Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
<_>- начальника отдела контроля закупок, заместителя председателя Комиссии;
<_> - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;
<_> - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Легион" (далее - заявитель, Общество, ООО "Легион") на действия бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Областная клиническая больница" (далее - заказчик) при осуществлении закупки в форме электронного аукциона "Оказание услуг по заправке и ремонту (восстановлению) картриджей" (извещение N 0352200000821000185)" (далее - электронный аукцион, аукцион),
в отсутствие представителя заявителя, извещенного о дате, времени и месте рассмотрения жалобы,
при участии посредством видеоконференцсвязи представителей заказчика: <_>(доверенность N 1418 от 21.04.2021), <_> (доверенность N 1503 от 27.04.2021), <_> (доверенность N 322 от 01.02.2021)
У С Т А Н О В И Л А:
1. В Омское УФАС России поступила (вх. N 4105э от 21.04.2021) жалоба заявителя на положения документации об электронном аукционе, нарушающие, по его мнению, требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе).
2. Из материалов электронного аукциона следует, что 15.04.2021 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) заказчиком были размещены извещение N 0352200000821000185 о проведении электронного аукциона и документация об электронном аукционе с начальной (максимальной) ценой контракта 499960 руб.
20.04.2021 были размещены разъяснения положений документации об электронном аукционе.
23.04.2021 размещен протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, согласно которому на участие в закупке было подано три заявки, все участники были допущены к участию в электронном аукционе.
Согласно протоколу проведения электронного аукциона от 27.04.2021 в процедуре проведения электронного аукциона приняли участие два участника закупки, наименьшая цена составила 462463 руб.
3. В результате рассмотрения жалобы заявителя, представленных материалов и пояснений, в результате проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия установила следующее.
В жалобе заявителем, в частности указано: "Ознакомившись с документацией электронного аукциона, возникли вопросы по "Техническому заданию". 16.04.2021 14:59 (московское время) мы направили на торговой площадке http://www.rts-tender.ru запрос на разъяснение документации. 20.04.2021 08:41 (московское время) Заказчик направил ответ. Ответ нас не удовлетворил.
Вынуждены обратиться в Управление Федеральной антимонопольной службы по Омской области, т.к. считаем нарушением Трудового Законодательства и 44 ФЗ со стороны Заказчика".
Комиссия отмечает, что рассмотрение жалобы заявителя осуществляется исключительно на предмет соблюдения заказчиком требований Федерального закона о контрактной системе.
В полномочия Комиссии не входит рассмотрение вопросов соблюдения заказчиком трудового законодательства.
Контрактная система направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (часть 1 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе).
В соответствии с частью 2 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Таким образом, основной задачей законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд является обеспечение максимально широкого круга участников закупок и выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере закупок.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться правилом о том, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам оказываемых услуг установлены заказчиком в Техническом задании на заправку и ремонт (восстановление) картриджей (далее - Техническое задание).
В соответствии с частью 3 статьи 65 Федерального закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Согласно части 4 статьи 65 Федерального закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Частью 5 статьи 65 Федерального закона о контрактной системе установлено, что разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
В жалобе заявителем указано: "Пункт из технического задания 2.21. Осуществлять заправку, ремонт (восстановление) картриджей, у заказчика в случае, если возникла необходимость в оперативном получении услуг в течении 1 дня с момента получения заявки от Заказчика. Работы должны производиться специалистами Исполнителя на территории Заказчика в рабочее время (понедельник-четверг в интервале с 9.00 до 16.00, пятница с 9.00 до 15.00), возможность проведения работ в другое время должна оговариваться со специалистами Заказчика после получения Исполнителем заявки на проведение работ.
Запрос на разъяснение 2.21. С учетом довольно большого объёма картриджей находящимся в обслуживании просим предоставить данные о техническом оснащении Заказчика, его оборудовании, а так же помещении в котором необходимо производить работы. Так как работодатель несет ответственность перед сотрудником и обязуется предоставлять все необходимое для его работы не только с технической точки зрения, но так же гражданской, а именно наличие уборных, столовых, интенсивности освещения и пожаробезопасности. Если Заказчик не намерен писать данные условия тогда просим исключить пункт о проведении работ на территории Заказчика, в обратном случае просим внести все изменения с приложением всех необходимых документов подтверждающих соответствие нормам и условиям труда, так как с учетом Ваших объёмов по данным работам, оказание услуг может занимать значительно время на выезде."
