Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
"_";
"_",
"_",
рассмотрев жалобу акционерного общества "МЕДИНТОРГ" (далее - заявитель, общество, АО "МЕДИНТОРГ") на действия казенного учреждения Омской области "Центр по осуществлению закупок товаров, работ, услуг в сфере здравоохранения" и его единой комиссии (далее - уполномоченное учреждение, единая комиссия) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона "Поставка лекарственного препарата для медицинского применения (МНН "Азтреонам лизин", ТН Кайстон) для обеспечения больного по решению врачебной комиссии" (извещение N 0852500000121000892) (далее - запрос предложений в электронной форме, запрос предложений) для нужд бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Клинический медико-хирургический центр Министерства здравоохранения Омской области" (далее - заказчик),
при участии посредством видеоконференцсвязи представителей:
заявителя - "_" (доверенность от 05.05.2021);
заказчика - "_" (доверенность N 2-21 от 11.01.2021), "_" (доверенность N 3-21 от 11.01.2021);
уполномоченного учреждения - "_" (доверенность N 1 от 13.01.2021)
У С Т А Н О В И Л А:
1. В Омское УФАС России поступила (вх. N 4248э от 26.04.2021) жалоба заявителя на действия единой комиссии уполномоченного учреждения, нарушающие, по его мнению, требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе), противоречащие позиции ФАС России, изложенной в письме от 25.06.2020 N ИА/53616/20.
2. Из материалов электронного аукциона следует, что 14.04.2021 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) уполномоченным учреждением были размещены извещение N 0852500000121000892 о проведении запроса предложений в электронной форме и документация о проведении запроса предложений с начальной (максимальной) ценой контракта 2268000 руб.
22.04.2021 размещена выписка из протокола проведения запроса предложений в электронной форме, согласно которой один участник закупки отстранен от участия в запросе предложений.
Согласно протоколу проведения запроса предложений в электронной форме от 26.04.2021 один участник закупки отстранен от участия в запросе предложений.
Итоговым протоколом запроса предложений в электронной форме от 26.04.2021 победителем запроса предложений признано ООО "РЕФАРМА".
3. В результате рассмотрения жалобы заявителя, представленных материалов и пояснений, установила следующее.
Доводы жалобы заявителя сводятся к тому, что единой комиссией уполномоченного учреждения участник закупки с идентификационным номером заявки 109690666 (АО "МЕДИНТОРГ") неправомерно отстранен от участия в запросе предложений.
Согласно статье 6 Федерального закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
В силу статьи 7 Федерального закона о контрактной системе в Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок.
Открытость и прозрачность информации, указанной в части 1 настоящей статьи, обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе.
Информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Контрактная система направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (часть 1 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе).
В соответствии с частью 2 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
При этом частью 1 статьи 12 Федерального закона о контрактной системе установлено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии со статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является эффективность использования бюджетных средств, согласно которому при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Таким образом, заказчики (уполномоченные органы, уполномоченные учреждения) должны исходить из целей максимального удовлетворения, как своих потребностей, так и результатов расходования бюджетных средств, при этом необоснованно не ограничивать количество участников закупки на любом этапе осуществления закупки.
Согласно части 1 статьи 83.1 Федерального закона о контрактной системе под запросом предложений в электронной форме понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения и документации о проведении запроса предложений в электронной форме и победителем такого запроса признается участник закупки, направивший окончательное предложение, которое наилучшим образом соответствует установленным заказчиком требованиям к товару, работе или услуге.
В соответствии с пунктами 2 и 3 части 6 статьи 83.1 Федерального закона о контрактной системе одновременно с размещением извещения о проведении запроса предложений в электронной форме заказчик размещает в единой информационной системе утвержденную заказчиком документацию о проведении такого запроса, которая должна содержать:
наименование и описание объекта закупки, условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги;
требования к содержанию, в том числе составу, форме заявок на участие в запросе предложений в электронной форме и инструкция по их заполнению. Такие требования должны предусматривать включение в заявку на участие в запросе предложений в электронной форме также наименование страны происхождения закупаемого товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого запроса или доступа к участию в таком запросе.
Пунктом 7 части 9 статьи 83.1 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что заявка на участие в запросе предложений в электронной форме направляется участником закупки оператору электронной площадки и должна содержать требуемые заказчиком в документации о проведении запроса предложений в электронной форме документы и информацию, а именно: предложение участника запроса предложений в электронной форме об условиях исполнения контракта в соответствии с требованиями, указанными в документации о проведении запроса предложений в электронной форме.
