Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии -
в присутствии представителя Министерства природных ресурсов и экологии Карачаево - Черкесской Республике (по доверенности), в отсутствии представителей ООО "Научно - технический центр "Победа", Управления Карачаево-Черкесской Республики в сфере закупок (далее - Уполномоченный орган), надлежаще уведомлены, не подключились к ВКС, рассмотрев жалобу ООО "Научно - технический центр "Победа" (далее - Заявитель) на действия Министерства природных ресурсов и экологии Карачаево - Черкесской Республике, (далее - Заказчик) содержащие, по мнению Заявителя, признаки нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта по предмету: "Определение местоположения береговых линий рек (границ водных объектов), определение границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос рек Кубань (от х. Евсеевский до а. Хурзук), Овечка, Абазинка, Джегута, (и ее притоки), Мара, Теберда, (и ее притоки), Эльтаркач, Джегонас, Учкулан Карачаево - Черкесской Республики" (далее - Конкурс), номер извещения N0179200001921000185, на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок Российской Федерации (www.zakupki.gov.ru) (далее - ЕИС) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике (далее - Карачаево-Черкесское УФАС) 22.04.2021 г. поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика:
1)Заказчиком не установлено требование к участникам закупки о наличии действующей лицензии на осуществление работ со сведениями, составляющими государственную тайну.
2)Заказчиком не установлено требование к участникам закупки о наличии выписки из реестра СРО в области инженерных изысканий.
3) Заявитель в жалобе указывает на то, что положения порядка оценки по показателю "Качество услуг" нестоимостного критерия оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" установлены таким образом, что нарушают законодательство о контрактной системе и допускают субъективную оценку конкурсной комиссией Заказчика заявок участников закупки.
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и в своих возражениях сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
1)31.03.2021 г. в 18:38 ч. Заказчиком на официальном сайте ЕИС было размещено извещение с изменениями о проведении Конкурса N0179200001921000185.
2)Конкурсная документация утверждена первым заместителем министра природных ресурсов и экологии Карачаево - Черкесской Республике - В.И. Ляшовой.
3)Ответственное должностное лицо Уполномоченного органа - А.Х. Байчоров.
4)Начальная (максимальная) цена контракта - 5 000 000,00 (пять миллионов) рублей 00 копеек.
5)Дата и время окончания подачи заявок на участие в Конкурсе 22.04.2021 г. в 09:00 ч.
1. Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
По мнению Заявителя, при оказании услуг, предусмотренных Конкурсной документацией, исполнителю потребуется осуществление работ со сведениями, составляющими государственную тайну, предусмотренными Указом Президента Российской Федерации от 30.11.1995 г. N1203 "Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне", в связи с чем в извещении и Конкурсной документации должно быть установлено требование о наличии у участников закупки Лицензии.
В пунктах 26 и 27 Перечня указаны сведения, составляющие государственную тайну, а именно:
сведения, раскрывающие дислокацию, назначение, степень готовности, действительные наименования, организационную структуру, вооружение, численность войск, не подлежащие открытому объявлению в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации;
сведения, раскрывающие организацию или функционирование всех видов связи, радиолокационного, радиотехнического обеспечения войск.
В соответствии с информацией, размещенной в ЕИС, объектом закупки является определение местоположения береговых линий рек (границ водных объектов), определение границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос рек Кубань (от х. Евсеевский до а. Хурзук), Овечка, Абазинка, Джегута (и ее притоки), Мара, Теберда, (и ее притоки), Эльтаркач, Джегонас, Учкулан Карачаево-Черкесской Республики (2 этап).
Согласно пояснениям представителей Заказчика для оказания услуг по контракту исполнителю не потребуется осуществление работ со сведениями, составляющими государственную тайну, указанными в пунктах 26, 27 Перечня. Таким образом, требование о наличии у участника закупки Лицензии в извещении и Конкурсной документации не установлено.
Вместе с тем представитель Заявителя не представил документы и сведения, подтверждающие, что в ходе оказания услуг, исполнителю по контракту необходимо осуществлять работы со сведениями, составляющими государственную тайну.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2.По второму доводу жалобы Заявитель считает, что Заказчиком не установлено требование к участникам закупки о наличии выписки из реестра СРО в области инженерных изысканий.
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе, о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно части 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, если иное не установлено ГрК РФ.
В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Пунктом 3 части 6 статьи 54.4 Закона о контрактной системе установлено, что вторая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме должна содержать требуемые заказчиком в конкурсной документации информацию и документы, а именно: документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса в электронной форме требованиям к участникам такого конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, или копии таких документов, а также декларацию о соответствии участника открытого конкурса в электронной форме требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3 - 9, 11 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
Объектом закупки является "Определение местоположения береговых линий рек (границ водных объектов), определение границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос рек Кубань (от х. Евсеевский до а. Хурзук), Овечка, Абазинка, Джегута (и ее притоки), Мара, Теберда, (и ее притоки), Эльтаркач, Джегонас, Учкулан Карачаево-Черкесской Республики (2 этап)".