Ответ Заказчика В соответствии с пунктом 2.21 описывается ситуация, когда для обеспечения непрерывной работы медицинского подразделения необходимо выполнить работы по срочной заправке либо восстановлению картриджей для оргтехники на территории Заказчика. Доводим до Вашего сведения, что в учреждении есть помещение, предназначенное для проведения работ по заправке и восстановлению картриджей для оргтехники. В помещении установлены два стола, на которых осуществляются работы, с освещением рабочего места инженера-заправщика лампами дневного света. Рабочее место оснащено электрической розеткой и сетевым фильтром для подключения оборудования Исполнителя. Для проведения работ Исполнитель должен использовать свое оборудование. Используемое Исполнителем оборудование, для обеспечения качественного восстановления или заправки картриджей оргтехники не ограничивается Заказчиком по составу и количеству. Помещение, где будут проводиться работы, соответствует требованиям к интенсивности освещения, согласно проведенной специальной оценки условий труда. Соответствие помещения требованиям к пожарной безопасности также проверено ответственным лицом больницы. В шаговой доступности от помещения находятся уборная и буфет.
Ответ на разъяснение Просим обратить внимание Заказчика, что на выезде используется переносное оборудование, а это пылесос с фильтрами, и различные наборы для разбора и сборки картриджей. У Исполнителя нет возможности размещать на время выезда у Заказчика станций и компрессоров для продувки картриджей сжатым воздухом под давлением, что как раз и составляет немалую долю качества оказываемых услуг. При этом Заказчик так же не описывает ничего об утилизации "отходов" возникающих при оказании подобных услуг на его территории. Два стола и лампа дневного освещения, с камерой видеофиксации, к сожалению, это не соответствует рабочему месту инженера по ремонту в сфере оргтехники. С учетом, что тонер имеет консистенцию "воздушного порошка", без обдувки и втягивания воздуха, невозможно поддерживать место в надлежащем состоянии для оказания подобных услуг.
"Пункт из технического задания 2.22. При проведении работ по заправке или ремонту (восстановлению) картриджей на территории Заказчика, Заказчик оставляет за собой право вести видеофиксацию проведения работ для четкого определения состава фактически проведенных работ.
Запрос на разъяснение 2.22. Просим Заказчика убрать данный пункт из технического задания. Данный пункт нарушает нормы и права человека и вносит новую ответственность между работодателем и сотрудником, так как сотрудник за которым будет вестись видеонаблюдение должен быть уведомлен и так же должен дать свое согласие на нее, в случае нарушения своих прав, любой сотрудник может подать заявление в УМВД России для расследования законности данной сьемки и целях ее использования."
Ответ Заказчика. Пункт 2.22 описывает возможность видеофиксации проводимых сотрудником Исполнителя работ по заправке либо восстановлению картриджей для определения фактического состава выполненных работ, что не однократно позволяло избежать спорных ситуаций. Обращаю Ваше внимание на то, что производится съемка только рабочего поля- части стола, где непосредственно производятся работы. Лицо, фигура сотрудника Исполнителя на запись не попадает и его права не нарушаются- фиксируется только картридж крупным планом, как объект выполнения работ и манипуляции, проводимые с ним.
Ответ на разъяснение. В любом случае, любая видеофиксация за конкретным пользователем нарушает права человека и ведение коммерческой деятельности. Для любых спорных ситуаций есть претензионный порядок работы в соответствии с действующим законодательством России и в рамках 44-ФЗ. Исполнитель не обязан ставить в известность своих Заказчиков о том, как он достигает результата, требуемого по техническому заданию, так же как не обязан разглашать материальные стороны вопросов о предоставляемых услугах. Это имеет право входить в состав коммерческой тайны организации. Нам так же до конца неизвестна СРОЧНОСТЬ заправки под видеонаблюдением. Данный пункт носит крайне сомнительный характер в своей законности и правомерности".
