Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
"_";
"_";
"_",
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Дарсиб-Сервис" (далее - заявитель, общество, ООО "Дарсиб-Сервис") на действия казенного учреждения Омской области "Центр по осуществлению закупок товаров, работ, услуг в сфере здравоохранения" (далее - уполномоченное учреждение) и бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Городская клиническая больница скорой медицинской помощи N 2" (далее - заказчик) при осуществлении закупки в форме электронного аукциона "Поставка установки для деструкции и обеззараживания медицинских отходов" (извещение N 0852500000121000959) (далее - электронный аукцион, аукцион),
при участии посредством видеоконференцсвязи представителей:
заявителя - "_", генеральный директор;
заказчика - "_" (доверенность от 05.05.2021), "_" (доверенность от 05.05.2021);
уполномоченного учреждения - "_" (доверенность N 1 от 13.01.2021)
У С Т А Н О В И Л А:
1. В Омское УФАС России поступила (вх. N 4201 от 26.04.2021) жалоба заявителя на положения документации об электронном аукционе, нарушающие, по его мнению, требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе).
2. Из материалов электронного аукциона следует, что 21.04.2021 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) уполномоченным учреждением были размещены извещение о проведении электронного аукциона N 0852500000121000959 и документация об электронном аукционе с начальной (максимальной) ценой контракта 1 460 000 руб.
26.04.2021 внесены изменения в извещение о проведении электронного аукциона и в документацию об электронном аукционе.
3. В результате рассмотрения жалобы заявителя, представленных материалов и пояснений, в результате проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия установила следующее.
Доводы жалобы заявителя сводятся к тому, что заказчиком предъявляется неисполнимое требование к товару, а именно требование о возможности изменения внешнего вида отходов, исключающего их повторное применение и позволяющего обеспечивать последующее обращение обеззараженных и обезвреженных отходов к твердым коммунальным отходам, поскольку на получаемые отходы невозможно оформить протокол биотестирования в связи с тем, что в Федеральном классификационном каталоге отходов отсутствует соответствующий код.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона.
В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" вправе принимать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона (далее - нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
Согласно статье 6 Федерального закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Контрактная система направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (часть 1 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе).
В соответствии с частью 2 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
При этом частью 1 статьи 12 Федерального закона о контрактной системе установлено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии со статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является эффективность использования бюджетных средств, согласно которому при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Таким образом, заказчики должны исходить из целей максимального удовлетворения, как своих потребностей, так и результатов расходования бюджетных средств, при этом необоснованно не ограничивать количество участников закупки.
Пунктами 1 и 2 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе заказчик предусмотрено, что при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 статьи 33 Федерального закона установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из буквального толкования положений статьи 33 Федерального закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на оказание услуги с использованием товаров, обладающих именно с теми характеристиками, которые соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Объектом закупки в рассматриваемом случае является "Установка для деструкции и обеззараживания медицинских отходов" (код КТРУ 32.50.50.190-00000621).
Описание объекта закупки сформировано в разделе II "Наименование и описание объекта закупки" документации об электронном аукционе.
Назначением закупаемой установки является обеззараживание и обезвреживание медицинских отходов класса Б и В без предварительной дезинфекции и сортировки.
К закупаемому товару предъявлены, в том числе следующие требования:
- Метод обеззараживания и обезвреживания медицинских отходов классов Б и В - "Физический, воздействием сухого горячего воздуха";
- Изменение внешнего вида отходов, исключающее их повторное применение и позволяющее обеспечивать последующее обращение обеззараженных и обезвреженных отходов к твердым коммунальным отходам - "Соответствие".
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 N 3 утверждены санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" (зарегистрировано в Минюсте России 29.01.2021 N 62297) (далее - СанПиН 2.1.3684-21).
Подпунктами "в", "з", "и", "к" пункта 200 СанПиН 2.1.3684-21 предусмотрено следующее:
физический метод обеззараживания медицинских отходов классов Б и В, включающий воздействие водяным насыщенным паром под избыточным давлением, высокой температурой, в том числе плазмой, радиационным, электромагнитным излучением, применяется при наличии специального оборудования - установок для обеззараживания медицинских отходов;
при децентрализованном способе обезвреживания медицинских отходов классов Б и В установки обезвреживания медицинских отходов размещаются на территории организации, осуществляющей медицинскую и (или) фармацевтическую деятельность, в соответствии с требованиями Санитарных правил;
применение технологий утилизации, в том числе с сортировкой отходов, возможно только после предварительного аппаратного обеззараживания медицинских отходов класса Б и В физическими методами. Не допускается использование вторичного сырья, полученного из медицинских отходов, для изготовления товаров детского ассортимента, материалов и изделий, контактирующих с питьевой водой и пищевыми продуктами, изделиями медицинского назначения;
размещение обезвреженных медицинских отходов класса Б и В на полигоне ТКО допускается только при изменении их товарного вида (измельчение, спекание, прессование) и невозможности их повторного применения.
Из возражений заказчика следует, во исполнения решения Октябрьского районного суда города Омска от 28.12.2020 г. по делу N 2-3488/2020 (в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств) с целью подбора эффективного и экономически менее затратного метода обеззараживания медицинских отходов классов Б и В заказчиком был выбран физический метод, воздействием сухого горячего воздуха, обеспечивающим обеззараживание/обезвреживание, изменение внешнего вида отходов, в связи со следующим:
1. В едином цикле происходит и обеззараживание и деструкция медицинских отходов классов Б и В, что экономит время и затраты на электроэнергию.
2. Вода для обеззараживания и деструкции медицинских отходов классов Б и В при использовании данного метода не требуется, чего нельзя сказать о дезинфекции насыщенным паром в условиях предварительного вакуума, для которой за 1 час работы используется 1,25 литров воды.
