Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок, рассмотрев в порядке статей 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) посредством видеоконференцсвязи жалобу ООО "Стандарт" (далее также - Заявитель) на действия Единой комиссии уполномоченного органа - Управления Республики Северная Осетия-Алания по проведению закупок для государственных нужд (далее - Единая комиссия Управления РСО-Алания) при проведении открытого конкурса в электронной форме N0310200000321000685 на выполнение работ по строительству врачебной амбулатории на 50 посещений в смену в с.Коста ГБУЗ "Ардонская центральная районная больница" Министерства здравоохранения РСО-Алания (далее - Конкурс),
УСТАНОВИЛА:
27 апреля 2021 года в Северо-Осетинское УФАС России поступила жалоба ООО "Стандарт" на действия Единой комиссии Управления РСО-Алания при проведении Конкурса.
Заявитель считает, что Единая комиссия Управления РСО-Алания необоснованно признала его заявку на участие в Конкурсе требованиям Конкурсной документации и Закона о контрактной системе.
В своей жалобе Заявитель указал, что им была подана заявка на участие в Конкурсе, который был присвоен идентификационный номер N1. Решением Единой комиссии Управления РСО-Алания заявка на участие в Конкурсе с идентификационным номером N1, то есть заявка ООО "Стандарт", была признана несоответствующей требованиям Конкурсной документации на основании пункта 3 части 6 статьи 45 Закона о контрактной системе с указанием на то, что в пункте 32 Информационной карты Конкурсной документации указано, что банковская гарантия должна содержать условие о рассмотрении споров, вытекающих из банковской гарантии, арбитражным судом по месту нахождения бенефициара (то есть а Арбитражном суде РСО-Алания). В нарушение указанного требования ООО "Стандарт" представлена банковская гарантия, согласно которой: "Споры, возникающие в связи с исполнением обязательств по Гарантии, подлежат рассмотрению в Арбитражном суде г.Москвы" (пункт 13 банковской гарантии), то есть по месту нахождения ответчика (ст.3 АПК РФ), что в случае предъявления требований к Гаранту определяется местонахождением Гаранта.
С данным решением Единой комиссии Управления РСО-Алания, отраженным в Протоколе рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в Конкурсе от 19.04.2021 Заявитель не согласен и считает, что его заявка на участие в Конкурсе соответствует требованиям Конкурсной документации и Закона о контрактной системе.
В объяснении по существу жалобы Управление РСО-Алания указало, что в силу части 3 статьи 44 Закона о контрактной системе банковская гарантия, выданная участнику закупки банком для целей обеспечения заявки на участие в конкурсе или закрытом аукционе, должна соответствовать требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе.
Согласно части 2 статьи 45 Закона о контрактной системе банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать:
1) сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в установленных частью 13 статьи 44 Закона о контрактной системе случаях, или сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в случае ненадлежащего исполнения обязательств принципалом в соответствии со статьей 96 Закона о контрактной системе;
2) обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией;
3) обязанность гаранта уплатить заказчику неустойку в размере 0,1 процента денежной суммы, подлежащей уплате, за каждый день просрочки;
4) условие, согласно которому исполнением обязательств гаранта по банковской гарантии является фактическое поступление денежных сумм на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику;
5) срок действия банковской гарантии с учетом требований статей 44 и 96 Закона о контрактной системе;
6) отлагательное условие, предусматривающее заключение договора предоставления банковской гарантии по обязательствам принципала, возникшим из контракта при его заключении, в случае предоставления банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта;
7) установленный Правительством Российской Федерации перечень документов, предоставляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии.
В соответствии с частью 6 статьи 45 Закона контрактной системе основанием для отказа в принятии банковской гарантии заказчиком является:
1) отсутствие информации о банковской гарантии в предусмотренных настоящей статьей реестрах банковских гарантий;
2) несоответствие банковской гарантии условиям, указанным в частях 2 и 3 статьи 45 Закона контрактной системе;
3) несоответствие банковской гарантии требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документации о закупке, проекте контракта, который заключается с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с Протоколом подведения итогов Конкурса от 20.04.2021 года заявка ООО "Стандарт" подлежит отклонению по следующим основаниям: в пункте 32 Информационной карты указано, что банковская гарантия должна содержать условие о рассмотрении споров, вытекающих из банковской гарантии, арбитражным судом по месту нахождения бенефициара (то есть в Арбитражном суде РСО-Алания). В нарушение указанного требования ООО "Стандарт" представлена банковская гарантия, согласно которой: "Споры, возникающие в связи с исполнением обязательств по Гарантии, подлежат рассмотрению в Арбитражном суде г.Москвы" (пункт 13 банковской гарантии), то есть по месту нахождения ответчика (ст.35 АПК РФ), что в случае предъявления требований к Гаранту определяется местонахождением Гаранта.
