Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по контролю в сфере закупок:
Председатель
Комиссии:
Члены Комиссии:
в отсутствие представителей от заявителя - ООО "Медпроспект" (о дате, времени и месте рассмотрения жалобы уведомленного надлежащим образом),
в присутствии представителей от заказчика - Краевого государственного бюджетного учреждения "Дальневосточный центр лекарственного обеспечения и координации деятельности медицинских организаций" министерства здравоохранения Хабаровского края:
- Картавой Александры Эдуардовны (представитель по доверенности от 21.04.2021 NЮР 44/21);
- Кравченко Екатерины Евгеньевны (представитель по доверенности от 26.04.2021 NЮР 46/21),
от уполномоченного органа - Комитета государственного заказа Правительства Хабаровского края:
- Грудева Виктора Валентиновича (представитель по доверенности от 27.02.2020 N 2);
- Лаврук Инны Ивановны (представитель по доверенности от 08.04.2021 N 4);
- Лучковой Марии Николаевны (представитель по доверенности от 24.12.2020 N 9),
рассмотрев жалобу ООО "Медпроспект" и материалы дела N027/06/64 -523/2021,
УСТАНОВИЛА:
В управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступила жалоба ООО "Медпроспект" (далее - заявитель) на действия заказчика - Краевого государственного бюджетного учреждения "Дальневосточный центр лекарственного обеспечения и координации деятельности медицинских организаций" министерства здравоохранения Хабаровского края, уполномоченного органа - Комитета государственного заказа Правительства Хабаровского края при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку медицинских изделий: система рентгеновская диагностическая передвижная общего назначения, цифровая, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия (извещение N0122200002521001895).
По мнению заявителя, извещение, документация о проведении электронного аукциона на поставку медицинских изделий: система рентгеновская диагностическая передвижная общего назначения, цифровая, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия (извещение N0122200002521001895) составлена с нарушением требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а именно:
1. В извещении, документации о проведении электронного аукциона неправомерно не установлено ограничение на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств в соответствии с постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - постановление Правительства РФ N 878). В составе аукционной документации отсутствует обоснование невозможности закупки радиоэлектронной продукции, включенной в единый реестр российской радиоэлектронной продукции в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ N 878;
2. В нарушение требований Закона о контрактной системе, постановления Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - постановление Правительства РФ N 145) в разделе 3 аукционной документации "Техническая часть" (далее - Техническая часть) указаны дополнительные характеристики товара не предусмотренные соответствующей позицией КТРУ.
3. Расчет начальной (максимальной) цены контракта произведен заказчиком с нарушением требований Закона о контрактной системе.
В рамках поступившей жалобы, на основании ст. 99 Закона о контрактной системе Хабаровским УФАС России принято решение о проведении внеплановой проверки.
В процессе рассмотрения представленных документов и информации Комиссией Хабаровского УФАС России установлено следующее.
Извещение N 0122200002521001895 о проведении электронного аукциона размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 08.04.2021.
Объект закупки - поставка медицинских изделий: система рентгеновская диагностическая передвижная общего назначения, цифровая, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 16 666 666,66 рублей.
От уполномоченного органа - Комитета государственного заказа Правительства Хабаровского края поступил отзыв по существу жалобы ООО "Медпроспект", в соответствии с которым считают жалобу ООО "Медпроспект" необоснованной.
Рассмотрев жалобу ООО "Медпроспект", направленный уполномоченным органом - Комитетом государственного заказа Правительства Хабаровского края отзыв по существу жалобы ООО "Медпроспект", с учетом конкретных обстоятельств дела, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к следующим выводам.
1. Согласно п. 10 ст. 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, информация в том числе об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Как установлено Комиссией Хабаровского УФАС России в извещении, п.18 раздела 2 аукционной документации "Информационная карта" (далее - Информационная карта) установлены условия допуска товаров, происходящих из иностранных государств в соответствии с приказом Минфина России от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - приказ Минфина России N126н) в размере 15% и ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств в соответствии с постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 N102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - постановление Правительства РФ N 102).
