Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее - Мордовское УФАС России, Управление) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
в отсутствие:
индивидуального предпринимателя М_, надлежащим образом извещенного о дате и месте рассмотрения дела N 013/06/64-222/2021;
представителей Администрации городского поселения Чамзинка Чамзинского муниципального района Республики Мордовия, надлежащим образом извещенных о дате и месте рассмотрения дела N 013/06/64-222/2021, представивших ходатайство о рассмотрении настоящего дела в отсутствие представителей (вх.N2243 от 28.04.2021 года);
рассмотрев 11 мая 2021 года жалобу индивидуального предпринимателя М_ (далее - ИП М., Заявитель) на действия Администрации городского поселения Чамзинка Чамзинского муниципального района Республики Мордовия (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона N0109300006121000019 на выполнение работ по замене светильников уличного освещения на энергосберегающие светодиодные лампы в рп.Чамзинка Чамзинского муниципального района Республики Мордовия (далее - Аукцион), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Мордовское УФАС России 26.04.2021 года поступила жалоба от Заявителя на действия Заказчика.
Уведомлением Мордовского УФАС России от 26.04.2021 года N 292 рассмотрение жалобы назначено на 30.04.2021 года в 11 часов 00 минут.
В адреса подателя жалобы, заказчика и оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Кроме того, уведомление от 26.04.2021 года N 292 о назначении дела N 013/06/64-222/2021 к рассмотрению размещено в единой информационной системе в сфере закупок в сети интернет по адресу: http://zakupki.gov.ru и доступно для всеобщего ознакомления.
Для выяснения обстоятельств, имеющих значение для принятия решения, руководствуясь пунктом 3.32 Административного регламента, в процессе заседания Комиссии Мордовского УФАС России объявлялся перерыв. В 11 часов 00 минут 11.05.2021 года заседание Комиссии продолжилось в прежнем составе.
Изучив материалы дела, проанализировав содержание жалобы Заявителя, возражений Заказчика, исследовав имеющиеся в деле доказательства, в результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия Мордовского УФАС России установила следующее.
Извещение N0109300006121000019 и документация о проведении Аукциона размещены Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 20.04.2021 17:04 (MSK (UTC+3) Москва, стандартное время).
Начальная (максимальная) цена контракта: 1 561 074,00 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок: 28.04.2021 10:00.
Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников: 28.04.2021.
Дата проведения аукциона в электронной форме: 29.04.2021.
В соответствии с частью 1 статьи 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
В силу части 4 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения документации и (или) извещения о проведении электронных процедур, закрытых электронных процедур может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таких процедурах.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя Заказчиком в документации об Аукционе не применены ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, установленные в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 г N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 878).
В соответствии с частью 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Согласно части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении такого аукциона.
В соответствии с пунктом 10 статьи 42 Закона о контрактной системе заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 878 от 10.07.2019 года установлены ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Пунктом 2 Постановления N 878 установлен перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Пунктом 4 Постановления N 878 установлено, что ограничение на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, не устанавливается, если в реестре отсутствует радиоэлектронная продукция, соответствующая тому же классу (функциональному назначению) радиоэлектронной продукции, планируемой к закупке, и (или) радиоэлектронная продукция, включенная в реестр, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемой к закупке радиоэлектронной продукции.
В перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный Постановлением N 878, включено оборудование электрическое осветительное (код 27.4. Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014). В оборудование электрическое осветительное (код 27.4) входят, в том числе лампы (светильники) светодиодные.
На заседании Комиссии Мордовского УФАС России установлено, что объектом закупки является выполнение работ по замене светильников уличного освещения на энергосберегающие светодиодные лампы в рп.Чамзинка Чамзинского муниципального района Республики Мордовия.
В извещении о проведении электронного Аукциона установлен код ОКПД2 - 27.40.39.113 (Светильники и устройства осветительные прочие, не включенные в другие группировки, предназначенные для использования со светодиодными лампами и прочими светодиодными источниками света).
Согласно технического задания документации об Аукционе в рамках выполнения контракта необходимо, в том числе демонтировать установленные на объекте Заказчика светильники, поставить и смонтировать светодиодные светильники (технические требования к поставляемому товару также содержатся в техническом задании документации об Аукционе).
