Резолютивная часть решения оглашена 14 мая 2021 года
Решение в полном объеме изготовлено 14 мая 2021 года
Комиссия Оренбургского УФАС России по контролю в сфере осуществления закупок (далее по тексту - Комиссия Оренбургского УФАС России) в составе:
Председателя Комиссии:, Членов комиссии:
рассмотрение жалобы осуществлялось посредством видеоконференцсвязи в присутствии:
представителя администрации Южного округа города Оренбурга -(по доверенности),
председателя комитета муниципального заказа администрации города Оренбурга - (по доверенности),
представители ООО "ИТСИ" на рассмотрение жалобы не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы уведомлены, ходатайств не заявляли,
рассмотрев жалобу ООО "ИТСИ" на действия администрации Южного округа города Оренбурга при проведении электронного аукциона на выполнение работ по благоустройству остановочных пунктов с установкой остановочных павильонов на территории Южного округа г. Оренбурга (номер извещения N 0153300066921000532),
УСТАНОВИЛА:
07.05.2021 г. в Оренбургское УФАС России поступила жалоба ООО "ИТСИ" (далее - Заявитель) на действия администрации Южного округа города Оренбурга (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по благоустройству остановочных пунктов с установкой остановочных павильонов на территории Южного округа г. Оренбурга (номер извещения N 0153300066921000532) (далее - Закупка).
В связи с поступившей жалобой, в порядке ч. 7 ст.106 Федерального закона РФ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Заказчику, оператору электронной площадки выставлено требование о приостановлении осуществления закупки в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу.
Из жалобы следует, что документация об электронном аукционе содержит 1) требования о предоставлении значений показателей товара, которые могут быть установлены только по результатам проведенных испытаний, а также 2) требования о предоставлении значений характеристик не самого товара, а его отдельных компонентов.
Согласно пояснениям представителя Заказчика:
1) по п. 2.10 раздела технического задания были установлены требования: протокол лабораторных испытаний сертифицированной лаборатории на предмет исследований деформации профиля на сгиб и сжатие. Согласно письму администрации Южного округа N 01-08/1889 от 07.05.2021 г. по объявленному аукциону продлили срок подачи заявок до 21.05.2021 г. для внесения изменений в техническое задание документации. Данная характеристика была исключена.
2) по п. 3.23 технического задания внесли изменения в части единицы измерения. Сама характеристика - способ крепления крыши к каркасу павильона резьбовые болты не менее М 12x100 мм установлена с целью обеспечения необходимой и достаточной прочности конструкции, с целью соблюдения внешней эстетики конструкций, требований к скрытым крепежам.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о контрактной системе, внеплановой проверки, Комиссия Оренбургского УФАС России, проанализировав представленные документы, пришла к следующим выводам:
30.04.2021 г. на официальном сайте Российской Федерации (единая информационная система) для размещения информации о размещении закупок в сети Интернет www.zakupki.gov.ru и на электронной площадке было размещено извещение и документация об аукционе на выполнение работ по благоустройству остановочных пунктов с установкой остановочных павильонов на территории Южного округа г. Оренбурга (номер извещения N 0153300066921000532).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 40 000 000,00 рублей.
Аукционная документация утверждена Заказчиком.
Согласно ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В силу ч. 1, ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 настоящей статьи, должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Таким образом, частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе установлен запрет на установление таких характеристик товара, которым в совокупности соответствует товар конкретного производителя.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Из смысла приведённых положений Закона о контрактной системе следует, что Заказчики при описании объекта закупки должны таким образом установить требования к закупаемым товарам, чтобы, с одной стороны приобрести товар, именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Следовательно, при формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет электронного аукциона и установить характеристики, являющиеся значимыми для заказчика с учетом ограничений ст. 33 Закона о контрактной системе.
1. В редакции технического задания аукционной документации от 30.04.2021 г. N 0153300066921000532 в позиции 2.10 содержится следующая характеристика каркаса остановочного павильона:
2.10 |
Протокол лабораторных испытаний сертифицированной лаборатории на предмет исследований деформации профиля на сгиб и сжатие |
Наличие |
Требование установлено в целях обеспечения прочности и устойчивости конструкции в отношении внешних воздействий |
Проанализировав техническую часть аукционной документации, Комиссия Оренбургского УФАС приходит к выводу, что установленное требование о наличии протокола лабораторных испытаний сертифицированной лаборатории на предмет исследований деформации профиля на сгиб и сжатие, является избыточным.
