Резолютивная часть объявлена 29.04.2021 г. Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 12.05.2021
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Миронов А.Г. - Заместитель руководителя Управления;
Членов комиссии:
- Валиуллин Р.Р. - Начальник отдела Управления;
- Моршель А.М. - Старший специалист 1 разряда отдела Управления;
от Заявителя - не явился, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством видеоконференц-связи уведомлены надлежащим образом;
от Заказчика - посредством видеоконференц-связи Лаврик А.В. по доверенности N б/н от 26.04.2021 г.,
от Уполномоченного органа - посредством видеоконференц-связи Жестовский С.П. по доверенности N 3022 от 28.04.2021 г., Венедиктова Т.В. по доверенности N 3023 от 28.04.2021 г., Любовцева Т.М. по доверенности N 3024 от 28.04.2021 г.,
рассмотрев жалобу ООО "Контракт" (ИНН 2366004339 ОГРН: 1182375036744) от 22.04.2021 N3565-ЭП/21 на действия Заказчика - Муниципальное учреждение "Лянторское хозяйственно-эксплуатационное управление" , Уполномоченного органа Администрации городского поселения Лянтор при проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту асфальтобетонного покрытия магистральных дорог и внутриквартальных проездов города Лянтор" (извещение N 0187300003121000027) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба ООО "Контракт" (ИНН 2366004339 ОГРН: 1182375036744) от 22.04.2021 N3565-ЭП/21 на действия Заказчика, уполномоченного органа при проведении электронного аукциона (извещение N 0187300003121000027).
В доводах жалобы Заявитель указал следующее:
1. Неправомерное требование заказчиком документов (декларирования) п.10 ч1 ст31 ФЗ-44 "Участник не является офшорной компанией" оставляет возможность необоснованного отклонения участников.
2. Заказчик неправомерно установил требование документов (декларированию) участниками п.11 ч.1 ст.31 ФЗ-44, тем самым оставляя возможность недопуска участников, не предоставивших такую декларацию.
3. Заказчик установил незаконное требование к декларированию участниками отсутствия в реестре недобросовестных поставщиков, чем нарушил ч.8 ст.31.
4. Заказчик в нарушение ст.66 ФЗ-44 требует предоставления в заявке документов, подтверждающих дополнительные требования ч.2 ст.31 ФЗ-44, непредоставление которых приведет к отклонению заявки участника.
В ходе рассмотрения доводов сторон, материалов дела, Комиссией Управления установлено следующее.
Извещение о проведении электронного аукциона от 15.04.2021 N0187300003121000027 и документация размещены в Единой информационной системе в сфере закупок - 15.04.2021 г.
Заказчик, уполномоченный орган возражали на поступившие доводы жалобы.
1. Относительно первого довода жалобы Комиссия Управления поясняет следующее.
В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Пунктом 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе указано, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: участник закупки не является офшорной компанией.
В пункте 2 части 5 статьи 66 закона о контрактной системе указано, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию:
документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
Также, Закон о контрактной системе не содержит указания о необходимости предоставления в составе заявки документа, подтверждающего соответствие заявки участника пункту 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно части 6 статьи 66 закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 или 3.1 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
Вместе с тем, в подпункте 2 пункта 1.5 Инструкции аукционной документации указано:
"Вторая часть заявки на участие в аукционе должна содержать следующие документы и информацию:
2) документы, подтверждающие соответствие участника аукциона требованиям, установленным пунктом 3.1 части 3 Инструкции или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника аукциона требованиям, установленным пунктами 3.2 части 3 Инструкции (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
В подпункте 3.1.9 пункта 3.1. Инструкции аукционной документации указано:
"Единые требования к участникам закупки:
3.1.9 Участник закупки не является офшорной компанией".
Таким образом, Заказчик/уполномоченный орган требует от участника документально подтвердить, что он не является офшорной компанией, указанное положение документации по закупке является нарушением положений части 3 статьи 7, части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Довод Заявителя обоснованный.
2. Относительно второго довода жалобы Комиссия Управления поясняет следующее.
В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Пунктом 11 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе указано, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: отсутствие у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации.
В пункте 2 части 5 статьи 66 закона о контрактной системе указано, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию:
документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
Также, Закон о контрактной системе не содержит указания о необходимости предоставления в составе заявки документа, подтверждающего соответствие заявки участника пункту 11 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно части 6 статьи 66 закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 или 3.1 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
Вместе с тем, в подпункте 2 пункта 1.5 Инструкции аукционной документации указано:
"Вторая часть заявки на участие в аукционе должна содержать следующие документы и информацию:
2) документы, подтверждающие соответствие участника аукциона требованиям, установленным пунктом 3.1 части 3 Инструкции или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника аукциона требованиям, установленным пунктами 3.2 части 3 Инструкции (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
В подпункте 3.1.10 пункта 3.1. Инструкции аукционной документации указано:
"Единые требования к участникам закупки:
3.1.10 Отсутствие у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации".