С учетом изложенного, Комиссия Мордовского УФАС России приходит к выводу, что в рамках закупки работ с использованием товара, в том числе при выполнении мероприятий в рамках спорного контракта, фактически осуществляется поставка товара, передаваемого в собственность Заказчика, что подразумевает необходимость применения ограничений, установленных Постановлением N 878.
Вместе с тем Заказчиком в документации об Аукционе не установлены ограничения, предусмотренные Постановлением N 878.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика нарушают часть 3 статьи 14 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Довод жалобы признается Комиссией Мордовского УФАС России обоснованным.
2. Заявитель в жалобе указывает, что в нарушение требований Закона о контрактной системе Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно не установлены условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств в соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Приказ N 126н).
Как указывалось выше, требования о применении национального режима при осуществлении закупок сформулированы законодателем в статье 14 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 4 статьи 14 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Пунктом 1 Приказа N126н установлены условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, допускаемых на территорию Российской Федерации для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд, указанных в приложении N 1, приложении N 2.
На заседании Комиссии Мордовского УФАС России установлено, что оборудование электрическое осветительное, отнесенное к коду по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008) - 27.40 (за исключением 27.40.9), указано в приложении N1 к Приказу N126н.
Вместе с тем, документация об Аукционе не содержит условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с Приказом N126н.
Таким образом, Комиссия Мордовского УФАС России приходит к выводу, что действия Заказчика, неустановившего в аукционной документации условия допуска в соответствии с Приказом N126н, нарушают часть 4 статьи 14 Закона о контрактной системе, содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Следовательно довод жалобы Заявителя признан обоснованным.
Вместе с тем, в ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Мордовского УФАС России установлено следующее.
1. В соответствии с частью 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
На заседании Комиссии Мордовского УФАС России установлено, что 21.04.2021 21:45 на адрес электронной площадки направлен запрос о даче разъяснений положений аукционной документации, следующего содержания:
"Добрый день. В техническом задании указано четыре вида светильников, отличающихся по мощности и световому потоку, соответственно и ценой на светильники, а в смете стоимость одна для всех. Просим внести изменения в сметную документацию в соответствии с ТЗ. Также просим внести изменения в техническое задание с пояснением количества светильников каждого вида".
В силу части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Из материалов дела следует, что на запрос участника Заказчиком даны разъяснения положений документации об электронном аукционе от 23.04.2021 NРД1 (аналогичного содержания NРДN2).
Комиссией Мордовского УФАС России установлено, что Заказчиком 23.04.2021 15:53 (МСК) в ЕИС размещены разъяснения положений документации об электронном аукционе от 23.04.2021 NРД1. Вместе с тем, Комиссия проанализировав данные разъяснения, установила, что в ответ Заказчика не содержит предмет запроса.
Таким образом, разъяснения положений документации об аукционе опубликованы в единой информационной системе без указания предмета запроса, что является со стороны Заказчика нарушением части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе, образующем признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. В соответствии с частью 6 статьи 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок.
Согласно части 7 статьи 67 Закона о контрактной системе, указанный в части 6 статьи 67 Закона о контрактной системе протокол не позднее даты окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе направляется заказчиком оператору электронной площадки и размещается в единой информационной системе.
Как установлено Комиссией Мордовского УФАС России датой окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников на участие в Аукционе является 28.04.2021 года.
Вместе с тем в ходе проведения внеплановой проверки выявлено, что в нарушение части 7 статьи 67 Закона о контрактной системе в установленный Законом о контрактной системе срок Заказчиком не направлен оператору электронной площадки и не размещен в единой информационной системе протокол рассмотрения заявок на участие в Аукционе от 28.04.2021 года.
Вышеуказанные действия Заказчика нарушают часть 7 статьи 67 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, частью 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП М_ на действия Администрации городского поселения Чамзинка Чамзинского муниципального района Республики Мордовия при проведении электронного аукциона N0109300006121000019 на выполнение работ по замене светильников уличного освещения на энергосберегающие светодиодные лампы в рп.Чамзинка Чамзинского муниципального района Республики Мордовия обоснованной.
2. Признать действия Заказчика нарушением части 3, 4 статьи 14, части 4 статьи 65, части 7 статьи 67 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу для решения вопроса о возбуждении производства об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия от 11 мая 2021 г. N 013/06/64-222/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.05.2021