На основании изложенного Управление РСО-Алания считает, что Единая комиссия Управления РСО-Алания правомерно отказала ООО "Стандарт" в принятии банковской гарантии в соответствии с пунктом 3 части 6 статьи 45 Закона о контрактной системе.
Кроме того в своих объяснениях по существу жалобы Управление РСО-Алания указало, что принимая решение об участии в открытом конкурсе в электронном виде и подавая заявку, Заявитель тем самым выразил согласие, в том числе на требование, установленные к банковской гарантии.
На основании изложенного Управление РСО-Алания считает жалобу ООО "Стандарт" необоснованной.
Изучив представленные материалы, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок провела внеплановую проверку закупки и пришла к следующим выводам:
22 марта 2021 года на официальной сайте Единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" Управлением РСО-Алания, как уполномоченным органом, были размещены извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме N0310200000321000685 на выполнение работ по строительству врачебной амбулатории на 50 посещений в смену в с.Коста ГБУЗ "Ардонская центральная районная больница" Министерства здравоохранения РСО-Алания м начальной (максимальной) ценой контракта 22 813 750,00 рублей и Документация для проведения указанного Конкурса, утвержденная 22.03.2021 (далее - Конкурсная документация).
Согласно Протоколу рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в Конкурсе от 19.04.2021 до окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе было подано четыре заявки. Решением Единой комиссии Управления РСО-Алания заявка на участие в Конкурсе с идентификационным номером N1, то есть заявка ООО "Стандарт", была признана несоответствующей требованиям Конкурсной документации на основании пункта 3 части 6 статьи 45 Закона о контрактной системе и указала, что в пункте 32 Информационной карты Конкурсной документации указано, что банковская гарантия должна содержать условие о рассмотрении споров, вытекающих из банковской гарантии, арбитражным судом по месту нахождения бенефициара (то есть а Арбитражном суде РСО-Алания). В нарушение указанного требования ООО "Стандарт" представлена банковская гарантия, согласно которой: "Споры, возникающие в связи с исполнением обязательств по Гарантии, подлежат рассмотрению в Арбитражном суде г.Москвы" (пункт 13 банковской гарантии), то есть по месту нахождения ответчика (ст.3 АПК РФ), что в случае предъявления требований к Гаранту определяется местонахождением Гаранта.
Согласно части 1 статьи 44 Закона о контрактной системе заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок на участие в конкурсах и аукционах при условии, что начальная (максимальная) цена контракта превышает пять миллионов рублей, если Правительством Российской Федерации не установлено иное.
Частью 2 статьи 44 Закона о контрактной системе установлено, что обеспечение заявки на участие в конкурсе или аукционе может предоставляться участником закупки в виде денежных средств или банковской гарантии. Выбор способа обеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе осуществляется участником закупки.
Кроме того, частью 18 статьи 44 Закона о контрактной системе установлено, что обеспечение заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапном конкурсе в электронной форме, электронном аукционе возможно путем блокирования денежных средств при наличии на специальном счете участника закупки незаблокированных денежных средств в размере, предусмотренном документацией о закупке, либо путем предоставления банковской гарантии в порядке, определенном в соответствии с частью 29 статьи 44 Закона о контрактной системе, информация о которой включена в реестры банковских гарантий, предусмотренные статьей 45 Закона о контрактной системе.
При этом, частями 3 и 4 статьи 44 Закона о контрактной системе установлено, что в конкурсной документации, документации об аукционе заказчиком должны быть указаны размер обеспечения заявок в соответствии с Законом о контрактной системе и условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с Законом о контрактной системе).
Банковская гарантия, выданная участнику закупки банком для целей обеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе, должна соответствовать требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе. Срок действия банковской гарантии, предоставленной в качестве обеспечения заявки, должен составлять не менее чем два месяца с даты окончания срока подачи заявок.
