Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителя ГБОУ СОШ N 16 Василеостровского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик); ООО "Медикал Сервис" (далее - Заявитель),
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 13901-ЭП/21 от 22.04.2021) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по ремонту санузлов (извещение N 0372200160921000012) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 08.04.2021 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200160921000012. Начальная (максимальная) цена контракта - 2 387 584,80 рублей.
В жалобе ООО "Медикал Сервис" указало на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя в установлении в проекте контракта ненадлежащего ненадлежащий срок оплаты Работ и недостоверной информации в Извещение об осуществлении закупки.
Заказчик с доводами жалобы не согласен.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителя Заказчика, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. В соответствии с ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе, контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В соответствии с условиями документации и, в частности, п. 1.3 проекта контракта, в рамках исполнения контракта предполагается поставка товара, используемого при выполнении Работ, с последующей передачей его подрядчику при выполнении работ.
Согласно п. 1 ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включаются обязательные условия о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги.
Анализ проекта контракта показал, что он содержит в том числе следующее:
"5.16. Приемка товаров осуществляется по адресу Заказчика и принятый товар, после действий, определяемых пунктом 5.21 Контракта, передается Подрядчику для выполнения Работ.
5.17. Факт приемки Заказчиком Товара оформляется двусторонним актом приемки, подписанным представителями Заказчика и Подрядчика, который подтверждает приемку по количеству и качеству поставляемого товара.
5.18. Количество поставляемого товара, используемого при выполнении Работ, должно соответствовать объемам, установленным Сводным сметным расчетом и Локальными сметами, являющимися приложением N 3 к Контракту (в соответствии с единицами измерения, установленными Локальными сметами) в отношении позиций поставляемого товара и наименований товара, соответствующих приложению N 4 к Контракту.
5.19. В случае обнаружения при приемке несоответствия характеристик поставленных Товаров Приложению N 4 к Контракту, об этом делается соответствующая запись в акте.
5.20. С поставляемым товаром Заказчику передаются документы, подтверждающие соответствие товара: документы изготовителя, инструкции по применению товара (при наличии), паспорт на товар (при наличии), сертификаты соответствия и/или декларация о соответствия на товары, для которых предусмотрена обязательная сертификация и/или подтверждение соответствия которых осуществляется в форме принятия декларации о соответствии, гарантийные талоны на товары (при необходимости), промежуточные и итоговые акты о результатах проверки (испытания) материалов, оборудования на предмет их соответствия требованиям законодательства Российской Федерации и контракта (при наличии), а в случае, если подтверждение качества товаров регламентируется в соответствии с техническими регламентами, в том числе техническими регламентами ЕАЭС - качество товаров должно подтверждаться согласно с соответствующими техническими регламентами.
Перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, а также перечень продукции, подтверждения соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии, установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 N 982 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии".
5.21. При осуществлении приемки Товаров Заказчик обязан их осмотреть, проверить количество и качество, соответствие характеристик товара Приложению N 4 к Контракту, совершить другие необходимые действия, обеспечивающие принятие Товаров:
- Осуществить проверку соответствия товаров (материалов) требованиям, установленным Контарктом к таким товарам (материалам).
- Осуществить проверку соответствия функциональных, качественных, технических, эксплуатационных характеристик (при необходимости) поставляемых товаров (материалов), используемых при выполнении Работ, требованиям, установленным соответствующими стандартами и техническими условиями (при наличии) для конкретного вида товара (материала) и другими документами, предусмотренными Контрактом.
5.22. В случае обнаружения в поставленных Товарах недостатков, или иных несоответствий условиям Приложений N 3 и N 4 к Контракту, а также количества поставляемого товара, определяемого Сводным сметным расчетом и Локальными сметами (Приложение N 3 к Контрату), Заказчик не позднее чем в трехдневный срок письменно уведомляет об этом Подрядчика.