В извещении о проведении электронного аукциона установлен код ОКПД2 26.60.11.113 Аппараты рентгенографические.
По мнению заявителя ввиду того, что в реестр российской радиоэлектронной продукции включена продукция с кодом ОКПД2 26.60.11.113, установленным в извещении о проведении электронного аукциона заказчиком неправомерно не установлено в извещении и документации о проведении электронного аукциона ограничение на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств в соответствии с постановлением Правительства РФ N 878.
Признавая указанный довод заявителя необоснованным Комиссия Хабаровского УФАС России исходила из следующих обстоятельств.
В случае если поставляемый товар включен в перечень, являющийся приложением к постановлению Правительства РФ N 878, то на него распространяются положения указанного постановления. При этом необходимо отметить, что в соответствии с примечанием к перечню отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденному постановлением Правительства РФ N 102, при применении указанного перечня следует руководствоваться как кодом в соответствии с ОКПД 2, так и наименованием вида медицинского изделия.
Таким образом, при осуществлении закупки медицинского изделия иностранного происхождения Постановление N 102 применяется при совпадении кода ОКПД 2 и наименования вида указанного медицинского изделия с кодом ОКПД 2 и наименованием вида медицинского изделия согласно Перечню.
Объектом закупки является: система рентгеновская диагностическая стационарная общего назначения, цифровая, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, код ОКПД2 26.60.11.113, код позиции КТРУ 26.60.11.113-00000110.
Данное оборудование подпадает под действие ограничений допуска, установленных постановлением Правительства РФ N 102 и постановлением Правительства РФ N 878.
В постановление Правительства РФ N 878 включен укрупненный код ОКПД2 "26" с наименованием радиоэлектронной продукции "Оборудование компьютерное, электронное и оптическое (за исключением продукции, соответствующей позиции, классифицируемой кодом 26.20.2 "Устройства запоминающие и прочие устройства хранения данных", в отношении которой постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2019 N 1746 "Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров, происходящих из иностранных государств, и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" установлен запрет на допуск сроком на 2 года)".
В постановление Правительства РФ N 102 включен уточненный код ОКПД2 26.60.11.113 и указано наименование вида медицинского изделия "Аппараты рентгенографические".
Принимая во внимание специфику объекта закупки, а также наличие особого порядка установления национального режима для медицинских изделий, учитывая положения вышеперечисленных постановлений, в извещении об осуществлении закупки, документации об аукционе установлены ограничения и условия допуска продукции в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ N 102.
Установление в извещении об осуществлении закупки, документации об аукционе ограничений одновременно в соответствии с постановлением Правительства РФ N 102 и постановлением Правительства РФ N 878 невозможно ввиду разных механизмов реализации таких ограничений, предусмотренных указанными постановлениями.
Вышеуказанный вывод Комиссии Хабаровского УФАС России согласуется с позицией Министерства финансов Российской Федерации, изложенной в письме от 27.05.2020 N 24-03-07/44426.
Ввиду установления в документации о проведении электронного аукциона ограничения и условия допуска продукции в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ N 102, размещение заказчиком в Единой информационной системе в сфере закупок обоснования невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с постановлением Правительства РФ N 878 не требуется.
2. Согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу ч.ч. 5,6 ст. 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок. Порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - каталог), а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 (далее - постановление Правительства N 145) утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила N 1 постановления Правительства N 145) и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила N 2 постановления Правительства N145).
В силу подп. "б" п. 2 Правил N 2 постановления Правительства N 145 каталог используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке.
Согласно п. 4 Правил N 2 постановления Правительства N 145 заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Исходя из совокупности вышеизложенных положений Правил N 2 постановления Правительства N 145 следует, что при формировании объекта закупки на поставку товара по позициям, предусмотренным каталогом заказчик обязан применять информацию, включенную в позицию каталога.
