Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок (далее по тексту - Комиссия) в составе:
Сидоровой М.Р. - заместителя начальника отдела контроля закупок, председателя Комиссии,
Холодилиной К.Д. - специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии
Глухова И.А. - специалиста 1 разряда отдела контроля закупок, члена Комиссии,
посредством использования интернет-видеоконференции, которая обеспечивает возможность участия сторон, в 09-30, при участии представителей:
- заказчика в лице Государственного казенного учреждения Свердловской области ''Хозяйственно-эксплуатационное управление министерства образования и молодежной политики Свердловской области''", обеспечившего подключение - Алексеевой Л.Г. (доверенность N 238 от 11.05.2021 г.), Сергеева М.В. (доверенность N237 от 11.05.2021 г.),
- уполномоченного органа в лице Департамента государственных закупок, обеспечившего подключение Кондрат Е.В. (доверенность б/н от 18.01.2021 г.),
- в отсутствие заявителя в лице ООО "Легион-ЮГ", уведомленного надлежащим образом о месте и времени заседание, не обеспечившего подключение,
рассмотрела жалобу ООО "Легион-ЮГ" о нарушении заказчиком в лице Государственного казенного учреждения Свердловской области ''Хозяйственно-эксплуатационное управление министерства образования и молодежной политики Свердловской области'' (Свердловская обл, Екатеринбург г, УЛИЦА 8 МАРТА, 176/А), Уполномоченным органом в лице Департамента государственных закупок Свердловской области (г. Екатеринбург, ул. Малышева, 101), его комиссией при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на Шифр:65-2021-нр5169 Поставку оборудования, расходных материалов, средств обучения и воспитания для создания и обеспечения функционирования центров образования естественно-научной и технологической направленностей "Точка роста" в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах Свердловской области (извещение N 0162200011821000551), Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со статьей 99, 106 Закона о контрактной системе,
У С Т А Н О В И Л А :
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступила жалоба ООО "Легион-ЮГ" (вх. N 01-12570 от 27.04.2021 г.) о нарушении заказчиком в лице Государственного казенного учреждения Свердловской области ''Хозяйственно-эксплуатационное управление министерства образования и молодежной политики Свердловской области'', Уполномоченным органом в лице Департамента государственных закупок Свердловской области, его комиссией при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на Шифр:65-2021-нр5169 Поставку оборудования, расходных материалов, средств обучения и воспитания для создания и обеспечения функционирования центров образования естественно-научной и технологической направленностей "Точка роста" в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах Свердловской области (извещение N 0162200011821000551), Закона о контрактной системе, соответствующая требованиям ст.105 Закона о контрактной системе.
В своей жалобе заявитель ООО "Легион-ЮГ" указал, что положения аукционной документации не соответствуют Закону о контрактной системе, просит признать жалобу обоснованной.
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном статьей 106 Закона о контрактной системе. Проведя анализ представленных материалов на рассмотрение жалобы, Комиссия пришла к следующим выводам.
19.04.2021 г. на официальном сайте опубликовано извещение о проведении аукциона в электронной форме N 0162200011821000551 и документация об аукционе на Шифр:65-2021-нр5169 Поставку оборудования, расходных материалов, средств обучения и воспитания для создания и обеспечения функционирования центров образования естественно-научной и технологической направленностей "Точка роста" в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах Свердловской области.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 86 197 439,80 рублей.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, информацию о наименовании и описании объекта закупки, условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В п. 10.2 Части I "Общая часть" аукционной документации, установлено, что детальное описание объекта закупки содержится в Части II "Описание объекта закупки".
В Части II "Описание объекта закупки" аукционной документации установлены требования к оказанию услуг, в том числе установлено следующее "Поставляемый Товар должен быть новым, не ранее 2020 года выпуска, технически исправным, без дефектов и повреждений, не подвергавшийся ремонту, не допускается поставка выставочных образцов, а также оборудования, собранного из восстановленных элементов, узлов и агрегатов.."