Согласно пункту 2 части 16 статьи 44 Закона о контрактной системе размер обеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе должен составлять от одной второй процента до пяти процентов начальной (максимальной) цены контракта, если начальная (максимальная) цена контракта составляет более двадцати миллионов рублей.
Так, во исполнение вышеуказанных норм статьи 44 Закона о контрактной системе Заказчиком в пункте 4.2.1 Конкурсной документации Заказчиком установлено, что размер обеспечения заявки на участие в Конкурсе в указан в извещении о проведении Конкурса и в Информационной карте Конкурсной документации (далее - ИК). Обеспечение заявки на участие в конкурсе в электронной форме может предоставляться участником конкурса в электронной форме в виде денежных средств или банковской гарантии. Выбор способа обеспечения заявки на участие в Конкурсе осуществляется участником закупки.
В пункте 32 ИК Заказчиком установлен размер и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в Конкурсе, а также условия банковской гарантии, согласно которым размер обеспечения заявки на участие в Конкурсе 1% (228 137,50 рублей) от начальной (максимальной) цены контракта.
При этом установлено, что банковская гарантия, информация о ней и документы, предусмотренные частью 9 статьи 45 Закона о контрактной системе, должны быть включены в реестр банковских гарантий, размещенный в единой информационной системе. Банковская гарантия должна содержать условие о рассмотрении споров, вытекающих из банковской гарантии, Арбитражным судом по месту нахождения бенефициара.
Частью 2 статьи 45 Закона о контрактной системе установлено, что банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать:
1) сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в установленных частью 15 статьи 44 Закона о контрактной системе случаях, или сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в случае ненадлежащего исполнения обязательств принципалом в соответствии со статьей 96 Закона о контрактной системе;
2) обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией;
3) обязанность гаранта уплатить заказчику неустойку в размере 0,1 процента денежной суммы, подлежащей уплате, за каждый день просрочки;
4) условие, согласно которому исполнением обязательств гаранта по банковской гарантии является фактическое поступление денежных сумм на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику;
5) срок действия банковской гарантии с учетом требований статей 44 и 96 Закона о контрактной системе;
6) отлагательное условие, предусматривающее заключение договора предоставления банковской гарантии по обязательствам принципала, возникшим из контракта при его заключении, в случае предоставления банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта;
7) установленный Правительством Российской Федерации перечень документов, предоставляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии.
Вместе с тем установлено, что банковская гарантия N59351/ЭГ-2021 от 06.04.2021, выданная ОА "Реалист Банк" ООО "Стандарт", направленная оператором электронной площадки при направлении вторых частей заявок на участие в Конкурсе посредством аппаратно-программного комплекса электронной площадки в Управление РСО-Алания, помимо информации, установленной в части 2 статьи 45 Закона о контрактной системе, содержит также условие о том, что споры, возникающие в связи с исполнением обязательств по Гарантии, подлежат рассмотрению в Арбитражном суде г.Москвы.
При этом, частью 6 статьи 45 Закона о контрактной системе установлено, что основанием для отказа в принятии банковской гарантии заказчиком является:
1) отсутствие информации о банковской гарантии в предусмотренных настоящей статьей реестрах банковских гарантий;
2) несоответствие банковской гарантии условиям, указанным в частях 2 и 3 статьи 45 Закона о контрактной системе;
3) несоответствие банковской гарантии требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документации о закупке, проекте контракта, который заключается с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Таким образом, решение Единой комиссии Управления РСО-Алания о признании заявки ООО "Стандарт" на участие в Конкурсе является обоснованным, поскольку банковская гарантия N59351/ЭГ-2021 от 06.04.2021, выданная ОА "Реалист Банк" Заявителю, то есть ООО "Стандарт", не соответствует требованиям пункте 32 ИК.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать необоснованной жалобу ООО "Стандарт" на действия Единой комиссии Управления РСО-Алания при проведении открытого конкурса в электронной форме N0310200000321000685 на выполнение работ по строительству врачебной амбулатории на 50 посещений в смену в с.Коста ГБУЗ "Ардонская центральная районная больница" Министерства здравоохранения РСО-Алания.
Согласно части 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 12 мая 2021 г. N А257-05/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.05.2021