3. При дезинфекции насыщенным паром под давлением отходы требуют деструкции дополнительным оборудованием (пресс, шредер), что только удорожит для заказчика стоимость обеззараживания и деструкции медицинских отходов классов. Технология сухого горячего воздуха не требует вспомогательного оборудования для деструкции медицинских отходов классов Б и В.
Физический метод обеззараживания медицинских отходов класса Б и В воздействием сухого горячего воздуха с изменением внешнего вида отходов - это инновационный метод обеззараживания медицинских отходов класса Б и В, который отличает простота использования технологии, безопасность для персонала и окружающей среды и экономическая эффективность при использовании.
По мнению заказчика, применение вышеуказанной инновационной технологии позволит ему существенно снизить затраты на установку и эксплуатацию оборудования исходя из нижеследующего:
в едином цикле производится и обеззараживание и деструкция медицинских отходов классов Б и В, что сможет экономить время и затраты учреждения на электроэнергию;
при дезинфекции насыщенным паром под давлением отходы требуют деструкции дополнительным оборудованием (пресс, шредер), что только приведет к удорожанию для заказчика стоимости обеззараживания и деструкции медицинских отходов классов Б и В. Технология сухого горячего воздуха не требует вспомогательного оборудования для деструкции медицинских отходов классов Б и В.
Довод Заявителя о невозможности обеспечить последующее обращение обеззараженных и обезвреженных отходов к твердым коммунальным отходам отклоняется Комиссией на основании следующего.
Согласно пунктами 158 и 159 СанПиН 2.1.3684-21 к обращению с медицинскими отходами класса А применяются требования Санитарных правил, предъявляемые к обращению с ТКО.
После аппаратных способов обеззараживания с применением физических методов и изменения внешнего вида отходов, исключающего возможность их повторного применения, медицинские отходы классов Б и В собираются хозяйствующим субъектом, осуществляющим обращение медицинских отходов, в упаковку любого цвета, кроме желтого и красного, которая должна иметь маркировку, свидетельствующую о проведенном обеззараживании отходов, и содержать следующую информацию: "Отходы класса Б, обеззараженные" и "Отходы класса В, обеззараженные", наименование организации и ее адрес в пределах места нахождения, дата обеззараживания медицинских отходов.
Последующее обращение с такими отходами обеспечивается хозяйствующим субъектом, осуществляющим обращение с медицинскими отходами, в соответствии с требованиями Санитарных правил к отходам класса А.
Таким образом, санитарными правилами предусмотрена возможность размещения обезвреженных отходом класса Б и В на полигоне ТКО.
Комиссия также отмечает, что в настоящее время подготовлен проект изменений в Федеральный классификационный каталог отходов (далее - ФККО), утвержденный Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 г. N 242 (ссылка на официальный источник https://regulation.gov.ru/p/108465), предусматривающий включение следующего кода отходов:
7 47 842 21 72 5 |
Отходы обезвреживания медицинских отходов классов Б и В методом сухого горячего воздуха |
Заявителем не представлено документальных доказательств того, что до внесения соответствующих изменений в ФККО после обезвреживания медицинских отходов классов Б и В методом сухого горячего воздуха, не может применяться к образующимся отходам следующий код классификации:
7 47 890 00 00 0 |
Прочие отходы при обезвреживании биологических и медицинских отходов |
Согласно части 1 статьи 105 Федерального закона о контрактной системе любой участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Частью 9 статьи 105 Федерального закона о контрактной системе установлено, что к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вышеприведенные требования к жалобе носят императивный характер и направлены на недопущение подачи необоснованных жалоб на действия заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки.
В нарушение данных норм к жалобе не были приложены документальные доказательства обоснованности довода жалобы о том, что вышеприведенное требование к товару является неисполнимым и ведет к ограничению количества участников закупки, а равно нарушению прав и законных интересов заявителя.
Во взаимосвязи с положениями частей 1 и 9 статьи 105 Федерального закона о контрактной системе Комиссия отмечает, что доводы жалоб участников закупок, связанные с описанием объекта закупки и установлением требований к товарам, ограничивающим количеств участников закупки (например, уникальных характеристик и т.д.), не могут быть признаны обоснованными без предоставления документальных доказательств, подтверждающих невозможность приобретения и поставки товара, соответствующего потребностям заказчика.
Учитывая указанные обстоятельства, Комиссия не усматривает в действиях заказчика при описании объекта закупки нарушений требований действующего законодательства в сфере закупок, в связи с чем признает доводы жалобы необоснованными.
Более того, закупка оборудования с обжалуемым требованием, по мнению Комиссии, не ограничивает в дальнейшем заказчика в выборе способа размещения отходов - случае, если заказчик не сможет получить протокол биотестирования и транспортировать обеззараженные медицинские отходы с измененным внешним видом напрямую на полигон ТКО, то он вправе осуществить закупку на размещение и транспортировку обеззараженных медицинских отходов классов Б и В.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, зарегистрированного в Минюсте России 27.02.2015 N 36262), Комиссия
Р Е Ш И Л А:
Признать необоснованной жалобу общества с ограниченной ответственностью "Дарсиб-Сервис" на действия казенного учреждения Омской области "Центр по осуществлению закупок товаров, работ, услуг в сфере здравоохранения" и бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Городская клиническая больница скорой медицинской помощи N 2" при осуществлении закупки в форме электронного аукциона "Поставка установки для деструкции и обеззараживания медицинских отходов" (извещение N 0852500000121000959).
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Заместитель председателя Комиссии |
"_"
"_" |
Член Комиссии: |
"_"
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 11 мая 2021 г. N 055/06/33-470/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.05.2021