Кроме того, установление требований к показателям товара подобным образом влечет ограничение доступа к участию в аукционе, поскольку искусственно усложняет процесс заполнения заявки.
По мнению Комиссии Оренбургского УФАС России, излишняя детализация при описании объекта закупки, а также установление избыточных характеристик товара влечет ограничение доступа к участию аукционе, поскольку значительно усложняет процесс заполнения сведений о конкретных показателях, и может служить формальным основанием для отказа участникам в допуске к участию в электронном аукционе, в чем усматривается нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
Сложившаяся практика в части установления избыточных характеристик товара запрещает сознательное установление потенциальным участникам закупки "формализованных ловушек", которые призваны "сработать избирательно" и по формальным основаниям не допустить неугодного участника либо в принципе создать условия, при которых добросовестный участник соответствующего рынка (здраво оценив требования документации) по объективным причинам откажется от участия в торгах, заведомо понимая обреченность намерения стать победителем.
Таким образом, действия Заказчика по установлению в документации об аукционе излишнего требования к товару нарушают положение п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
Довод Заявителя обоснован.
Вместе с тем, в техническое задание аукционной документации редакцией от 13.05.2021 г. N ИД2 внесены изменения - требование о наличии протокола лабораторных испытаний сертифицированной лаборатории на предмет исследований деформации профиля на сгиб и сжатие было исключено из перечня технических характеристик.
На основе вышеизложенного, Комиссия Оренбургского УФАС России считает возможным предписание об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе не выдавать, поскольку в действующей редакции от 13.05.2021 г. N ИД2 документации об электронном аукционе нарушения п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе устранены.
2. В редакции технического задания аукционной документации от 30.04.2021 г. N 0153300066921000532 в позиции 3.23 содержится следующая характеристика крыши остановочного павильона:
3.23 |
Способ крепления крыши к каркасу павильона |
резьбовые болты не менее 12 х 100 не менее чем в четырёх точках |
Требование установлено с целью соблюдения внешней эстетики конструкции, требований к скрытым крепежам и прочности соединений |
Проанализировав техническую часть аукционной документации, Комиссия Оренбургского УФАС России находит убедительными доводы Заказчика о необходимости установлении требований к размеру резьбовых болтов, поскольку данное требование прописано Заказчиком с целью обеспечения прочности конструкции в целом.
Вместе с тем, Заказчик не указал единицу измерения размеров резьбовых болтов, что не дает возможность определить соответствие предлагаемой продукции требованиям заказчика.
Комиссия Оренбургского УФАС России приходит к выводу о том, что отсутствие единиц измерения противоречит требованиям Закона о контрактной системе, поскольку препятствует формированию заявки.
На основании вышеизложенного, Заказчиком нарушены требования положений п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Довод Заявителя обоснован.
Вместе с тем, в техническое задание аукционной документации редакцией от 13.05.2021 г. N ИД2 внесены изменения. В частности, п. 3.23 технического задания изложен в следующем виде:
3.23 |
Способ крепления крыши к каркасу павильона |
резьбовые болты не менее М12 х 100 мм не менее чем в четырёх точках |
Требование установлено с целью соблюдения внешней эстетики конструкции, требований к скрытым крепежам и прочности соединений |
На основе вышеизложенного, Комиссия Оренбургского УФАС России считает возможным предписание об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе не выдавать, поскольку в действующей редакции от 13.05.2021 г. N ИД2 документации об электронном аукционе нарушения п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе устранены.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 99, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Оренбургского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ИТСИ" на действия администрации Южного округа города Оренбурга при проведении электронного аукциона на выполнение работ по благоустройству остановочных пунктов с установкой остановочных павильонов на территории Южного округа г. Оренбурга (номер извещения N 0153300066921000532), частично обоснованной.
2. Признать администрацию Южного округа города Оренбурга нарушившей п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе администрации Южного округа города Оренбурга не выдавать.
4. Передать материалы дела должностному лицу Оренбургского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3-х месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии: |
|
Члены комиссии |
|
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 14 мая 2021 г. N 056/06/64-487/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.05.2021