Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
<_>. - начальника отдела контроля закупок, заместителя председателя Комиссии;
<_> - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;
<_>- ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ренессанс-Мед" (далее - заявитель, Общество, ООО "Ренессанс-Мед") на действия казенного учреждения Омской области "Центр по осуществлению закупок товаров, работ, услуг в сфере здравоохранения" (далее - уполномоченное учреждение) и бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Клинический онкологический диспансер" (далее - заказчик), при осуществлении закупки в форме электронного аукциона "Поставка медицинских расходных материалов для оказания высокотехнологичной медицинской помощи - 5" (извещение N 0852500000121000888) (далее - электронный аукцион, аукцион),
в отсутствие представителя заявителя, извещенного о дате, времени и месте рассмотрения жалобы,
при участии посредством видеоконференцсвязи представителей:
заказчика - <_> (доверенность от 20.01.2021);
уполномоченного учреждения - <_> (доверенность N 1 от 13.01.2021)
У С Т А Н О В И Л А:
1. В Омское УФАС России поступила (вх. N 4125э от 22.04.2021) жалоба заявителя на положения документации об электронном аукционе, нарушающие, по его мнению, требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе).
2. Из материалов электронного аукциона следует, что 14.04.2021 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) уполномоченным учреждением были размещены извещение N 0852500000121000888 о проведении электронного аукциона и документация об электронном аукционе с начальной (максимальной) ценой контракта 9979924,42 руб.
22.04.2021 размещен протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, согласно которому на участие в закупке было подано две заявки, все участники были допущены к участию в электронном аукционе.
Согласно протоколу проведения электронного аукциона от 26.04.2021 в процедуре проведения электронного аукциона принял участие один участник закупки.
3. В результате рассмотрения жалобы заявителя, представленных материалов и пояснений, в результате проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия установила следующее.
В жалобе заявителем дословно указано: "1. В II. Наименование и описание объекта закупки аукционной документации для позиции 1, 2, 4 "Скоба хирургическая, нерассасывающаяся" Заказчик установил требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам, эксплуатационным характеристикам (при необходимости) товара "Кассета сменная одноразовая к линейному сшивающе-режущему аппарату с регулируемой высотой закрытия скобок - Соответствие".
Наиболее подходящим товаром к поставке является:
- поз. 1 - Кассета одноразовая для аппарата Ethicon Echelon ECR60W
- поз. 2 - Кассета одноразовая для аппарата Ethicon Echelon ECR60D
- поз. 4 - Кассета одноразовая для аппарата Ethicon Echelon ECR45G.
Вышеуказанные кассеты имеют фиксированную высоту закрытой скобки, что не соответствует показателю установленного Заказчиком.
Данный довод подтвержден инструкцией производителя к аппарату совместимого с данными кассетами, а также в позиции 3 "Скоба хирургическая, нерассасывающаяся" Заказчик описывая кассету к этому же аппарату дал верное описание кассеты по данному показателю.
Заказчик при описании товара установил недостоверные показатели.
2. В II. Наименование и описание объекта закупки аукционной документации для позиции 3 "Скоба хирургическая, нерассасывающаяся" Заказчик установил "Скобка - Заряженная".
Скоба не может быть заряженная, заряжена кассета скобами.
Невозможно правильно оформить заявку с таким показателем.
Заказчик при описании товара установил недостоверный показатель.
3. В II. Наименование и описание объекта закупки аукционной документации для позиции 6, 7, 8, 10, 11 "Скоба хирургическая, нерассасывающаяся" Заказчик установил "Расположение скоб в кассете в два тройных ряда в шахматном порядке - Соответствие".
Из наименования позиции и выбранного кода КТРУ - Заказчик закупает скобы, и в дополнительном описании характеристик Заказчик нигде не указал, что предметом поставки является кассета, а не скоба. Из указанных показателей Заказчик описывает только скобы, следовательно, можно говорить о том, что к поставке ему не обходима скоба в количестве 1 штука.
