Резолютивная часть решения оглашена 30 апреля 2021 года
Решение изготовлено в полном объеме 13 мая 2021 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, созданная на основании приказа Чувашского УФАС России от 28.01.2021 N 3 в составе:
<...>;
<...>;
<...>;
в присутствии представителей от:
в присутствии представителей от:
Заказчика - Бюджетного учреждения Чувашской Республики "Республиканский центр медицины катастроф и скорой медицинской помощи" Министерства здравоохранения Чувашской Республики" -<....>, представителя по доверенности,
Уполномоченного органа - Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам - <....>, представителя по доверенности.
в отсутствии представителя заявителя - индивидуального предпринимателя <....>, надлежащим образом извещённой о времени, месте и способе рассмотрения обращения.
рассмотрев с помощью видео-конференц-связи жалобу индивидуального предпринимателя <....>. на положения аукционной документации Заказчика и Уполномоченного органа при поведении электронного аукциона на оказание услуг по вывозу и обеззараживанию твердых медицинских отходов класса В аппаратным методом обеззараживания без предварительного обеззараживания в местах сбора (изв. N 0115200001121000631) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Чувашское УФАС России 26.04.2021 обратилась ИП <....> с жалобой на положения аукционной документации Заказчика и Уполномоченного органа при проведении электронного аукциона на оказание услуг по вывозу и обеззараживанию твердых медицинских отходов класса В аппаратным методом обеззараживания без
предварительного обеззараживания в местах сбора (изв. N 0115200001121000631).
В жалобе ИП <....> указывает, что заказчик в документации, при оказании услуг, сократил количество применяемых участником закупки физических методов обеззвреживания отходов, что противоречит требованиям пункта 200 СанПиН 2.1.3684-21 и приводит к ограничению круга потенциальных участников закупки.
Учитывая вышеизложенное, Заявитель просит провести проверку документацию о закупке на соответствие законодательству о контрактной системе и выдать заказчику предписание об устранении нарушений.
Представитель Заказчика и Уполномоченного органа с доводами жалобы не согласился, представил письменные пояснения.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления, в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, внеплановой проверки, Комиссия Чувашского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд установила следующее.
Заказчиком закупки является Бюджетное учреждение Чувашской Республики "Республиканский центр медицины катастроф и скорой медицинской помощи" Министерства здравоохранения Чувашской Республики. Уполномоченным органом выступила Государственная службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам.
16.04.2021 в 15 час. 55 мин. на официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение N0115200001121000631 о проведении электронного аукциона на оказание услуг по вывозу и обеззараживанию твердых медицинских отходов класса В аппаратным методом обеззараживания без предварительного обеззараживания в местах сбора, с начальной (максимальной) ценой контракта 1 000 000,00 руб. Одновременно размещена аукционная документация.
На основании части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Согласно п. п. 1 и 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Заказчики обязаны использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
При формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Приложением N 1 к извещению о проведении электронного аукциона Заказчиком установлено Техническое задание на оказание услуг по вывозу и обеззараживанию твердых медицинских отходов (материалы и инструменты, предметы загрязненные кровью и другими биологическими жидкостями) класса Б аппаратным методом обеззараживания без предварительного обеззараживания в местах сбора.
Согласно пункту 1.2. Технического задания документации Услуги включают в себя транспортировку и обеззараживание твёрдых медицинских отходов (класс В) физическим методом обеззараживания, при помощи специализированной установки для обеззараживания медицинских отходов при низкотемпературном воздействии, без предварительного обеззараживания химическим методом в местах их образования.
Пунктом 2.2. Технического задания установлено, что обезвреживание отходов должно производиться Исполнителем на специализированном оборудовании с использованием технологии низкотемпературного аппаратного обеззараживания или технологией электромагнитного излучения, с изменением внешнего вида отходов, исключающим их повторное применение с целью обеспечения возможности их дальнейшего обезвреживания (захоронения на полигоне в составе ТКО). В результате обеззараживания медицинские отходы должны утратить товарный вид и быть непригодны для их повторного применения.
Согласно пункту 1.6. Технического задания документации, услуги, являющиеся предметом совместного электронного аукциона, должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, установленным:
-Федеральным законом от 30.03.1999 N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения";
-Федеральным законом от 24.06.1998 N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления";
-Федеральным законом от 21.11.2011 N323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации";
-СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 N 3).
В соответствии с пунктом 200 СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарноэпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарнопротивоэпидемических (профилактических) мероприятий" (далее - СанПиН 2.1.368421) одним из способов и методов обеззараживания и (или) обезвреживания медицинских отходов класса В является физический метод обеззараживания медицинских отходов классов В, включающий воздействие водяным насыщенным паром под избыточным давлением, высокой температурой, в том числе плазмой, радиационным, электромагнитным излучением, применяется при наличии специального оборудования - установок для обеззараживания медицинских отходов.
В данном случае в Техническом задании документации Заказчиком установлен лишь один метод обезвреживания медицинских отходов класса "В", а именно путем использования технологии электромагнитного излучения.
Таким образом, документация о закупке исключает возможность обеззараживания медицинских отходов классов "В" путем воздействия водяным насыщенным паром под избыточным давлением, высокой температурой, в том числе плазмой и радиационным излучением, как это предусмотрено пунктом 200 СанПиН 2.1.3684-21.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе если Заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Таким образом, аукционная документация составлена с нарушением пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и при необходимости о выдаче предписания об устранении допущенных нарушений, предусмотренного пунктом 2 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона, о совершении иных действий, предусмотренных частью 22 статьи 99 настоящего Федерального закона.
С учетом установленных обстоятельств, Комиссия признает жалобу ИП <....> обоснованной, а в действиях заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
В целях устранения выявленного нарушения Комиссия Чувашского УФАС России считает необходимым выдать предписание.
Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
1 Признать жалобу ИП <....> на положения аукционной документации Заказчика и Уполномоченного органа при проведении электронного аукциона на оказание услуг по вывозу и обеззараживанию твердых медицинских отходов класса В аппаратным методом обеззараживания без предварительного обеззараживания в местах сбора, (изв. 0115200001121000631), обоснованной.
2 Признать заказчика - Бюджетное учреждение Чувашской Республики "Республиканский центр медицины катастроф и скорой медицинской помощи" Министерства здравоохранения Чувашской Республики нарушившем пункт 2 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3 Выдать заказчику предписание об устранении выявленного нарушения.
Председатель Комиссии <...>
Члены Комиссии <...>
<...>
Примечание: Решение Комиссии по контролю в сфере закупок может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия (часть 9 статьи 106 Закона о контрактной системе).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии от 13 мая 2021 г. N 021/06/53-445/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.05.2021