Резолютивная часть объявлена 29.04.2021 г. Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 12.05.2021
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Миронов А.Г. - Заместитель руководителя Управления;
Членов комиссии:
- Валиуллин Р.Р. - Начальник отдела Управления;
- Моршель А.М. - Старший специалист 1 разряда отдела Управления,
от Заявителя - не явился, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством видеконференц-связи уведомлены надлежащим образом;
от Заказчика - не явился, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством видеконференц-связи уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "Праид Мед Сервис" (ИНН 7802683724 ОГРН: 1197847005773) от 22.04.2021 N3542-ЭП/21 на действия Заказчика - Бюджетного учреждения Ханты-Мансийского Автономного округа - Югры "Пионерская районная больница" при проведении электронного аукциона на оказание услуг по ремонту видеоколоноскопа Pentax (извещение N 0387300125221000090) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба ООО "Праид Мед Сервис" (ИНН 7802683724 ОГРН: 1197847005773) от 22.04.2021 N3542-ЭП/21 (далее - Заявитель) на действия Заказчика при проведении электронного аукциона (извещение N 0387300125221000090).
В доводах жалобы Заявитель указал следующее.
1.Заявитель считает, что в техническом задании отражены работы, в которых необходимо провести неисправности, которые необходимо устранить, однако следующие действия можно провести только при помощи специального оборудования и в помещении, требующем соответствия нормам СанПиН.
Таким образом, весь объём работ по контракту невозможно качественно выполнить исключительно в месте нахождения Заказчика.
Также Заказчик ни в документации, ни в ответе на запрос не поясняет, на каком основании будет передано помещение Исполнителю для оказания услуг на территории Заказчика.
2. Согласно второму доводу Заявитель указывает, что в соответствии с технической документацией подлежащие ремонту аппараты, производитель не указывает наименование фирм производителей запасных частей, рекомендованных к использованию при осуществлении ремонта , равно как и отсутствует указание на необходимость использования при ремонте оригинальных заносных частей с определенными номерами из каталога.
Уполномоченная организация в документации не подтвердила невозможность использования эквивалентных запасных частей. Однако эквивалентные запасные части полностью совместимы с оборудованием заказчика и не повлияли на работоспособность.
3. Согласно третьему доводу, Заявитель сообщает, что в размещённых разъяснениях на запрос отсутствует предмет запроса, что нарушает часть 4 ст. 65 Закона о контрактной системе.
В ходе рассмотрения доводов сторон, материалов дела, Комиссией Управления установлено следующее.
1. Относительно первого довода, Комиссия Управления сообщает следующее.
Согласно пунктам 1-2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Пунктом 9 Постановления Правительства РФ от 15.09.2020 N 1445 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники" указано следующее:
"Выполнение работ, оказание услуг в части технического обслуживания медицинской техники могут осуществляться лицензиатом по адресу эксплуатации (месту нахождения) медицинской техники, не предусмотренному лицензией в качестве адреса места осуществления лицензируемого вида деятельности, и не требуют переоформления лицензии".
Таким образом, обслуживания медицинской техники может осуществляться лицензиатом по адресу (адресам) эксплуатации (месту нахождения) медицинской техники, не указанному (не указанным) в лицензии в качестве адреса (адресов) места осуществления лицензируемого вида деятельности, и не требует переоформления лицензии".
Согласно пункту 2 раздела общие требования технического задания место оказания услуг: по месту нахождения Заказчика, на основании постановления правительства РФ от 1 августа 2020 г. N 1154.
Кроме того, место оказания услуг, указанные в документации по месту нахождения заказчика, обусловлено тем что, согласно методическим рекомендациям "Техническое обслуживание - медицинской техники", текущий ремонт техники может осуществлять по месту эксплуатации медицинского оборудования. Заказчик, организовывая закупочную процедуру сообщает информацию неопределенному кругу лиц, права которых на свободную и добросовестную конкуренцию должны быть равными. Поэтому указание на какую-либо иную производственную площадку для осуществления ремонта, создает преимущество владельцам этой площадки и повлечет нарушение прав иных участников. Кроме того, заказчиком не установлены требования к производственным мощностям участников рассматриваемой закупки.
