Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "Джули" (далее - Заявитель) на действия Администрации Чернушинского городского округа (далее - Уполномоченный орган), МБУ "Управление капитального строительства" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на строительство детского сада на 55 мест, Российская Федерация, Пермский край, Чернушинский городской округ, город Чернушка, ул. Строителей, 2а (изв. N 0156600021721000093) (далее - Конкурс),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
Согласно извещению N 0156600021721000093 Уполномоченным органом проводился открытый конкурс в электронной форме на строительство детского сада на 55 мест, Российская Федерация, Пермский край, Чернушинский городской округ, город Чернушка, ул. Строителей, 2а.
В соответствии с извещением о проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурсной документацией:
1) извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 01.04.2021 г.
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;
3) начальная максимальная цена контракта - 70 789 390,00 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 26.04.2021 г.
По мнению Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом объединены в один лот выполнение работ и поставка товара, что ограничивает количество возможных участников закупки.
В соответствии с ч.1 ст.54.1 Закона о закупках под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
В п.1 ч.1 ст.54.3 Закона о закупках установлено, что конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
В соответствии с п.п.1,2 ч.1 ст.33 Закона о закупках, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с п.8 ч.1 ст.33 Закона о закупках, документация о закупке при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должна содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, за исключением случая, если подготовка проектной документации в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 настоящего Федерального закона, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в документацию о закупке в соответствии с настоящим пунктом является надлежащим исполнением требований пунктов 1 - 3 настоящей части.
Согласно п.2 ч.3 ст.54.2 Закона о закупках в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме наряду с информацией, предусмотренной статьей 42 настоящего Федерального закона, указываются требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса в электронной форме, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в электронной форме в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам открытого конкурса в электронной форме в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно п.1 ч.1 ст.31 Закона о закупках при осуществлении закупки заказчик устанавливает к участникам закупки единое требование о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В силу п.4 ч.1 ст.54.3 Закона о закупках, помимо информации, указанной в извещении, конкурсная документация должна содержать предусмотренные статьей 54.4 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса в электронной форме, к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме.
В соответствии с п.2 ч.6 ст.54.4 Закона о закупках, вторая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и предоставление указанных копий документов предусмотрено конкурсной документацией. При этом не допускается требовать предоставления копий указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации указанные документы передаются вместе с товаром.
Согласно п.3 раздела 5 информационной карты конкурсной документации описание объекта закупки, информация о количестве товара указаны в Приложении 3 "Техническое задание", в Приложении 4 "Проект контракта".
В соответствии с приложением N3 "Техническое задание" Подрядчик принимает на себя обязательства выполнить работы по строительству объекта: "Детский сад на 55 мест, Российская Федерация, Пермский край, Чернушинский городской округ, город Чернушка, ул. Строителей, 2а".
Виды и объемы работ производятся в соответствии с проектно-сметной документацией, которая приложена к конкурсной документации и является ее неотъемлемой частью.
Требования к составу второй части заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме установлены Заказчиком, Уполномоченным органом в п.3 раздела 8 информационной карты конкурсной документации.
В частности, Заказчиком, Уполномоченным органом установлено требование о предоставлении в составе второй части заявки выписки из реестра членов саморегулируемой организации, членом которой является участник закупки, в соответствии с ч.2 ст.52, и иными нормами ГрК РФ (за исключением случаев, предусмотренных законом).
Вместе с тем, проектно-сметной документацией помимо выполнения строительных работ предусмотрена также поставка товаров, например, кровать детская одноярусная, шкаф для горшков, шкаф для одежды персонала, стол 4-местный, стол 2-местный, стул воспитателя и прочее (согласно смете 02-01-07.
Как следует из пояснений Заказчика, строительство объекта выполняется "под ключ", результатом закупки является детский сад, готовый к функционированию.
Комиссия отмечает, что при осуществлении строительства объекта "под ключ" заказчик вправе предусмотреть в документации о закупке необходимость поставки и монтажа оборудования, неразрывно связанного с объектом строительства, при этом, в качестве неразрывно связанного с объектом строительства оборудования необходимо рассматривать оборудование, поставка и установка которого невозможна впоследствии без изменения предусмотренных проектом конструктивных решений объекта строительства.
Согласно пояснениям Заказчика в объект закупки помимо строительных работ входит поставка как монтируемого, так и немонтируемого оборудования.
Таким образом, в предмет закупки включены товары, которые не являются монтируемым оборудованием, технологически и функционально не связаны со строительными работами и поставка которых может осуществляться отдельно.
Объединение в один предмет закупки строительных работ и поставки оборудования, технологически и функционально не связанного с объектом строительства, может привести к необоснованному ограничению количества участников закупки, поскольку поставка товара не требует от участника закупки наличия и предоставления документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Учитывая вышеизложенное, объединение в один предмет закупки строительных работ и поставки товаров, которые технологически и функционально не связанны со строительными работами и поставка которых может осуществляться отдельно, противоречит положениям Закона о закупках.
На основании указанного выше Комиссия приходит к выводу, что в действиях Заказчика имеется нарушение п.1 ч.1 ст.54.3 Закона о закупках.
В указанных действиях должностных лиц Заказчика, Уполномоченного органа содержатся признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 4.1 ст. 7.30 КоАП РФ.
Вместе с тем, Комиссия принимает во внимание, что согласно протоколу подведения итогов открытого конкурса в электронной форме от 30.04.2021 г. три заявки признаны соответствующими требованиям конкурсной документации. Допущенные Заказчиком, Уполномоченным органом нарушения Закона о закупках не создали препятствий для подачи заявок на участие в открытом конкурсе и не привели в результате к нарушению прав и законных интересов участников закупки.
Кроме того, Заявитель не обеспечил явку своего представителя, доказательств того, что спорные положения конкурсной документации не позволили участнику подать заявку, Комиссии не представлено. Более того, подача жалобы посредством электронной почты 23.04.2016 г. (в предпоследний рабочий день окончания срока подачи заявок), по мнению Комиссии, может свидетельствовать об отсутствии у подателя жалобы намерения принять участие в данной закупке.
Таким образом, доказательства нарушения прав и законных интересов подателя жалобы в материалах дела отсутствуют.
С учетом п.3.35 Административного регламент Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, Комиссия решила предписание не выдавать.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Джули" на действия Администрации Чернушинского городского округа, МБУ "Управление капитального строительства" при проведении открытого конкурса в электронной форме на детский сад на 55 мест, Российская Федерация, Пермский край, Чернушинский городской округ, город Чернушка, ул. Строителей, 2а (изв. N 0156600021721000093) обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение требований п.1 ч.1 ст.54.3 Закона о закупках.
3. Предписание не выдавать, поскольку выявленное нарушение не повлияло на результат закупки.
4. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц Заказчика, Уполномоченного органа к административной ответственности за допущенные нарушения Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 11 мая 2021 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.05.2021