5.23. Заказчик имеет право, при приемке поставляемого товара, используемого при выполнении Работ:
а) Требовать предоставления информации, технической и иной документации, подлежащей оформлению и представлению Заказчику;
б) Вызывать представителей Подрядчика для решения вопросов, касающихся приёмки поставленных товаров, используемых при выполнении Работ;
в) Предъявлять требования, связанные с недостатками поставленных товаров, используемых при выполнении Работ;
г) Инициировать привлечение независимого эксперта (экспертной организации) для осуществления приёмки товаров;
д) Требовать от эксперта (экспертной организации) заключения и (или) предложений;
е) В случае, если экспертиза проводится без привлечения независимых экспертов (экспертных организаций), проводить экспертизу качества поставленного товара, используемого при выполнении Работ, на предмет их соответствия условиям Контракта и предусмотренной им нормативной и технической документации.
5.24. Заказчик обязан, при приемке поставляемого товара, используемого при выполнении Работ:
а) Обеспечить приёмку товаров, используемых при выполнении Работ, по позициям, количеству и(или) объему в соответствии с условиями Приложения N3 к Контракту, определяющей количество и(или) объем, поставляемого товара;
б) Принять к рассмотрению отчетную документацию Подрядчика;
в) Оформить акт о приёмке поставляемого товара, используемого при выполнении Работ, либо направить в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа Подрядчику;
г) В случаях, установленных частью 4 статьи 94 Закона, а также по мере необходимости, привлекать экспертов, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с Законом;
д) В случае привлечения независимого эксперта, экспертной организации при принятии решения о приёмке, либо об отказе в приёмке поставленного товара учитывать отраженные в заключении по результатам указанной экспертизы предложения экспертов, экспертных организаций, привлеченных для ее проведения;
5.25. Заказчик принимает решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в случаях, если в ходе исполнения Контракта установлено, что Подрядчик и(или) поставляемый товар не соответствуют установленным извещением об осуществлении закупки и(или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки и(или) поставляемому товару или предоставил недостоверную информацию о своем соответствии и(или) соответствии поставляемого товара таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения подрядчика."
При этом, в проекте контракта не установлены предусмотренные п. 1 ч. 13 ст.34 Закона о контрактной системе условия поставки товара:
- надлежащий порядок приемки в части отсутствия условий о сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара и о сроках оформления результатов такой приемки.
- надлежащий порядок и сроках оплаты товара
Аналогично описание порядка приемки и порядка оплаты поставленных товаров отсутствует и в техническом задании.
Таким образом, Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что вышеуказанные условия проекта контракта не соответствуют требованиям п. 1 ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной систем.
Следовательно, довод жалобы является обоснованными.
2. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пп. 1 и 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Заказчики обязаны использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающуюся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
При формировании технического задания заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам Закона о контрактной системе, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Таким образом, при осуществлении закупки Заказчик вправе не только выбрать ее предмет, но и обязан определить его и описать в соответствии с нормами Закона о контрактной системе именно таким образом, чтобы участник закупки смог подать заявку на участие в торгах, соответствующую объективным и обоснованным требованиям Заказчика. При этом, Заказчик вправе в необходимой степени детализировать требования к товару, так как Закон о контрактной системе не содержит норм, ограничивающих право Заказчика включать в документацию требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми, так и норм, обязывающих Заказчика устанавливать в документации, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного ч. 3.1 настоящей статьи, должна содержать:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Частью 6 ст. 66 Закона о контрактной системе запрещается требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных ч.ч. 3 или 3.1 и 5 настоящей статьи документов и информации.
Объектом закупки является выполнение работ по ремонту санузлов.
В соответствии с п. 3 ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора.
В силу п. 1 ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению любой из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Согласно п. 1 ст. 454 ГК РФ по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).
Согласно п. 3 ст. 455 ГК РФ условие договора купли-продажи о товаре считается согласованным, если договор позволяет определить наименование и количество товара.
В соответствии со ст. 506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
Положения ст. 506 ГК РФ не устанавливают каких-либо требований к существенным условиям договора поставки, соответственно, в силу п. 3 ст. 455 ГК РФ условия договора поставки товара считаются согласованными, если договор позволяет определить наименование и количество товара.