Осуществление работ по месту нахождения Заказчика в существенной степени позволит максимально эффективно без нарушения клинического процесса осуществить ремонт, а также реализовать право, предусмотренное статьей 715 Гражданского кодекса Российской Федерации проверять ход и качество выполняемых работ. Помимо этого, принимая во внимание, что на данный вид работ полностью распространяются положения ГК РФ о договоре подряда, в силу пункта 1 статьи 702 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его, при этом для выполнения работ по контракту в помещение осуществляется допуск исполнителя в соответствии с положениями статьи 718 ГК РФ, в соответствии с которой Заказчик обязан в случаях, в объеме и порядке, предусмотренных договором подряда, оказывать подрядчику содействие в выполнении работ.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что Заказчик в соответствии со статьёй 296 ГК РФ пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, следовательно, отсутствует передача прав на недвижимое имущество в безвозмездное пользование.
Таким образом, Заказчик провел закупку в соответствии с нормами Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного довод Заявителя является необоснованным.
2. Относительно второго довода жалобы, Комиссия Управления сообщает следующее.
Согласно пунктам 1-2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно разделу "Перечень применяемых при ремонте запасных частей" технического задания установлено следующее:
N п/п |
Наименование запасной части |
Технические, качественные, функциональные характеристики запасной части |
Единица измерения |
Количество |
1 |
Сопло вода/воздух |
Полная совместимость с видеоколоноскопом Pentax EC-3890LK, сер. N H120821 Диаметр: 1,9 мм Длина: 2,0 мм Каталожный номер завода-производителя D756-SA010 |
Штука |
2 |
2 |
Трубка вода/воздух/Jet |
Полная совместимость с видеоколоноскопом Pentax EC-3890LK, сер. N H120821 Диаметр: 2,07 мм Каталожный номер завода-производителя D106-AA011 |
Штука |
2 |
3 |
Трубка воздух |
Полная совместимость с видеоколоноскопом Pentax EC-3890LK, сер. N H120821 Диаметр: 1,77 мм Каталожный номер завода-производителя D086-AA008 |
Штука |
1 |
4 |
Резина изгибаемой части |
Полная совместимость с видеоколоноскопом Pentax EC-3890LK, сер. N H120821 Диаметр: 12,6 мм Каталожный номер завода-производителя D013-SA011-B |
Штука |
1 |
5 |
Канал операционный |
Полная совместимость с видеоколоноскопом Pentax EC-3890LK, сер. N H120821 Диаметр: 4,2 мм Каталожный номер завода-производителя D483-U5050-1 |
Штука |
1 |
6 |
Объектив |
Полная совместимость с видеоколоноскопом Pentax EC-3890LK, сер. N H120821 Диаметр: 3,0 мм Каталожный номер завода-производителя D890-U5040-2 |
Штука |
1 |
7 |
Защитник |
Полная совместимость с видеоколоноскопом Pentax EC-3890LK, сер. N H120821 Длина: 75 мм |
Штука |
1 |
Согласно пунктам 8 - 11 раздела общие требования технического задания установлено следующее:
8. Услуга оказывается в соответствии с действующими нормами: Письмо Министерства здравоохранения Российской Федерации от 27 октября 2003 г. N293-22/233 "О введении в действие методических рекомендаций "Техническое обслуживание медицинской техники", требованиями и рекомендациями фирмы-изготовителя оборудования, подлежащего ремонту.
9. Услуга по проведению ремонта оказывается комплектами инструментов и средствами измерений Исполнителя в соответствии с рекомендациями, регламентом и методиками, разработанными и утвержденными фирмой-изготовителем оборудования, подлежащего ремонту.
10. Исполнитель должен иметь полный комплект действующей нормативной, технической и эксплуатационной документации, необходимой для проведения работ по ремонту медицинского изделия.
11. Услуга по проведению ремонта оказывается согласно требованиям, установленным нормативной, технической и эксплуатационной документации производителя (изготовителя).
Согласно пунктам 1-3 требования к запасным частям технического задания установлено:
1. При выполнении работ должны быть применены запасные части, предусмотренные действующей эксплуатационной и технической документацией изготовителя (производителя).