В возражениях на жалобу заявителя заказчиком указано: "Указанная услуга в п.2.21 Техническое задание на заправку и ремонт (восстановление) картриджей (далее по тексту - Техническое задание) (Приложение N 1 к документации об электронном аукционе) по срочной заправке либо ремонту (восстановлению) картриджей на территории Заказчика действительно является необходимой для обеспечения бесперебойной работы БУЗОО "ОКБ". При заправке либо восстановлении картриджа в плановом порядке, согласно п.2.28 Технического задания услуга оказывается в течении 3 календарных дней. К примеру, если закончился картридж в четверг, то в пятницу он будет получен Исполнителем и в понедельник он должен быть возвращен Заказчику.
Общее количество печатной техники БУЗОО "ОКБ" насчитывает более 700 единиц принтеров и 45 многофункциональных устройств различных моделей и производителей. Иметь в наличии в необходимый момент времени исправные запасные картриджи для каждой модели не всегда возможно. Периодически возникает ситуация, когда в конце недели заканчивается картридж в подразделении медицинского учреждения, которые работают без выходных (приемное отделение, лаборатория, стационарные отделения) при этом запасной картридж нужной модели отсутствует либо оказывается неисправным. В данной ситуации лечебное учреждение не может ожидать до понедельника возврата в плановом порядке картриджа. Именно для таких случаев предусмотрено оказание услуги по срочной заправке либо ремонту (восстановлению) картриджей на территории Заказчика в течение 1 дня с момента получения заявки.
Например, за период с 1 января 2021 г. по 26 апреля 2021 г. Исполнителем по аналогичному контракту заправка на территории Заказчика проводилась 5 раз. В среднем за 1 выезд было заправлено либо восстановлено 6 картриджей.
Заявитель жалобы утверждает, что применяя "переносное оборудование, а это пылесос с фильтрами, и различные наборы для разбора и сборки картриджей" без использования "станций и компрессоров для продувки картриджей сжатым воздухом под давлением" невозможно оказать услуги по заправке и ремонту (восстановлению) картриджей надлежащего качества. Данное утверждение не корректно, так как за предыдущие 5 лет различные Исполнители: ООО "Интеграл Сервис", ООО "Виком", ООО "Эталон", ООО "Юбитех", ИП Приходько Н.В. оказывали БУЗОО "ОКБ" такие выездные услуги. В настоящее время на рынке имеется большое количество организаций предлагающих заправлять или восстанавливать картриджи на территории Заказчика, к примеру: ООО "Сиб'РМ", ООО "Альком", ООО "ЮВА" и другие, информация об этом размещена на официальных сайтах организаций.
В соответствии с п. 3.7 Приказа Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567 "Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)" Заказчиком были направлены запросы с техническим заданием о предоставлении ценовой информации в 30 организаций, оказывающих услуги по заправке и ремонту (восстановлению) картриджей. В ответ получены ценовые предложения, от 3 организаций, на основании которых произведен расчет начальной (максимальной) цены контракта.
Кроме того, вторым доводом жалобы указано "В любом случае, любая видеофиксация за конкретным пользователем нарушает права человека и ведение коммерческой деятельности. Для любых спорных ситуаций есть претензионный порядок работы в соответствии с действующим законодательством России и в рамках 44-ФЗ. Исполнитель не обязан ставить в известность своих Заказчиков о том, как он достигает результата, требуемого по техническому заданию, так же как не обязан разглашать материальные стороны вопросов о предоставляемых услугах. Это имеет право входить в состав коммерческой тайны организации. Нам так же до конца неизвестна СРОЧНОСТЬ заправки под видеонаблюдением. Данный пункт носит крайне сомнительный характер в своей законности и правомерности.".
Как было отмечено в "Разъяснении положений документации об электронном аукционе" от 20.04.2021, Заказчиком может производиться видеофиксация исключительно картриджа крупным планом, являющего собственностью БУЗОО "ОКБ" и манипуляций, проводимых с ним. Целью видеофиксации является подтверждение вида фактически оказываемой услуги: либо производилась только заправка либо восстановление (ремонт) картриджа.
При видеофиксации в кадр не попадает лицо работника Исполнителя, только кисти рук при проведении работ по заправке либо ремонту (восстановлению) картриджа. Запись в последующем
может быть использована только для демонстрации Исполнителю при возникновении спорной ситуации, для четкого определения фактически оказанных услуг.