В силу п. 5 Правил N 2 постановления Правительства N 145 заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона.
П. 6 Правил N 2 постановления Правительства N 145 определено, что в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
В извещении о проведении электронного аукциона указана следующая позиция каталога: 26.60.11.113-00000110 "Система рентгеновская диагностическая стационарная общего назначения, цифровая (является медицинским изделием)".
В Технической части определены сведения об объекте закупки, в том числе функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики товара. Показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров установленным требованиям, максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Признавая довод заявителя об описании заказчиком объекта закупки в нарушение требований постановления Правительства N 145 необоснованным, Комиссия Хабаровского УФАС России исходила из следующих обстоятельств.
Как установлено Комиссией Хабаровского УФАС России в Техническую часть помимо характеристик товара, предусмотренных позицией каталога по позиции, определенной в извещении о проведении электронного аукциона включены дополнительные характеристики товара, в отношении которых по каждому пункту дополнительных характеристик в Техническое задание включено обоснование необходимости использования таких характеристик.
Комиссия Хабаровского УФАС России, проанализировав характеристики объекта закупки, указанные в Технической части приходит к выводу о том, что в Технической части содержатся характеристики товара, соответствующие описанию, предусмотренному каталогом по позиции, определенной в извещении о проведении электронного аукциона, а также дополнительные характеристики, необходимость указания которых в Технической части обоснована спецификой деятельности заказчика и потребности в медицинских изделиях, способствующих своевременному и качественному оказанию пациентам медицинской помощи. Указанное свидетельствует о соблюдении заказчиком требований Закона о контрактной системе при описании объекта закупки.
3. Третий довод жалобы заявителя связан с неправильным обоснованием заказчиком начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно п. 2 постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" Федеральная антимонопольная служба определена федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В силу п. 3 ч. 8 ст. 99 Закона о контрактной системе органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 настоящей статьи) в отношении: определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги.
В соответствии с п. 3.3 Положения о Комитете государственного финансового контроля Правительства Хабаровского края, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 29.11.2019 N 496-пр, Комитет государственного финансового контроля Правительства Хабаровского края осуществляет контроль в сфере закупок, осуществляемый органом внутреннего государственного финансового контроля в соответствии с законодательством о контрактной системе в сфере закупок.
При таких обстоятельствах контроль за обоснованием начальной (максимальной) цены контракта не относится к компетенции Хабаровского УФАС России в связи с чем, Комиссия Хабаровского УФАС России принимает решение о передаче жалобы в части доводов, касающихся обоснования заказчиком начальной (максимальной) цены контракта в Комитет государственного финансового контроля Правительства Хабаровского края для рассмотрения по существу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Медпроспект" на действия заказчика - Краевого государственного бюджетного учреждения "Дальневосточный центр лекарственного обеспечения и координации деятельности медицинских организаций" министерства здравоохранения Хабаровского края, уполномоченного органа - Комитета государственного заказа Правительства Хабаровского края при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку медицинских изделий: система рентгеновская диагностическая передвижная общего назначения, цифровая, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия (извещение N0122200002521001895) - необоснованной.
2. Жалобу ООО "Медпроспект" на действия заказчика - Краевого государственного бюджетного учреждения "Дальневосточный центр лекарственного обеспечения и координации деятельности медицинских организаций" министерства здравоохранения Хабаровского края, уполномоченного органа - Комитета государственного заказа Правительства Хабаровского края при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку медицинских изделий: система рентгеновская диагностическая передвижная общего назначения, цифровая, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия (извещение N0122200002521001895) в части обоснования начальной (максимальной) цены контракта передать в орган внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля для рассмотрения в пределах компетенции.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его оглашения.
Председатель Комиссии: |
Члены Комиссии: |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 11 мая 2021 г. N 7-1/157 (ключевые темы: изделия медицинского назначения - государственные и муниципальные нужды - иностранные государства - электронный аукцион - антимонопольный орган)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.05.2021