Резолютивная часть оглашена 13.05.2021
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
на основании части 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 рассмотрела жалобу Общества с ограниченной ответственностью Самарская строительная компания "Ладья" (далее - заявитель, ООО ССК "Ладья") на положения документации при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по устройству горизонтальной дорожной разметки на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения в Вязниковском, Гороховецком, Камешковском, Ковровском, Селивановском, Суздальском районах Владимирской области (закупка N 0128200000121002475) в открытом заседании в присутствии представителей заказчика - ГБУ "Управление автомобильных дорог администрации Владимирской области" _ (доверенность от 10.07.2020 N 57), _ (доверенность от 28.01.2021 N 4).
12.05.2021 в соответствии с пунктом 3.32 Административного регламента и частью 3 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок в рамках рассмотрения дела о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок Комиссией объявлен перерыв до 13.05.2021.
Заявитель, уведомленный о времени и месте рассмотрения жалобы явку своего представителя не обеспечил.
Уполномоченный орган, ходатайствовал о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя.
В ходе рассмотрения дела, Комиссия Владимирского УФАС России
УСТАНОВИЛА:
Во Владимирское УФАС России поступила жалоба заявителя на положения документации при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по устройству горизонтальной дорожной разметки на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения в Вязниковском, Гороховецком, Камешковском, Ковровском, Селивановском, Суздальском районах Владимирской области (закупка N 0128200000121002475)
Заявитель полагает, что документация рассматриваемого открытого конкурса в электронной форме не соответствует требованиям законодательства о контрактной системе в сфере закупок в виду следующего.
1.Установление в качестве критерия оценки наличия опыта выполнения работ исключительно по контрактам, заключенным в рамках ФЗ-44 и ФЗ-223 ставит в преимущественное положение хозяйствующих субъектов, имеющих опыт выполнения указанных работ перед хозяйствующими субъектами, которые такого опыта не имеют. Таким образом, заявитель полагает, что установив данное положение, заказчик ограничивает участников закупки тем, что участнику, предоставившему копии гражданско-правовых договоров будет присвоено ноль баллов, что не соответствует принципам контрактной системы.
2. Заявитель полагает, что установленное заказчиком требование в отношении ранее исполненного контракта, а именно в размере не менее 100 % от начальной максимальной цены контракта - избыточным, так как выполнение участником закупки работ, соответствующих объекту закупки, но с меньшей ценой, не может свидетельствовать об отсутствии у него опыта работ сопоставимого характера.
Также требование о том, что контракт, подтверждающий опыт, должен быть заключен не позднее чем за два года до срока окончания подачи заявок заявитель считает необоснованным и ограничивающим конкуренцию.
На основании изложенного, заявитель просит обязать заказчика внести изменения в документацию рассматриваемого конкурса, провести внеплановую проверку, признать жалобу обоснованной.
Представители заказчика возразили относительно доводов жалобы, выразили мнение о ее необоснованности, вместе с тем пояснили, что работы, предусмотренные объектом закупки, имеют определенную специфику и выполняются для государственных нужд, что указывает на необходимость оценивать предложение участников закупки по данному показателю исключительно контрактов (договоров), заключенных в рамках Федерального закона N 44-ФЗ и Федерального закона N 223.
Также представители выразили мнение о том, что критерии оценки установлены заказчиком исходя из представлений о сопоставимых условиях деятельности хозяйствующих субъектов в целях выбора наиболее квалифицированного и опытного исполнителя работ и не направлены на ограничение количества участников закупки и не предрешают исход торгов.
Изучив представленные документы, исследовав доказательства сторон в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Владимирского УФАС России пришла к следующим выводам.
Заказчиком - ГБУ "Управление автомобильных дорог администрации Владимирской области" инициировано проведение закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по устройству горизонтальной дорожной разметки на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения в Вязниковском, Гороховецком, Камешковском, Ковровском, Селивановском, Суздальском районах Владимирской области.
Начальная максимальная цена закупки составляет 35 000 000,00 рублей.
Пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе в сфере закупок установлено, что конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать в том числе критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе в сфере закупок для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 4 статьи 32 Закона о контрактной системе в сфере закупок в документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в документации о закупке критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
Частью 8 статьи 32 Закона о контактной системе в сфере закупок порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 утверждены Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Пунктом 11 Правил предусмотрено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
В соответствии с пунктом 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Таким образом, одними из показателей, раскрывающими нестоимостной критерий "квалификация участников закупки" будут являться опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема и обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами.
