описании объекта закупки по указанным позициям заказчиком использованы характеристики КТРУ, являющиеся обязательными для применения.
Вместе с тем, по рассматриваемым позициям 2-4 заказчиком также использована следующая характеристика: "Класс потенциального риска применения не выше первого - соответствие".
Кроме того, установлено, что заказчиком также указано обоснование необходимости использования такой информации: "Для соблюдения требований безопасности сотрудников, работающих с реагентами (минимизация вредных факторов в отношении работников при осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве сырья и материалов), в соответствии с требованиями ТК РФ, ГОСТ Р 52905-2007, ГОСТ 31508-2012".
Из части 1 статьи 8 Закона о контрактной системе следует, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе, конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Также следует отметить, что в соответствии со ст. 3 Закона о контрактной системе закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд.
Исходя из вышеуказанных положений Закона о контрактной системе и общего смысла законодательства о контрактной системе, можно сделать вывод о том, что при закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчика основанием для проведения любой закупки является наличие нужд (потребности) заказчика в приобретении товаров, работ, услуг для обеспечения своей деятельности.
Тем самым, реализуются цели и принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности определения поставщика, равного доступа к участию в торгах и недопустимости ограничения числа участников закупки.
Из системного толкования вышеприведенных нормативных положений следует, что заказчики при описании объекта закупки должны таким образом сформулировать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые им необходимы объективно, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу ч.2 ст.437 ГК РФ должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика, в том числе в части определения предмета контракта.
В силу ст. 506 ГК РФ, по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
Предмет контракта - поставка реактивов для гематологического анализатора "МЕК-6400". Исходя из вышеизложенного, участником закупки может выступать любое юридическое, физическое лицо, индивидуальный предприниматель, в том числе, и не являющиеся производителями требуемого к поставке товара, готовые поставить товар, отвечающий требованиям документации об электронном аукционе и удовлетворяющей потребностям заказчика.
Установление заказчиком любых параметров, характеристик, требований к товару, работам, услугам может повлечь невозможность принять участие того или иного юридического, физического лица в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), ограничить число участников закупки, поскольку не все поставщики (исполнители) имеют возможность поставить товар, выполнить работу, оказать услугу, соответствующую всем условиям документации об электронном аукционе.
На основании ст. 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323 "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинские изделия подразделяются на классы в зависимости от потенциального риска их применения и на виды в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий. Номенклатурная классификация медицинских изделий утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Номенклатурная классификация медицинских изделий по классам в зависимости от потенциального риска их применения утверждена Приказом Минздрава России от 06.06.2012 N 4н (далее - Номенклатурная классификация).
В соответствии с п. 2 Номенклатурной классификации каждое медицинское изделие может быть отнесено только к одному классу:
- класс 1 - медицинские изделия с низкой степенью риска;
- класс 2а - медицинские изделия со средней степенью риска;
- класс 2б - медицинские изделия с повышенной степенью риска;
- класс 3 - медицинские изделия с высокой степенью риска.
В п. 3 Номенклатурной классификации установлено, что при классификации медицинских изделий учитывают их функциональное назначение и условия применения, а также следующие критерии:
- длительность применения медицинских изделий;
- инвазивность медицинских изделий;
- наличие контакта медицинских изделий с человеческим телом или взаимосвязи с ним;
- способ введения медицинских изделий в тело человека (через анатомические полости или хирургическим путем);
- применение медицинских изделий для жизненно важных органов и систем (сердце, центральная система кровообращения, центральная нервная система);
- применение источников энергии.
Согласно п. 4 Номенклатурной классификации, при отнесении медицинских изделий к классам в зависимости от потенциального риска применения необходимо учитывать следующие положения:
4.1. Неинвазивные медицинские изделия относятся к классу 1, если не применяется ни одно из положений, изложенных далее, за исключением положений, изложенных в пункте 4.4.1.
4.2. Неинвазивные медицинские изделия, предназначенные для проведения или хранения крови, жидкостей или тканей тела, жидкостей или газов с целью последующей инфузии, переливания или введения в тело, относятся к классу 2а.