Данное требование выполнить невозможно, т.к. скобы поставляются номинальным количеством в упаковке, являются стерильными, что запрещает вскрывать упаковку Поставщику самостоятельно.
Заказчик указал неверное наименование закупаемого товара/не внес ясность, что именно является предметом закупки.
4. В II. Наименование и описание объекта закупки аукционной документации для позиции 9 "Скоба хирургическая, нерассасывающаяся" Заказчик установил:
- "Диаметр проволоки - мм Не менее 0,23*"
- "Ширина коронки скобки - мм Не более 3*".
Наиболее подходящим товаром к поставке является Кассета к аппарату NTLC, Ethicon SR75.
Информация по вышеуказанным показателям установленными Заказчиком производителем нигде не представлена, данные показатели являются избыточными - Заказчиком чрезмерно детализировано описание товара.
5. В II. Наименование и описание объекта закупки аукционной документации для позиции 11 "Скоба хирургическая, нерассасывающаяся" Заказчик установил "Длина коронки скобки - мм Не менее 3,6 и не более 4*".
Наиболее подходящим товаром к поставке является Кассета для аппарата Ethicon CONTOUR CR40G.
Информация по вышеуказанному показателю установленного Заказчиком производителем нигде не представлена, данный показатель является избыточным-Заказчиком чрезмерно детализировано описание товара.
Участник закупки на момент подачи заявки не обязан иметь товар в наличие, следовательно, не имеет возможности подтвердить данную характеристику, о наличии таких характеристик у заказчика и установления их в описание объекта закупки можно сделать вывод, что описание объекта закупки было предоставлено поставщиком.
Таким образом, Заказчик в описании товара установил недостоверные/избыточные показатели характеристик закупаемого товара, данная ошибка не позволяет участникам закупки правильно оформить заявку, учитывая, что по результатам закупки контракт заключается на условиях документации и заявки победителя, данная ошибка приведет к невозможности исполнения данного контракта, либо нарушению Заказчиком норм 44-ФЗ при приемке товара.
Данные действия могут быть совершены с целью обеспечения победы конкретному поставщику, а не исходя из объективных потребности организации.
Считаем, что заказчик создал нам необоснованные препятствия для составления корректной заявки своим действием".
Согласно статье 6 Федерального закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Контрактная система направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (часть 1 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе).
В соответствии с частью 2 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Таким образом, основной задачей законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд является обеспечение максимально широкого круга участников закупок и выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере закупок.
Пунктами 1 и 2 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе заказчик предусмотрено, что при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из буквального толкования положений статьи 33 Федерального закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на оказание услуги с использованием товаров, обладающих именно с теми характеристиками, которые соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Объектом закупки является "Скоба хирургическая, нерассасывающаяся".
Требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам товаров, к их показателям установлены заказчиком, уполномоченным учреждением в разделе II "Наименование и описание объекта закупки" документации об электронном аукционе (далее - раздел II документации об аукционе).
В возражениях на жалобу заявителя заказчиком указано: "Объектом закупки по спорным позициям раздела II "Наименование и описание объекта закупки" документации об электронном аукционе выступают "Скоба хирургическая, нерассасывающаяся" (позиция 1,2,3, 4, 6, 7, 8, 9, 10, 11)
В своей жалобе заявитель ссылается на "наиболее подходящие товары к поставке", при этом не подкрепляет свои доводы конкретной доказательной базой, а апеллирует к продукции единственного производителя "Ethicon". Но, даже принимая во внимание факт сопоставления конкретной продукции, на которую ссылается заявитель, Заказчик полагает ниже следующее.
По позиции 1,2,4 "Скоба хирургическая, нерассасывающаяся" к товару установлены, в том числе следующие требования: "Кассета сменная одноразовая к линейному сшивающе- режущему аппарату с регулируемой высотой закрытия скобок - соответствие", "Высота закрытой скобки - 1 мм", "Высота закрытой скобки - 1,8 мм", "Высота закрытой скобки - 2 мм".