Представитель Заказчика в ходе заседания Комиссии пояснил, что Заказчик не имеет правовой возможности установления требования к участникам закупки о наличии членства в саморегулируемой организации на выполнение работ по инженерным изысканиям. Согласно статье 47 Градостроительного кодекса РФ при выполнении работ по инженерным изысканиям необходимо членство СРО только в случае если инженерные изыскания проводятся для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства. При этом предметом проводимой закупки не является разработка инженерных изысканий для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Кроме того, Заявителем на заседание Комиссии явка представителей не обеспечена, в составе жалобы не представлены доказательства, подтверждающие обоснованность своего довода.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. По доводу жалобы Заявитель считает, что положения порядка оценки по показателю "Качество услуг" нестоимостного критерия оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" установлены таким образом, что нарушают законодательство о контрактной системе и допускают субъективную оценку конкурсной комиссией Заказчика заявок участников закупки.
На основании части 1 статьи 54.1 Закона о контрактной системе под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 54.3 Закона контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
В силу части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 4 статьи 32 Закона о контрактной системе в документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в документации о закупке критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе.
Таким порядком являются Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 г. N1085 (далее - Правила).
В пункте 3 Правил оценки заявок определено, что оценка - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями Правил оценки заявок, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В силу пункта 10 Правил, в конкурсной документации в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
Сумма величин значимости показателей критерия оценки должна составлять 100 процентов.
Значимость критериев оценки должна устанавливаться в зависимости от закупаемых товаров, работ, услуг в соответствии с предельными величинами значимости критериев оценки согласно приложению.
В соответствии с пунктом 25 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" в том числе могут быть:
а) качество товаров (качество работ, качество услуг);
б) функциональные, потребительские свойства товара;
в) соответствие экологическим нормам.
Критерии и порядок оценки заявок на участие в Конкурсе в электронной форме установлены Разделом 2 "Информационная карта конкурса в электронной форме" Технической части конкурсной документации.
Заказчиком установлены стоимостные критерии со значимостью 60% и нестоимостные - 40%.
В качестве стоимостного критерия установлена "Цена контракта" - 60%.
В качестве нестоимостного критерия установлены:
- "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" - 40%.
Значимость критерия оценки: 40 %. Коэффициент значимости критерия оценки - 0,4.
Лучшим условием исполнения контракта по указанному критерию признается предложение участника закупки, набравшего наибольшее количество баллов по данному критерию.
Для оценки заявок по критерию используется показатель.
Показатели Критерия |
Максимальная оценка в баллах по показателю |
Значимость показателя |
Коэффициент значимости |
Максимальная оценка с учетом значимости показателя |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Показатель N1 |
100 баллов |
100% |
1,0 |
100 баллов |
Показатель N1: "Качество услуг".
Предмет и порядок оценки: конкурсной комиссией в отношении показателя "Качество услуг" будет оцениваться предлагаемая участником закупки "Схема организации определения местоположения береговых линий рек (границ водных объектов), определение границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос рек".
"Схема организации определения местоположения береговых линий рек (границ водных объектов), определение границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос рек" должна быть разработана с учетом требований конкурсной документацией.
Предлагаемая участником закупки разработанная "Схема организации определения местоположения береговых линий рек (границ водных объектов), определение границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос рек" должна быть привязана к объекту*, соответствовать условиям и требованиям, изложенным в проекте государственного контракта (Приложение 4 к конкурсной документации).
*Объем и виды оказываемых услуг: в соответствии с Техническим заданием (Приложение 1 к проекту государственного контракта).
В рамках показателя "Качество услуг" оценивается описание участником открытого конкурса оказываемых услуг - шкала предельных величин значимости показателя "Качество услуг" представлена в Таблице 1 настоящего пункта конкурсной документации.
По каждой заявке членами единой комиссии оценивается качество услуг на основе представленной информации в заявке на участие в открытом конкурсе в электронной форме. Наибольший балл присваивается заявке, соответствующей лучшим условиям исполнения государственного контракта, предложенной участником открытого конкурса в электронной форме.
Оценка заявок по показателю "Качество услуг" выставляется в баллах от 0 до 100 баллов (при этом максимальное значение данного показателя составляет 100 баллов).
При оценке заявок по показателю "Качество услуг" наибольшее количество баллов присваивается заявке с лучшим предложением по качеству услуг и содержащая наиболее полные и качественные сведения.