Полученная видеозапись не нарушает действующее законодательство ни в части статьи 152.1 Гражданского кодекса РФ, запрещающей обнародование изображения гражданина, ни в части защиты персональных данных. Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" данная видеозапись не является персональными данными, так как не позволяет определить конкретное физическое лицо.
Также такую видеозапись нельзя рассматривать как нарушение интеллектуальных прав Исполнителя, так как фиксируются заменяемые части картриджа, принадлежащие Исполнителю, но согласно п. 2 ст. 1227 ГК РФ не являющиеся интеллектуальной собственностью Исполнителя".
Более того на заседании Комиссии представители заказчика пояснили, что ранее БУЗОО "Областная клиническая больница" размещался электронный аукцион на заправку и ремонт (восстановление) картриджей (извещение N 0352200000819000537 от 04.12.2019) с абсолютно аналогичными условиями исполнения контракта.
Как следует из информации, размещенной по электронному аукциону N 0352200000819000537 на официальном сайте ЕИС в данном аукционе участвовало ООО "Легион" и подавало свое ценовое предложение, которое было вторым после победителя аукциона ООО "Юбитех". Заявка Общества была признана соответствующей требованиям документации об электронном аукционе.
Как следует из информации, размещенной на официальном сайте ЕИС, контракт исполнен ООО "Юбитех" без применения штрафных санкций.
Комиссия отмечает, что из требований Федерального закона о контрактной системе следует, что действующее законодательство о контрактной системе в сфере закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и его потребностей. В частности, при описании объекта закупки заказчик вправе указывать функциональные, технические и качественные характеристики товара, которые являются определяющими для него, но при этом не ограничивающими количество потенциальных участников закупок. Кроме того, заказчик не лишен возможности более точно и четко указывать требования к закупаемому товару.
Комиссия соглашается с возражениями заказчика и считает, что характеристики оказываемых услуг и требования к ним, установленные заказчиком в Техническом задании документации об электронном аукционе не противоречат нормам действующего законодательства Российской Федерации о контрактной системе и не влекут за собой ограничение количества участников закупки, учитывая, что на участие в данном электронном аукционе поступило три заявки.
Кроме того, частью 9 статьи 105 Федерального закона о контрактной системе установлено, что к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вышеприведенное требование к жалобе носит императивный характер и направлено на недопущение подачи необоснованных жалоб на действия заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки.
Во взаимосвязи с положениями частей 1 и 9 статьи 105 Федерального закона о контрактной системе Комиссия отмечает, что доводы жалоб участников закупок, связанные с описанием объекта закупки и установлением требований к товарам, работам, услугам, ограничивающим количеств участников закупки (например, уникальных характеристик и т.д.), не могут быть признаны обоснованными без предоставления документальных доказательств, подтверждающих невозможность приобретения и поставки товара, невозможность оказания услуг и выполнения работ, соответствующих потребностям заказчика.
В нарушение указанной нормы Федерального закона о контрактной системе Обществом не представлено документальных подтверждений того, что установление заказчиком требований к характеристикам оказываемых услуг повлекло за собой ограничение количества участников закупки, а равно такие требования нарушают права и законные интересы заявителя.
Более того, Комиссия отмечает, что из постановления Президиума Высшего арбитражного Суда Российской Федерации от 28.12.2010 N 11017/10 следует, что основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
При этом Комиссия также отмечает, что заказчиком даны разъяснения положений документации об электронном аукционе в установленные законодательством Российской Федерации о контрактной системе сроки, которые не изменяют суть положений документации об аукционе.
В силу указанного, при отсутствии надлежащих доказательств ограничения конкуренции и прав участников закупки, Комиссия считает жалобу заявителя необоснованной.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Административным регламентом ФАС России по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, зарегистрированного в Минюсте России 27.02.2015 N 36262), Комиссия
Р Е Ш И Л А:
Признать необоснованной жалобу общества с ограниченной ответственностью "Легион" на действия бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Областная клиническая больница" при осуществлении закупки в форме электронного аукциона "Оказание услуг по заправке и ремонту (восстановлению) картриджей" (извещение N 0352200000821000185)".
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя Комиссии |
<_> |
Члены Комиссии |
<_>
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 28 апреля 2021 г. N 055/06/33-447/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.05.2021