Из указанного описания следует, что заказчику необходима кассета сменная одноразовая с высотой закрытой скобки - 1 мм, 1,8 мм и 2 мм. для ее использования на линейном сшивающе-режущем аппарате с возможностью комплектования кассетами для тканей различной толщины, которые обеспечивают наложение 6 рядов скобок.
В отношении довода заявителя по позиции 3 "Скоба хирургическая, нерассасывающаяся" Заказчик считает, что характеристика "скобка <...> заряженная" не является той характеристикой, при заполнении которой у потенциального поставщика могут возникнуть проблемы при заполнении заявки для участия в электронном аукционе, более того, информация о том, что скобка не может быть заряженной в кассету, также не может восприниматься Заказчиком всерьёз, Заказчик не видит в данном словосочетании недостоверности, о которой пишет заявитель.
В отношении довода по позициям N 6,7,8,10,11 "Скоба хирургическая, нерассасывающаяся" заявитель сообщает, что Заказчик установил "Расположение скоб в кассете в два тройных ряда в шахматном порядке - Соответствие". Далее пишет "Данное требование выполнить невозможно, т.к. скобы поставляются номинальным количеством в упаковке, являются стерильными, что запрещает вскрывать упаковку Поставщику самостоятельно", при этом сам же заявитель в своём обращении выше к пунктам N1,2,4 ссылается на сопоставление приведенного Заказчиком описания скоб с кассетами производства "Ethicon". Заказчик считает, что в данном случае отсутствуют нарушения при описании скоб.
В отношении позиции N9 "Скоба хирургическая, нерассасывающаяся", по словам заявителя, Заказчик установил требования, которые якобы чрезмерно детализированы:
- "Диаметр проволоки - мм Не менее 0,23*"
- "Ширина коронки скобки - мм Не более 3*"
Равно как и в отношении позиции 11 "Скоба хирургическая, нерассасывающаяся":
"Длина коронки скобки - мм Не менее 3,6 и не более 4*".
Более того, заявитель действительно полагает, что описание объекта закупки было предоставлено поставщиком, основывая свои предположения на недоказанных доводах, равно как и сопоставление прописанного товара с товаром конкретного производителя. Заказчик считает, что, если потенциальный участник закупки не имеет возможности заполнить описательную часть по определенным характеристикам товара, который он самостоятельно подобрал, он вправе обратиться к официальным каталогам производителя, а также оформить официальные запросы производителю, поэтому Заказчику не понятно в принципе, о каком ограничении идёт речь. По мнению Заказчика, отсутствие возможности уточнения каких бы то ни было технических параметров конкретным потенциальным участником не означает наличия таких ограничений у других возможных участников, при том, что возможные предложения участниками товаров других производителей не ограничены в условиях рассматриваемой закупки.
В описании объекта закупки отсутствует какое-либо указание на конкретные товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, и иные ограничения видов (типов) медицинских изделий. При описании объекта закупки все требования выполнены в объективной форме с использованием стандартных характеристик и с учетом потребности Заказчика.
При формировании аукциона получено несколько коммерческих предложений, по имеющимся в открытом доступе данным конструктивно аналогичная продукция имеется еще как минимум у двух производителей (что подтверждается, в том числе поданными заявкам на рассматриваемую закупку - 2 заявки)
Ни Законом N 44-ФЗ, ни Федеральным законом N 135-ФЗ от 26 июля 2006 г. "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) не предусмотрено каких-либо ограничений по включению в документацию об аукционе требований к товару, являющихся значимыми для Заказчика. Заказчик не имеет возможности установить требования к техническим характеристикам товара, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупки, то есть действующее законодательство не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого для государственных или муниципальных нужд товара и документации о закупке устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям товара.
Отсутствие у участников закупки возможности поставить товар необходимый Заказчику, не означает ограничение количества участников такой закупки. Участником закупки может выступить любое юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, готовые поставить товар, отвечающий требованиям документации.
Просим вас также обратить внимание на то, что аукцион проводится не на производство товара, а на его поставку. Неограниченное кол-во поставщиков может принимать участие даже с продукцией одного и того же производителя".