В Приложении N6 к документации открытого конкурса в электронной форме заказчиком указана квалификация участников закупки. Раскрыто содержание критерия, значение критерия в баллах, шкала предельных величин значимости показателей оценки и значимость критерия.
В частности заказчиком указано следующее.
Квалификация участников закупки | |||
Содержание критерия |
Значение критерия, в баллах: |
Шкала предельных величин значимости показателей оценки (Максимальное и Минимальное значение критерия в баллах) |
Значимость критерия: |
Опыт участника по успешному выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема с предметом конкурса*. При этом учитываются предоставленные в составе конкурсной заявки копии полностью исполненных, заверенных контрактов (договоров), заключенных в качестве генерального подрядчика не позднее чем за 2 года до срока окончания подачи заявок и контрактов (договоров) с приложениями и дополнениями к ним; копии оформленных актов выполненных работ (оказанных услуг), при этом стоимость такого контракта (договора) и актов выполненных работ должна составлять не менее 100 % от начальной (максимальной) цены контракта по настоящему конкурсу. Информация о таком контракте (договоре) должна быть размещена в Единой информационной системе. Для подтверждения размещения информации о контракте (договоре) в Единой информационной системе участник закупки представляет реестровый номер контракта. При отсутствии информации по данному показателю, или при отсутствии подтверждающих информацию необходимых документов - 0 баллов. Один контракт (договор) и более -100 баллов. |
100 баллов |
Минимальное значение критерия - 0 баллов Максимальное значение - 100 баллов |
40 % |
*Работы (услуги) сопоставимого характера - работы (услуги), выполненные участником закупки подтверждаются по показателю "опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" представленными контрактами (договорами) в составе заявки, заключенными в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", либо в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" на выполнение работ по устройству горизонтальной дорожной разметки на автомобильных дорогах общего пользования регионального и/или межмуниципального значения, заключенных с данным участником закупки.
Рассмотрев содержание указанного выше критерия, Комиссия пришла к выводу о том, что требование к подтверждению опыта участника по успешному выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема с предметом конкурса" представленными контрактами, заключенными в соответствии Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" не противоречит требованиям Закона о контрактной системе в сфере закупок, а также положениям Постановления Правительства РФ N 1085.
Комиссия полагает, что данное требование не создает преимуществ конкретному лицу, а направлен, прежде всего, на выбор победителем конкурса лица, наиболее соответствующего потребностям заказчика. Участник закупки, не набравший баллов по этому критерию, имеет возможность набрать большее количество баллов по другому показателю и стать победителем конкурса. Отсутствие у него опыта работы в выполнении государственных заказов не ограничивает его право на участие в конкурсе.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона о контрактной системе в сфере закупок контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе в сфере закупок установлено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Комиссия отмечает, что косвенным подтверждением отсутствия ограничения конкуренции является факт подачи тремя потенциальными участниками своих заявок (протокол рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме 0128200000121002475)
Таким образом, рассмотренный довод заявителя является несостоятельным.
2. Рассмотрев содержание критерия опыт участника по успешному выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема с предметом конкурса "при этом учитываются предоставленные в составе конкурсной заявки копии полностью исполненных, заверенных контрактов (договоров), заключенных в качестве генерального подрядчика не позднее чем за 2 года до срока окончания подачи заявок и контрактов (договоров) с приложениями и дополнениями к ним; копии оформленных актов выполненных работ (оказанных услуг), при этом стоимость такого контракта (договора) и актов выполненных работ должна составлять не менее 100 % от начальной (максимальной) цены контракта по настоящему конкурсу. _" Комиссия не усматривает каких-либо несоответствий, а также противоречий законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Комиссия полагает, что данные условия отвечают непосредственно потребностям заказчика и требованиям объективности. Законом о контрактной системе в сфере закупок не регламентируется установление в конкурсной документации той или иной необходимой информации, раскрывающей содержание нестоимостных критериев.
В соответствии с частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе в сфере закупок к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Однако заявителем жалобы в материалы дела о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок не представлены доказательства, подтверждающие доводы жалобы, а также то, что содержание рассматриваемого критерия ограничило конкуренцию и не позволили кому-либо из хозяйствующих субъектов подать заявку на участие в конкурсе.
На основании изложенного, руководствуясь частью 6 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО Самарская Строительная Компания "Ладья" на положения документации при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по устройству горизонтальной дорожной разметки на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения в Вязниковском, Гороховецком, Камешковском, Ковровском, Селивановском, Суздальском районах Владимирской области (закупка N 0128200000121002475) необоснованной.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 13 мая 2021 г. N 033/06/32-441/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.05.2021