Таким образом, Заказчик/уполномоченный орган требует от участника документально подтвердить, что у него отсутствуют ограничения для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации, указанное положение документации по закупке является нарушением положений части 3 статьи 7, части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Довод Заявителя обоснованный.
3. Относительно третьего довода жалобы Комиссия Управления поясняет следующее.
В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе указано, что Заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица.
В пункте 2 части 5 статьи 66 закона о контрактной системе указано, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию:
документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
Согласно пункту 5 части 11 статьи 66 Закона о контрактной системе в течение одного часа с момента получения заявки на участие в электронном аукционе оператор электронной площадки возвращает эту заявку подавшему ее участнику такого аукциона в случае:
наличия в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица, при условии установления заказчиком требования, предусмотренного частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Также, Закон о контрактной системе не содержит указания о необходимости предоставления в составе заявки документа, подтверждающего соответствие заявки участника части 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно части 6 статьи 66 закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 или 3.1 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
Вместе с тем, в подпункте 2 пункта 1.5 Инструкции аукционной документации указано:
"Вторая часть заявки на участие в аукционе должна содержать следующие документы и информацию:
2) документы, подтверждающие соответствие участника аукциона требованиям, установленным пунктом 3.1 части 3 Инструкции или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника аукциона требованиям, установленным пунктами 3.2 части 3 Инструкции (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
В подпункте 3.2.1 пункта 3.2. Инструкции аукционной документации указано:
"3.2. Требование, предъявляемое к участникам аукциона в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Федерального закона:
3.2.1. Отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки - юридическом лице, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки.".
Вместе с тем, декларация об отсутствии сведений об участнике в Реестре предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки при таковой возможности и никоим образом не ограничивает участников закупки, доказательств обратному Заявителем не представлено.
Довод не обоснован.
4. Относительно четвертого довода жалобы Комиссия Управления поясняет следующее.
Согласно частям 2, 3-5 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
3. Перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.
4. В случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
5. Информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Комиссией Управления установлено, что в извещении аукциона и в информационной карте Заказчиком установлено дополнительное требование к участникам закупки согласно п.2 (3) приложения 1 постановления Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (вместе с "Дополнительными требованиями к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов").
В пункте 10.7 информационной карты указано:
Требование о представлении участниками закупок в заявке на участие в закупке копий документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации |
Установлено п.2 (3) приложения 1 постановления Правительства РФ от 04.02.2015 N 99: - копия исполненного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту линейного объекта либо копия контракта (договора), сведения о котором содержатся в реестре контрактов, заключенных заказчиками в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", или в реестре договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог; - копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке; - копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности). Указанный документ должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке |
Вместе с тем, согласно части 8.2 статьи 66 Закона о контрактной системе электронные документы (их копии), подтверждающие соответствие участника электронного аукциона дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 настоящего Федерального закона, не включаются участником такого аукциона в состав второй части заявки. Такие документы (их копии) направляются заказчику оператором электронной площадки с использованием программно-аппаратных средств такой площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона одновременно со вторыми частями заявок на участие в таком аукционе из числа документов (их копий), размещенных в соответствии с частью 13 статьи 24.2 настоящего Федерального закона в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке.
Таким образом, требование о предоставлении в составе заявки документов по вышеуказанному Постановлению N 99 неправомерно, Заказчик/уполномоченный орган нарушил положения части 3 статьи 7, части 8.2 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Тем не менее, Комиссией Управления установлено, что Заказчик/уполномоченный орган не отклонили от участия в закупке никого из участников по выявленным нарушениям. Таким образом, выявленные нарушения не повлияли на результат определения победителя закупки.
В соответствии с пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Вместе с тем, выявленные нарушения не повлияли на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предписание не выдавать.
Жалоба ООО "Контракт" (ИНН 2366004339 ОГРН: 1182375036744) от 22.04.2021 N3565-ЭП/21 рассмотрена Комиссией Управления в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и Административного регламента ФАС России от 19 ноября 2014 N727/14 по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Контракт" (ИНН 2366004339 ОГРН: 1182375036744) от 22.04.2021 N3565-ЭП/21 на действия Заказчика - Муниципальное учреждение "Лянторское хозяйственно-эксплуатационное управление" , Уполномоченного органа Администрации городского поселения Лянтор при проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту асфальтобетонного покрытия магистральных дорог и внутриквартальных проездов города Лянтор" (извещение N 0187300003121000027) обоснованной в части (доводы 1, 2, 4 являются обоснованными).
2. Обязательное для исполнения предписание не выдавать по причине, изложенной в мотивировочной части решения.
3. Признать в действиях уполномоченного органа - Администрации городского поселения Лянтор, Заказчика - Муниципальное учреждение "Лянторское хозяйственно-эксплуатационное управление" нарушения положений части 3 статьи 7, части 8.2 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
4. Передать должностному лицу Ханты-Мансийского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц, допустивших нарушение требований Закона о контрактной системе к административной ответственности.
5. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Председатель Комиссии Миронов А.Г.
Члены Комиссии: Валиуллин Р.Р.
А.М. Моршель
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 12 мая 2021 г. N 086/06/31-687/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.05.2021