В соответствии с частью 18 статьи 83.1 Федерального закона о контрактной системе участники запроса предложений в электронной форме, подавшие заявки, не соответствующие требованиям, установленным извещением о проведении запроса предложений в электронной форме и (или) документацией о проведении запроса предложений в электронной форме, или предоставившие недостоверную информацию, а также в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, отстраняются комиссией по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений, и их заявки не оцениваются. Не подлежит отстранению участник в связи с отсутствием в его заявке на участие в запросе предложений в электронной форме документов, предусмотренных пунктом 4 части 9 настоящей статьи, а также пунктом 5 части 9 настоящей статьи, за исключением случая закупки товаров, работ, услуг, в отношении которых установлен запрет, предусмотренный статьей 14 настоящего Федерального закона. Основания, по которым участник запроса предложений в электронной форме был отстранен, фиксируются в протоколе проведения запроса предложений в электронной форме.
Из материалов запроса предложений следует, что объектом закупки является лекарственный препарат с МНН "Азтреонам лизин". Необходимо отметить, что потребность заказчика заключается в закупке конкретного лекарственного препарата с торговым наименованием Кайстон.
Описание объекта закупки сформировано заказчиком в разделе II "Наименование и описание объекта закупки" документации о проведении запроса предложений и содержит следующие требования к товару:
N п/п |
Международное непатентованное наименование/ химическое, группировочное наименование |
Код ОКПД2 |
Требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам, эксплуатационным характеристикам (при необходимости) товара |
Единица измерения по ОКЕИ |
Всего количество в единицах измерения |
||
Наименование показателей |
Ед. изм. |
Требуемое значение (диапазон значений) показателей |
|||||
1 |
Азтреонам лизин |
21.20.10.191 |
Международное непатентованное наименование/химическое, группировочное наименование |
|
Азтреонам лизин |
мг |
37800 |
Торговое наименование |
|
Кайстон** |
|||||
Лекарственная форма |
|
Порошок для приготовления раствора для ингаляций |
|||||
Дозировка |
мг |
75 |
|||||
Комплектация: | |||||||
- растворитель |
|
Раствор Натрия хлорида 0,17%*** |
|||||
- электронный небулайзер |
|
"Altera Electronic Nebulizer Replacement"**** |
В соответствии с подпунктом 10 пункта 4.1 документации о проведении запроса предложений участникам закупки надлежало представить в составе заявки предложение об условиях исполнения контракта в соответствии с требованиями, указанными в настоящей документации.
В инструкции по заполнению заявки на участие в запросе предложений (пункт 4.2 документации) дословно было указано следующее:
"ПРЕДЛОЖЕНИЕ участника запроса предложений в электронной форме
Мы согласны поставить товар, предусмотренный запросом предложений в электронной форме, в соответствии с требованиями документации о проведении запроса предложений в электронной форме на условиях, которые мы представили в настоящем предложении.
Сведения о конкретных показателях товара, соответствующих значениям, установленным документацией о проведении запроса предложений в электронной форме, в том числе:
N п/п |
Показатели |
Требуемое значение |
1. |
Международное непатентованное наименование |
|
2. |
Торговое наименование |
|
3. |
Единица измерения Товара |
|
4. |
Количество Товара в единицах измерения |
|
5. |
Лекарственная форма, дозировка лекарственного средства и количество лекарственных форм во вторичной (потребительской) упаковке |
|
6. |
Наименование страны происхождения Товара |
|
7. |
Остаточный срок годности |
|
С иными условиями контракта, в том числе в части, касающейся места, условий и сроков поставки товара, формы, сроков и порядка оплаты, согласны".
При этом заявка участника с идентификационным номером 109690666 (АО "МЕДИНТОРГ") содержала следующую информацию:
"ПРЕДЛОЖЕНИЕ участника запроса предложений в электронной форме
Мы согласны поставить товар, предусмотренный запросом предложений в электронной форме, в соответствии с требованиями документации о проведении запроса предложений в электронной форме на условиях, которые мы представили в настоящем предложении.
Сведения о конкретных показателях товара, соответствующих значениям, установленным документацией о проведении запроса предложений в электронной форме, в том числе:
N п/п |
Показатели |
Требуемое значение |
1. |
Международное непатентованное наименование |
Азтреонам лизин |
2. |
Торговое наименование |
Кайстон |
3. |
Единица измерения Товара |
мг/уп |
4. |
Количество Товара в единицах измерения |
37 800/6 |
5. |
Лекарственная форма, дозировка лекарственного средства и количество лекарственных форм во вторичной (потребительской) упаковке |
порошок для приготовления раствора для ингаляций 75 мг фл. N 84 в комплекте с растворителем и небулайзером Алтера Электроник Небулайзер Реплейсмент (Altera Electronic Nebulizer Replacement) |
6. |
Наименование страны происхождения Товара |
США |
7. |
Остаточный срок годности |
30.06.2022 |
С иными условиями контракта, в том числе в части, касающейся места, условий и сроков поставки товара, формы, сроков и порядка оплаты, согласны".