В возражениях на жалобу заявителя уполномоченным органом указано на неверное трактование им положений документации об электронном аукционе, а также на то обстоятельство, что Обществом в нарушение части 9 статьи 105 Федерального закона о контрактной системе к жалобе не были приложены документы, подтверждающие ее обоснованность, а также доказательства, свидетельствующие об отсутствии у заказчика потребности в товаре с характеристиками, указанными в разделе II документации об электронном аукционе.
Изучив доводы жалобы, пояснения уполномоченного учреждения и заказчика, а также заявки всех участников закупки, Комиссия отмечает следующее.
Согласно части 1 статьи 105 Федерального закона о контрактной системе любой участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Частью 9 статьи 105 Федерального закона о контрактной системе установлено, что к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вышеприведенные требования к жалобе носят императивный характер и направлены на недопущение подачи необоснованных жалоб на действия заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки.
В нарушение данных норм к жалобе не были приложены документальные доказательства обоснованности доводов жалобы о том, что спорные требования к товару ведут к ограничению круга участников закупки.
Доказательств того, что иные товары не соответствует требованиям документации об электронном аукционе в материалы дела не представлено.
При этом заказчиком представлена сравнительная таблица производителей скоб хирургических, из которой следует, что под установленные заказчиком характеристики и параметры товаров подпадают товары разных производителей "Этикон Эндо-Серджерн Эл-Эл-Си", кассеты со скобами к аппаратам сшивающее-режущим ECHELON Flex", "Фолькманн МедицинТехник ГмбХ", кассета артикуляционная с ножом к эндоскопическим линейным сшивающим аппаратам", "Ковидиен Ллс", кассеты к инструментам сшивающим линейным Endo GIA Ultra Universal (Endo GIA Tristaple)", "Чангжоу Кангди Медикал Стаплер Ко., Лтд".
Комиссия соглашается с возражениями заказчика, а также уполномоченного учреждения и считает, что характеристики товаров, установленные заказчиком в разделе II документации об электронном аукционе не противоречат нормам действующего законодательства Российской Федерации о контрактной системе и не влекут за собой ограничение количества участников закупки, учитывая, что на участие в данном электронном аукционе поступило две заявки.
Также необходимо учитывать, что в силу пункта 2 статьи 4 Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ) одним из основных принципов охраны здоровья является приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи.
Частью 2 статьи 98 Федерального закона N 323-ФЗ предусмотрена ответственность медицинских работников в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение прав в сфере охраны здоровья, причинение вреда жизни и (или) здоровью при оказании гражданам медицинской помощи.
При установлении конкретных требований к объекту закупки определяющим является достижение при лечении пациентов максимальное исключение любых нежелательных реакций и последствий в рамках оказания медицинской помощи.
Во взаимосвязи с положениями частей 1 и 9 статьи 105 Федерального закона о контрактной системе Комиссия отмечает, что доводы жалоб участников закупок, связанные с описанием объекта закупки и установлением требований к товарам, ограничивающим количеств участников закупки (например, уникальных характеристик и т.д.), не могут быть признаны обоснованными без предоставления документальных доказательств, подтверждающих невозможность приобретения и поставки товара, соответствующего потребностям заказчика.
Учитывая указанные обстоятельства, Комиссия не усматривает в действиях заказчика при описании объекта закупки нарушений требований действующего законодательства в сфере закупок, в связи с чем, признает доводы жалобы необоснованными.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Административным регламентом ФАС России по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, зарегистрированного в Минюсте России 27.02.2015 N 36262), Комиссия
Р Е Ш И Л А:
Признать необоснованной жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ренессанс-Мед" на действия казенного учреждения Омской области "Центр по осуществлению закупок товаров, работ, услуг в сфере здравоохранения", бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Клинический онкологический диспансер" при осуществлении закупки в форме электронного аукциона "Поставка медицинских расходных материалов для оказания высокотехнологичной медицинской помощи - 5" (извещение N 0852500000121000888).
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя Комиссии |
<_> |
Члены Комиссии |
<_> <_> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 29 апреля 2021 г. N 055/06/33-450/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.05.2021