2. Использование аналогов запасных и расходных материалов допустимо при сохранении заводских параметров работы медицинского изделия и подтверждении обеспечения требований безопасности одним из следующих способов:
1. Подтверждением безопасности и совместимости со стороны производителя основного медицинского изделия или держателя регистрационного удостоверения на основное медицинское изделие в Российской Федерации;
2. Отдельным регистрационным свидетельством на медицинское изделие, выданным в отношении таких запасных и расходных материалов.
3. Запасные части должны быть новыми, не бывшими в эксплуатации, не прошедшими ремонтно-восстановительные работы, т.е. у них не осуществлялась замена составных частей, не восстанавливались потребительские свойства, в том числе они не должны быть изготовлены из бывших в употреблении компонентов и блоков.
17.07.2019 г. Федеральным агентством по техническому регулированию, утвержден и введен в действие ГОСТ Р 58451-2019 Изделия медицинские. Обслуживание техническое. Основные положения, регламентирующий основные требования к техническому обслуживанию медицинских изделий.
Таким образом, устанавливая требование в отношении запасных частей:
"Использование аналогов запасных и расходных материалов допустимо при сохранении заводских параметров работы медицинского изделия и подтверждении обеспечения требований безопасности одним из следующих способов:
- подтверждением безопасности и совместимости со стороны производителя основного медицинского изделия или держателя регистрационного удостоверения на основное медицинского изделия в Российской Федерации;
- отдельным регистрационным свидетельством на медицинское изделие, выданным
в отношении таких запасных и расходных материалов.".
Техническое задание оформлено согласно раздела 12 Запасные части и расходные материалы. ГОСТ Р 58451-2019 Изделия медицинские. Обслуживание техническое. Основные положения. Данное требование ГОСТ, в отношении документов на запасные части, не является императивным, а представляет выбор, и направлено на защиту применения медицинского изделия по назначению, в соответствии с п. 1 ст. 38 Федерального закона от 21 ноября 2011 года "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначении.
Кроме того, предоставление документов по пункту 2 раздела Требование к запасным частям происходит на этапе исполнения контракта, а не подачи заявок.
Указание заявителя, что требования в техническом задании установлены в целях допуска к участию в закупке только участников, обладающих оригинальными запасными частями, что ограничивает конкуренцию несостоятельны ввиду возможности использования аналоговых запасных частей в случаи если данная возможность предусмотрена в эксплуатационной документации на оборудование.
3. Относительно третьего довода жалобы Комиссия Управления поясняет следующее.
В соответствии с частями 3-4 статьи 65 Закона о контрактной системе Любой участник электронного аукциона, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно разъяснения положений аукционной документации размещенным в ЕИС 16.04.2021 16:08 (МСК+2) разъяснения Заказчика не содержат предмет запроса, таким образом, Заказчиком нарушено положение части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, данное нарушение Заказчика не повлияло на результат определения поставщика
Довод Заявителя является обоснованным.
В соответствии с пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Таким образом, Комиссия Управления пришла к выводу, что выявленное нарушение не повлияло на результат определения поставщика, предписание не выдавать.
Жалоба ООО "Праид Мед Сервис" (ИНН 7802683724 ОГРН: 1197847005773) от 22.04.2021 N3542-ЭП/21 рассмотрена Комиссией Управления в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и Административного регламента ФАС России от 19 ноября 2014 N727/14 по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Праид Мед Сервис" (ИНН 7802683724 ОГРН: 1197847005773) от 22.04.2021 N3542-ЭП/21 на действия Заказчика - Бюджетного учреждения Ханты-Мансийского Автономного округа - Югры "Пионерская районная больница",при проведении электронного аукциона на оказание услуг по ремонту видеоколоноскопа Pentax (извещение N 0387300125221000090) частично обоснованной (третий довод является обоснованным).
2. Признать в действиях Заказчика - Бюджетного учреждения Ханты-Мансийского Автономного округа - Югры "Пионерская районная больница" нарушение положения части 4 статьи 65 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Обязательное для исполнения предписание не выдавать по причине, указанной в мотивировочной части решения.
4. Передать уполномоченному должностному лицу Ханты-Мансийского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц, допустивших нарушение требований Закона о контрактной системе, к административной ответственности.
5. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Председателя Комиссии Миронов А.Г.
Члены Комиссии: Валиуллин Р.Р.
Моршель А.М.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 12 мая 2021 г. N 086/06/33-688/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.05.2021