Перечень поставляемых товаров установлен Заказчиком в Приложение N 3 к документации об электронном аукционе.
Анализ вышеуказанного Приложения показал, что Заказчиком установлены требования, в том числе, к следующим товарам: Решетка вентиляционная, Сифон, Люк сантехнический, Коробка монтажная и т.п., которые являются товарами, используемыми при выполнении работ. Поставка вышеуказанных товаров в рамках осуществления закупки и исполнения контракта не может быть предусмотрена, поскольку они являются средствами и материалами, обеспечивающими выполнение работ.
В рассматриваемом случае товаром являются строительные и расходные материалы, используемые при выполнении работ, без которых невозможно выполнить такую работу, которые не передаются Заказчику по товарной накладной или акту передачи, а также не принимаются к бухгалтерскому учёту Заказчика в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учёте", а следовательно Заказчик не вправе требовать предоставления в составе заявки конкретных показателей товара, соответствующих значениям, установленным в документации о закупке.
Следовательно, Заказчиком установлены требования, в том числе, к используемым при выполнении работ товарам, что противоречит положениям п. 2 ч. 1 ст. 64 (п. 6 ст. 66) Закона о контрактной системе.
3. В части остальных доводов Заявителя о возможных нарушениях Заказчиком Закона о контрактной системе, Комиссия УФАС находит жалобу необоснованной.
Выявленные в действиях Заказчика нарушения законодательства о контрактной системе являются существенными, что дает основания для выдачи обязательного для исполнения предписания об их устранении путем внесения изменений в положения аукционной документации.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Медикал Сервис" частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п. 1 ч. 13 ст. 34, п. 2 ч. 1 ст. 64 (п. 6 ст. 66) Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его конкурсной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
ГБОУ СОШ N 16 Василеостровского района Санкт-Петербурга
ул. Наличная, 44/5, лит. А,
Санкт-Петербург, 199397
тел.: 7-812-4988166
АО "Сбербанк - Автоматизированная
система торгов"
Большой Саввинский пер., д. 12, стр. 9,
Москва, 119435
факс: (495) 787-29-98
ООО "Медикал Сервис"
Дербеневская наб., д. 7, стр. 2, эт. 3,
пом. 1, ком. 35 (РМ 29),
Москва, 115114
тел.: +7 (903) 677-64-33
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 44-2082/21
об устранении нарушений законодательства о закупках
28.04.2021 Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
на основании своего решения по делу N 44-2082/21 о нарушении законодательства о закупках, руководствуясь ст. 33, 64, 67, 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику - ГБОУ СОШ N 16 Василеостровского района Санкт-Петербурга и его аукционной комиссии в 7-дневный срок с момента публикации настоящего предписания на официальном сайте для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг устранить нарушения п. 1 ч. 13 ст. 34, п. 2 ч. 1 ст. 64 (п. 6 ст. 66) Закона о контрактной системе и с этой целью:
- отменить все протоколы, составленные в ходе проведения аукциона N 0372200160921000012;
- внести изменения в документацию об электронном аукционе, приведя ее в соответствие с требованиями законодательства о контрактной системе, руководствуясь мотивировочной частью решения, указанного в преамбуле настоящего предписания;
- продлить срок подачи заявок в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе;
- провести процедуры закупки с номером извещения N 0372200160921000012 в соответствии с законодательством о контрактной системе.
2. Заказчику и его аукционной комиссии в срок до 28.05.2021 представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу документальные доказательства исполнения пункта 1 данного предписания.
3. Оператору электронной площадки - АО "Сбербанк - Автоматизированная
система торгов":
- обеспечить Заказчику его аукционной комиссии техническую возможность для исполнения п. 1 настоящего предписания.
Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Примечание. За невыполнение должностным лицом заказчика, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок ч. 7 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание контролирующего
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 28 апреля 2021 г. N 44-2082/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.05.2021