Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по контролю закупок (далее - Комиссия) в составе:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
в отсутствие представителей от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Медлайн" (о дате, времени и месте рассмотрения жалобы уведомленного надлежащим образом), в отсутствие представителей от заказчика - КГБУЗ "Краевая Клиническая Больница N 2" Министерства здравоохранения Хабаровского края, в присутствии представителя от уполномоченного органа - Комитета государственного заказа Правительства Хабаровского края: по доверенности, рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Медлайн" (ООО "Медлайн") и материалы дела N 027/06/64 - 577/2021,
УСТАНОВИЛА:
В управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступила жалоба ООО "Медлайн" (далее - заявитель) на действия заказчика - КГБУЗ "Краевая Клиническая Больница N 2" Министерства здравоохранения Хабаровского края (далее - Заказчик), уполномоченного органа - Комитета государственного заказа Правительства Хабаровского края (далее - уполномоченный орган) при проведении электронного аукциона на поставку проводников для доступа к коронарным/периферическим сосудам, одноразового использования (извещение N 0122200002521002379).
Согласно жалобе ООО "Медлайн" документация электронного аукциона (извещение N 0122200002521002379) не соответствует требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ), а именно:
1. в документации о проведении электронного аукциона (извещение N 0122200002521002379) установлены требования к товару, которые ограничивают участников закупки;
2. в описании к объекта закупки установлены противоречивые характеристики.
На основании ст. 99 Федерального закона N 44-ФЗ, Хабаровским УФАС России принято решение о проведении внеплановой проверки, по результатам которой установлено следующее.
Извещение N 0122200002521002379 о проведении электронного аукциона размещено на официальном сайте единой информационной системы (далее - ЕИС) в сфере закупок 22.04.2021.
Способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя): Электронный аукцион.
Объект закупки: "Поставка проводников для доступа к коронарным/периферическим сосудам, одноразового использования".
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 6 040 248 рубля 04 копеек.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе: 30.04.2021 в 07:00.
Уполномоченным органом представлены письменные пояснения по существу жалобы заявителя.
В процессе рассмотрения представленных документов и информации Комиссией Хабаровского УФАС России установлено следующее.
1. П. 1 ч. 1 ст. 33 Федерального закона N 44-ФЗ, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно ч. 2 ст. 33 Федерального закона N 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Федерального закона N 44-ФЗ, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, при осуществлении закупки Заказчик вправе не только выбрать ее предмет, но и обязан определить его и описать в соответствии с нормами Федерального закона N 44-ФЗ именно таким образом, чтобы участник закупки смог подать заявку на участие в торгах, соответствующую объективным и обоснованным требованиям Заказчика. При этом, Заказчик вправе в необходимой степени детализировать требования к товару.
Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 (далее - постановление Правительства N 145) утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила N 1 постановления Правительства N 145) и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила N 2 постановления Правительства N145).
В силу подп. "б" п. 2 Правил N 2 постановления Правительства N 145 каталог используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке.
Согласно п. 4 Правил N 2 постановления Правительства N 145 заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" п. 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Исходя из совокупности вышеизложенных положений Правил N 2 постановления Правительства N 145 следует, что при формировании объекта закупки на поставку товара по позициям, предусмотренным каталогом заказчик обязан применять информацию, включенную в позицию каталога.
В силу п. 5 Правил N 2 постановления Правительства N 145 заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями ст. 33 Федерального закона N 44-ФЗ, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с ч. 5 ст. 33 Федерального закона N 44-ФЗ.
П. 6 Правил N 2 постановления Правительства N 145 определено, что в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной п. 5 Правил N 2 постановления Правительства N 145, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
В извещении о проведении электронного аукциона указана следующая позиция каталога: 32.50.13.110-00005072 "Проводник для доступа к коронарным/периферическим сосудам, одноразового использования" для трех наименований товара.
В раздела III "Техническая часть" документации об электронном аукционе определены сведения об объекте закупки, в том числе функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики товара.
Как установлено Комиссией Хабаровского УФАС России в раздел III "Техническая часть" документации об электронном аукционе помимо характеристик товара, предусмотренных позицией каталога по позициям, определенными в извещении о проведении электронного аукциона включены дополнительные характеристики товаров, в отношении которых по каждому пункту дополнительных характеристик в разделе III "Техническая часть" документации об электронном аукционе включено обоснование необходимости использования таких характеристик.
