Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
Двояковского А.А. - заместителя начальника отдела контроля федеральной контрактной системы, заместителя председателя Комиссии УФАС;
Геваргяна Р.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля федеральной контрактной системы, члена Комиссии УФАС;
Кудряшова Н.И. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля федеральной контрактной системы, члена Комиссии УФАС;
при участии представителей:
ФГБУК "Государственный музей-заповедник "Павловск" (далее - Заказчик): Сергеева С.И. по доверенности;
ООО "Гранит" (далее - Заявитель): Бенделюк Я.С. по доверенности;
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 14552-ЭП/21 от 27.04.2021) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по уборке территории Павловского парка, входящего в состав объекта культурного наследия федерального значения "Павловский дворцово-парковый ансамбль" по адресу: Санкт-Петербург, г. Павловск, ул. Садовая, 20 (извещение N 0372200160721000002) (далее - конкурса), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 20.01.2020 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200160721000002. Начальная (максимальная) цена контракта - 28 915 711,50 рублей.
По мнению Заявителя, Заказчиком неправомерно установлено требование к участникам закупки о наличии лицензии на медицинскую деятельность с правом выполнять дезинфектологию.
Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в письменных возражениях на жалобу.
Информация, изложенная в жалобе, имеющиеся документы, подтверждают следующие обстоятельства.
В соответствии с ч. 1 чт. 54.1 Закона о контрактной системе Под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
Согласно п. 2 ч. 3 чт. 54.2 Закона о контрактной системе В извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме наряду с информацией, предусмотренной статьей 42 настоящего Федерального закона, указываются: требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса в электронной форме, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в электронной форме в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам открытого конкурса в электронной форме в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В силу ч. 1 ст. 54.4 Закона о контрактной системе Конкурсная документация должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона (ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе).
Таким образом, в случае, если предметом закупки является поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, для осуществления которых необходима соответствующая лицензия, свидетельство или иной документ в силу положений законодательства Российской Федерации, Заказчик устанавливает требование к участникам закупки о наличии соответствующего документа.
Кроме того, если законодательством Российской Федерации не предусмотрено лицензии, свидетельства или иного документа, то Заказчик не вправе требовать наличия такого документа у участника закупки.
Из материалов дела следует, что предметом рассматриваемой закупки является оказание услуг по уборке территории Павловского парка, входящего в состав объекта культурного наследия федерального значения "Павловский дворцово-парковый ансамбль" по адресу: Санкт-Петербург, г. Павловск, ул. Садовая, 20.
Из содержания конкурсной документации следует, что Заказчиком установлено, в том числе, следующее требование к участникам закупки:
"1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющихся объектом конкурса: наличие действующей лицензии на осуществление медицинской деятельности, в которой указаны следующие виды работ (услуг): дезинфектология.
Требование установлено подпунктом 46 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")"".
Согласно п.3 ч.6 ст.54.4 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме должна содержать требуемые заказчиком в конкурсной документации информацию и документы, а именно: документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса в электронной форме требованиям к участникам такого конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, или копии таких документов, а также декларацию о соответствии участника открытого конкурса в электронной форме требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3 - 9, 11 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
Заказчиком в конкурсной документации установлено, что вторая часть заявки на участие в конкурсе должна содержать, в том числе:
"копию действующей лицензии на осуществление медицинской деятельности, в которой указаны следующие виды работ (услуг): дезинфектология."
В соответствии с пунктом 46 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "С") подлежит лицензированию.
В силу постановления Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "С") в рамках медицинской деятельности предусмотрено лицензирование деятельности по работе (услуге) "дезинфектология".
В силу указанного постановления, медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях. Требования к организации и выполнению указанных работ (услуг) в целях лицензирования устанавливаются Министерством здравоохранения Российской Федерации.
В соответствии с письмом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 09.06.2016 N 14-5/993, изданным в рамках исполнения предупреждения ФАС России от 21.04.2016 N ИА/26471/16, у хозяйствующих субъектов отсутствует необходимость получения лицензии по виду работ (услуг) "дезинфектология" в целях оказания услуг по дезинфекции, дезинсекции, дератизации, которые не предусматривают осуществление мероприятий в рамках оказания медицинской помощи и не являются медицинской услугой.
Вместе с тем, услуги по уборке территории, входящие в предмет рассматриваемой закупки, не относятся к медицинским услугам, а, следовательно, Заказчик не вправе был устанавливать требование о наличии у участников закупки лицензии на осуществление медицинской деятельности.
Указанный вывод Комиссии УФАС также корреспондируется с позицией Министерства здравоохранения Российской Федерации изложенной в письме от 27.02.2018 N 27-3/3008543-81.
Учитывая изложенное, Комиссия УФАС приходит к выводу, что Заказчик неправомерно установил требования к участникам закупки о наличии действующей лицензии на осуществление медицинской деятельности, в которой указаны следующие виды работ (услуг): дезинфектология, а также составу вторых частей заявок на участие в конкурсе, чем нарушил положения
ч.6 ст.31 (п.3 ч.6 ст.54.4) Закона о контрактной системе, а доводы жалобы являются обоснованными.
Выявленное в действиях Заказчика нарушение является существенным, что дает основание для выдачи обязательного для исполнения предписания об устранении выявленного нарушения путем рассмотрения вторых частей заявок участников закупки без учета неправомерно установленного требования.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Гранит" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч.6 ст.31 (п.3 ч.6 ст.54.4) Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его конкурсной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения Закона о контрактной системе путем рассмотрения вторых частей заявок участников закупки без учета неправомерно установленных требований.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Заместитель председателя Комиссии УФАС О.А. Рослова
Члены Комиссии УФАС Р.В. Геваргян
Н.И. Кудряшов
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 11 мая 2021 г. N 44-2095/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.05.2021