Шкала предельных величин значимости показателя "Качество услуг" представлена в Таблице 1 настоящего пункта конкурсной документации.
Количество баллов каждого из элементов показателя присваивается в соответствии со шкалой предельных величин (Таблица 1).
Количество баллов, присваиваемых заявке, определяется как среднее арифметическое оценок (в баллах) всех членов комиссии, присуждаемых заявке по показателю.
Таблица 1
Шкала предельных величин значимости показателя "Качество услуг"
Порядок определения показателя. Разделы "Схема организации определения местоположения береговых линий рек (границ водных объектов), определение границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос рек" и сведения, подлежащие оценке |
Количество присваиваемых баллов |
Условие присвоения соответствующего количества баллов |
Раздел 1 "Расчет потребности оборудования и трудовых ресурсов" |
0 баллов |
- непредоставление сведений по разделу (информации); - сведения (информация) представлена без привязки к Объекту - предоставление сведений (информации), несоответствующих объекту |
30 баллов |
- предоставление сведений (информации) в соответствии условиям государственного контракта и его приложений, требованиям нормативно-технической документации. |
|
Раздел 2 "Технологическая карта организации оказания услуг по строительному контролю" |
0 баллов |
- непредоставление сведений по разделу (информации); - сведения (информация) представлена без привязки к Объекту - предоставление сведений (информации), несоответствующих объекту |
50 баллов |
- предоставление сведений (информации) в соответствии условиям государственного контракта и его приложений, требованиям нормативно-технической документации. |
|
Раздел 3 "Система контроля качества" |
0 баллов |
- непредоставление сведений по разделу (информации); - сведения (информация) представлена без привязки к Объекту - предоставление сведений (информации), несоответствующих объекту |
20 баллов |
- предоставление сведений (информации), в соответствии условиям государственного контракта и его приложений, требованиям нормативно-технической документации. |
Порядок оценки заявок (предложений) по показателю "Качество товаров (качество работ, качество услуг)": комиссия оценивает сведения по показателям путем изучения данных, представленных в заявке (предложении) на участие в конкурсе (с учетом прилагаемых документов, представленных в подтверждение сведений, в случае их наличия), и выставляет баллы каждой заявке (предложению) в зависимости от представленных сведений. Оценка по показателю "Качество услуг" будет производиться членами комиссии на основании предложений участника закупки, представленных в заявке. В случае если данные сведения о качестве услуг не представлены или представлены, но содержат в себе преимущественно подтверждение соответствия положениям и/или цитирование (ссылки) положений технического задания конкурсной документации, не соответствует требованиям действующих на территории Российской Федерации нормативных документов, правил и стандартов в области деятельности составляющей предмет данной закупки комиссия принимает решение об отсутствии данных сведений о качестве услуг в заявке участника. При отсутствии сведений по данному показателю, а также отсутствии документов, подтверждающих предоставленные сведения - значение оценки в баллах - 0.
Баллы по показателю "Качество работ" присваиваются каждым членом конкурсной комиссии экспертно.
Комиссия, изучив порядок оценки по критерию "качество услуг" отмечает, что Заказчик установив в качестве критерия параметр соответствие или несоответствие предоставленных участником сведений заказчик не определил и не раскрыл какие показатели следует указывать и принимать для оценки по данному критерию, что не соответствует пунктам Правил оценки, предусматривающих необходимость раскрытия содержания соответствующих критериев оценки.
Определение порядка оценки заявок не может быть ограничено присвоением баллов по соответствию или несоответствию сведений по отдельным показателям без доведения до сведения участников закупки объективных показателей, по которым члены конкурсной комиссии должны строить свои выводы и, соответственно, к достижению которых должен стремиться участник закупки.
Определенные заказчиком параметры по соответствию или несоответствию сведений без конкретных показателей исключают равный объективный подход к оценке заявок участников закупки, а в действиях конкурсной комиссии может иметь место широта усмотрения.
С учетом изложенного, Заказчик не определил, на каких условиях будут выявляться лучшие условия контракта, что указывает на необъективность описания порядка оценки и на несоответствие порядка оценки Правилам.
Исходя из вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что установленный характер предоставляемой участником информации по показателю "Качество услуг" не позволяет объективно выявить лучшее условие выполнения контракта.
Таким образом, Комиссия признает в действиях Заказчика, нарушение требований Порядка и пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.
Вышеуказанные нарушения содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
|
На основании вышеизложенного, Комиссия, руководствуясь статьей 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ООО "Научно - технический центр "ПОБЕДА" обоснованной в части.
2.Признать Заказчика нарушившим пункт 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.
3.Выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела N009/06/106-119/2021 от 29.04.2021 г. уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике от 29 апреля 2021 г. N 009/06/106-119/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.05.2021