Согласно раздела III "Техническая часть" документации об электронном аукционе указаны наименование и характеристики требуемого к поставке товара, в том числе, обжалуемые Заявителем.
Согласно письменных пояснений уполномоченного органа указано в силу п. 2 ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федерального закона N 323-ФЗ) один из основных принципов охраны здоровья является приоритет интересов пациента при оказании медицинских услуг и ч. 2 ст. 98 Федерального закона N 323-ФЗ предусмотрена ответственность медицинских работников в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение прав в сфере охраны здоровья, причинение вреда жизни и (или) здоровью при оказании гражданам медицинской помощи следует, что определяющим в установлении конкретных требований к объекту закупки является достижение при лечении пациентов в рамках оказания медицинской помощи максимального исключения нежелательных реакций и последствий.
Так же уполномоченный орган отмечает, что описание объекта закупки и указание характеристик объекта закупки по позиции 1 раздела III "Техническая часть" документации об электронном аукционе соответствует наименованию и характеристикам товара, принадлежащего двум производителям: ASAHI UniQual (UJ1535B2600) и RADIFOCKS СИШК WIRE (RF*HR35303M).
Фактов, подтверждающих намеренное установление Заказчиком избыточных требований к товару, ограничивающих круг потенциальных участников, Комиссии не представлено, как и не подтверждена возможность изменения установленные характеристики без ущерба для пациентов при лечении в рамках оказания медицинской помощи.
Таким образом, потребность в проводниках для доступа к коронарным/периферическим сосудам, одноразового использования с характеристиками, указанными в описании объекта закупки, определена с учетом специфики оказания медицинской помощи пациентам.
Заявитель не представил в материалы дела доказательств относительно документального подтверждения доводов жалобы, с точки зрения достаточности и достоверности, которые бы позволяли сделать вывод о нарушении норм Федерального закона N 44-ФЗ.
Следовательно, доводы жалобы о нарушении Федерального закона N 44-ФЗ при описании объекта закупки необоснованные.
2. Согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Федерального закона N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Федерального закона N 44-ФЗ.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Федерального закона N 44-ФЗ Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
По мнению Заявителя по п. 1 раздела III "Техническая часть" документации об электронном аукционе установлены противоречивые характеристики: проводники с единицами измерения 0,035 мм или 0,89 дюймов не существуют, а существуют проводники 0,035 дюймов или 0,89 мм.
Согласно раздела III "Техническая часть" документации об электронном аукционе:
1.1 |
Номинальный размер внешнего диаметра |
ММ (или ДЮЙМОВ) |
0,035 (или 0,89) |
Уполномоченным органом представлено письмо Заказчика, направленное 04.05.2021 N 3 1-0.80306.02-09-2074 о допущенной в технической части ошибки в единицах измерения размера внешнего диаметра (перепутаны местами дюймы и миллиметры).
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу, что в документации об электронном аукционе установлена характеристика к товару, не позволяющая определить соответствие закупаемого товара установленным требованиям.
Таким образом, допущено нарушение п. 2 ч. 1 ст. 33 Федерального закона N 44-ФЗ, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.1 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Довод Заявителя в данной части признан обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Медлайн" на действия заказчика - КГБУЗ "Краевая Клиническая Больница N 2" Министерства здравоохранения Хабаровского края, уполномоченного органа - Комитета государственного заказа Правительства Хабаровского края при проведении электронного аукциона на поставку проводников для доступа к коронарным/периферическим сосудам, одноразового использования (извещение N 0122200002521002379) - обоснованной в части установления характеристик объекта закупки с нарушением требований законодательства Российской Федерации в контрактной системе в сфере закупок.
2. Признать заказчика - КГБУЗ "Краевая Клиническая Больница N 2" Министерства здравоохранения Хабаровского края п. 2 ч. 1 ст. 33 Федерального закона N 44-ФЗ.
3. Выдать заказчику, уполномоченному органу, предписание об устранении выявленных нарушений путем аннулирования протоколов, составленных в ходе осуществления торгов, внесения изменений в аукционную документацию.
4. Передать материалы дела N 027/06/64-577/2021 уполномоченному должностному лицу с целью решения вопроса о возбуждении административного производства в отношении должностного лица заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его оглашения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 11 мая 2021 г. N 7-1/166
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.05.2021