4.3. Неинвазивные медицинские изделия, предназначенные для изменения биологического или химического состава крови, других жидкостей тела или жидкостей, предназначенных для инфузии в тело, относятся к классу 2б. Однако в тех случаях, когда лечебное воздействие заключается в фильтрации, центрифугировании, газообмене или теплообмене для изменения биологического или химического состава крови, других жидкостей тела или жидкостей, предназначенных для инфузии в тело, медицинские изделия относятся к классу 2а.
4.4. Неинвазивные медицинские изделия, которые соприкасаются с поврежденной кожей:
4.4.1. относятся к классу 1, если они используются как механические барьеры или для компрессии;
4.4.2. относятся к классу 2б, если они используются для ран, которые можно залечить только посредством вторичного заживления;
4.4.3. относятся к классу 2а, если они используются во всех иных случаях (включая медицинские изделия, которые предназначены преимущественно для воздействия на микросреду ран).
Медицинские изделия оказывают непосредственное влияние на здоровье и жизнь человека, в силу чего, при установлении требований к предмету закупок на поставку медицинских изделий, важно учитывать достижение при лечении пациентов наилучшего терапевтического эффекта и максимальное исключение любых нежелательных реакций и последствий.
Следовательно, заказчики самостоятельно определяют назначение расходных материалов в зависимости от их местного применения, в том числе класс потенциального риска применения в соответствии с регистрационным удостоверением.
При рассмотрении жалобы представители заказчика пояснили, что заказчик имеет право закупать необходимые медицинские изделия с учетом специфики своей деятельности и имеющейся потребности в закупке необходимых медицинских изделий. Представители заказчика также указали на то, что заказчиком указано обоснование применения характеристик, использованных не из КТРУ, а также добавили, что Правилами не предусмотрено обоснование применения обоснования указания тех или иных характеристик объекта закупки.
Также, представителями заказчика отмечено, что ссылка, в том числе на Трудовой кодекс РФ в обосновании использования иных характеристик, не указанных в КТРУ, обусловлена тем, что заказчик, как работодатель обязан обеспечить безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений оборудования, осуществления технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов. Представители пояснили, что имеется прямая связь класса потенциального риска применения реагентов в медицинских изделиях с минимизацией воздействия на работников опасных-вредных условий труда. Исходя из пояснений представителей, разный класс потенциального риска применения реагентов подразумевает различный формат утилизации использованного сырья, следовательно, дополнительные расходы для учреждения в случае применения медицинского изделия с более высоким потенциальным риском применения изделия.
Кроме того, представители отметили, что реагенты, предлагаемые заявителем в жалобе, поставляются в виде комплекта реагентов. При этом, заказником при описании объекта закупки использованные иные единицы измерения количества товаров, сформированные согласно сведениям КТРУ: по позициям 1-2 - штуки, 4 - набор, 3-7 - упаковка.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в постановлении от 28.07.2015 N Ф01-2642/2015 по делу N А38-5844/2014 указал, что заказчик вправе включить в документацию о проведении электронного аукциона такие характеристики товара, которые отвечают его потребностям. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет электронного аукциона. Федеральным законом N 44-ФЗ не предусмотрены ограничения по включению в документацию электронного аукциона требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика; не предусмотрена и обязанность заказчика обосновывать свои потребности при установлении требований к товарам.
Также представители заказчика добавили, что на участие в электронном аукционе было подано 3 заявки. Участие в электронном аукционе приняло 2 участника. Максимальное снижение начальной (максимальной) цены контракта составило - 16,87%.
Исходя из вышеприведенных обстоятельств, при рассмотрении жалобы не установлено, что заказчиком нарушены правила описания объекта закупки.
Руководствуясь ст.ст. 99, 105, 106 Закона о контрактной системе, административным регламентом ФАС России по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14), Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Реамед" на положения документации об электронном аукционе N 100-МЭК-ЭА; Реактивы для гематологического анализатора "МЕК-6400" (реестровый номер 0346200001021000099) необоснованной.
2. Передать материалы должностному лицу Липецкого УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области от 11 мая 2021 г. N 048/06/105-632/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.05.2021