Посчитав, что заявка участника не соответствует требованиям, установленным документацией о проведении запроса предложений, единая комиссия уполномоченного учреждения отстранила АО "МЕДИНТОРГ" от участия в запросе предложений по следующему основанию:
"На основании части 18 статьи 83.1 Федерального закона признать заявку участника несоответствующей требованиям, установленным документацией о проведении запроса предложений в электронной форме, в связи с непредставлением информации, предусмотренной пунктом 2 части 6 статьи 83.1 Федерального закона. По позиции N 1 МНН "Азтреонам лизин" ТН "Кайстон" отсутствует значение показателя "Раствор Натрия хлорида 0,17%***", требование о наличии которого установлено разделом II "НАИМЕНОВАНИЕ И ОПИСАНИЕ ОБЪЕКТА ЗАКУПКИ" документации о проведении запроса предложений в электронной форме".
Оценив положения документации о проведении запроса предложений и заявки участника закупки, Комиссия полагает решение единой комиссии уполномоченного учреждения об отстранении участника закупки неправомерным на основании следующего.
Из содержания рекомендуемой формы заявки на участие в запросе предложений усматривается, что участнику закупки необходимо было указать значения таких показателей товара, как: "Международное непатентованное наименование", "Торговое наименование", "Единица измерения товара", "Количество товара в единицах измерения", "Лекарственная форма, дозировка лекарственного средства и количество лекарственных форм во вторичной (потребительской) упаковке", а также указать наименование страны происхождения товара и остаточный срок годности товара.
С иными условиями контракта, в том числе в части, касающейся места, условий и сроков поставки товара, формы, сроков и порядка оплаты участникам закупки достаточно выразить согласие.
Комиссия отмечает, что положения инструкции не содержат какой-либо информации о том, каким-образом (кроме выражения согласия) участникам закупки нужно указывать в заявках значения показателя "Комплектация: растворитель, электронный небулайзер".
Таким образом, Комиссия Омского УФАС России приходит к однозначному выводу о том, что в соответствии с требованиями к содержанию заявки, положениями инструкции по ее заполнению участникам закупки достаточно было указать значения показателей, указанных в рекомендуемой форме, и согласиться с иными условиями, которые не нашли отражения в рекомендуемой форме.
Ссылку уполномоченного учреждения на пункт 4.2.1 документации, согласно которому конкретные показатели товара указываются участником закупки в заявке на участие в запросе предложений в соответствии с разделом II. "НАИМЕНОВАНИЕ И ОПИСАНИЕ ОБЪЕКТА ЗАКУПКИ" Комиссия Омского УФАС России отклоняет, так как описание объекта закупки содержит исключительно неизменяемые показатели, закупается лекарственный препарат с конкретным торговым наименованием, данное требование также противоречит вышеприведенным условиям инструкции по заполнению заявки.
То обстоятельство, что заявка общества содержала указание на наличие растворителя и небулайзера не имеет существенного значения, так как данное указание не противоречит условиям документации и не свидетельствует об отсутствии согласия.
Довод уполномоченного учреждения о том, что информация, содержащаяся в заявке общества, включается в контракт в силу статьи 83.2 Федерального закона о контрактной системе при данных обстоятельствах несостоятелен, так как проект контракта, размещенный в составе документации о проведении запроса предложений в принципе не предусматривалт возможность включения в него показателя комплектности и его значений.
Вопреки утверждению представителя уполномоченного учреждения, включение информации о комплектности товара в раздел "Лекарственная форма, дозировка лекарственного препарата, количество лекарственных форм во вторичной (потребительской) упаковке" не было предусмотрено инструкцией по заполнению заявки.
Учитывая изложенное, Комиссия полагает отстранение участника закупки неправомерным, усматривает в действиях единой комиссии уполномоченного учреждения нарушение части 18 статьи 83.1 Федерального закона о контрактной системе, в связи с чем признает довод жалобы обоснованным.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Административным регламентом ФАС России по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, зарегистрированного в Минюсте России 27.02.2015 N 36262), Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать обоснованной жалобу акционерного общества "МЕДИНТОРГ" на действия казенного учреждения Омской области "Центр по осуществлению закупок товаров, работ, услуг в сфере здравоохранения" и его единой комиссии при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона "Поставка лекарственного препарата для медицинского применения (МНН "Азтреонам лизин", ТН Кайстон) для обеспечения больного по решению врачебной комиссии" (извещение N 0852500000121000892) для нужд бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Клинический медико-хирургический центр Министерства здравоохранения Омской области".
2. Признать в действиях казенного учреждения Омской области "Центр по осуществлению закупок товаров, работ, услуг в сфере здравоохранения" и его единой комиссии нарушение части 18 статьи 83.1 Федерального закона о контрактной системе.
3. В соответствии с частью 22 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе выдать казенному учреждению Омской области "Центр по осуществлению закупок товаров, работ, услуг в сфере здравоохранения" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок
4. По выявленным нарушениям законодательства в сфере закупок передать материалы рассмотрения жалобы должностному лицу Омского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
"_" |
Члены Комиссии |
"_" "_" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 11 мая 2021 г. N 055/06/83.1-474/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.05.2021