В п. 1.4 Части III "Проект контракта" аукционной документации установлено, что поставляемый Товар должен быть новым (который не был в употреблении, в ремонте, в том числе не был восстановлен, у которого не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства, не выставочный экземпляр, не ранее второго полугодия 2020 года выпуска).
Комиссией Свердловского УФАС России установлено, что в аукционной документации содержатся разночтения в части установления дат выпуска товара.
На заседании Комиссии представители заказчика пояснили, что потребности заказчика соответствует товар не ранее 2020 года выпуска.
Таким образом, заказчиком в проекте договора установлены сведения о дате выпуска товара (не ранее второго полугодия 2020 года выпуска), которые не соответствуют Части II "Описание объекта закупки" аукционной документации и не отвечают потребности заказчика, что нарушает положения ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе.
В данных действиях заказчика содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 16 ноября 2015 г. N 1236 установлен запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее Постановление N 1236).
В силу п. 2 Постановление N 1236 заказчик обязан Установить запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - реестр евразийского программного обеспечения), а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Заказчиком в закупочной документации не установлен запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств.
Согласно извещению, аукционной документации объектом закупки является Шифр:65-2021-нр5169 Поставка оборудования, расходных материалов, средств обучения и воспитания для создания и обеспечения функционирования центров образования естественно-научной и технологической направленностей ''Точка роста'' в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах Свердловской области.
Таким образом, заказчик закупает поставку оборудования расходных материалов, средств обучения и воспитания, что не является программным обеспечением для электронных вычислительных машин и баз данных, в связи с чем, заказчиком правомернов закупочной документации не установлен запрет на допуск программного обеспечения из иностранного государства согласно Постановлению N 1236.
В силу ч. 6 ст. 23 Закона о контактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 утверждены Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее Правила).
В соответствии с п. 4 Правил заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В силу п. 6 Правил в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
При этом, в Части II "Описание объекта закупки" аукционной документации содержится указание на распоряжение Минпросвещения России от 12.01.2021 N Р-6", которым утверждены методические рекомендации по созданию и функционированию в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, центров образования естественно-научной и технологической направленностей в рамках региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование", где установлены наименования позиций и краткие примерные технические характеристики.
На заседании Комиссии представители заказчика пояснили, что заказчик, разрабатывая аукционную документацию, а именно описание объекта закупки, руководствовался положениями вышеуказанного распоряжения.
Ввиду изложенного, в данных действия заказчика отсутствуют нарушения требований Закона о контактной системе.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:
2) требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с ч. 3 ст. 66 Закона о контактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 настоящей статьи, должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Пунктом 13.1 Части I "Общая часть" установлены требования к содержанию, составу заявки на участие в аукционе, а именно:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) наименование страны происхождения товара;
3) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии).Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Кроме того, в аукционной документацией установлено Приложение к "Инструкции по заполнению заявки на участие в закупке", где содержится форма:
N п/п |
Наименование товара |
Наименование показателя |
Содержание (значение) показателя |
Наименование страны происхождения |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|||
|
|
|||
_ |
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
Таким образом, заказчиком надлежащим образом в аукционной документации установлена обязанность участника закупки декларировать страну происхождения товаров, а также товарный знак (при наличии).
На основании вышеизложенного и руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу закупки ООО "Легион-Юг" признать частично обоснованной.
2. В действиях заказчика в лице Государственного казенного учреждения Свердловской области ''Хозяйственно-эксплуатационное управление министерства образования и молодежной политики Свердловской области" выявлено нарушение ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. В действиях уполномоченного органа, аукционной комиссии нарушений Закона о контрактной системе не выявлено.
4. Заказчику в лице Государственного казенного учреждения Свердловской области ''Хозяйственно-эксплуатационное управление министерства образования и молодежной политики Свердловской области", уполномоченному органу, аукционной комиссии выдать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
5. Обязать заказчика обеспечить явку должностного лица заказчика, ответственного за утверждение/разработку аукционной документации N 0162200011821000551 с документами, удостоверяющими личность, с документами, закрепляющими за данным лицом служебную обязанность по совершению таких действий, письменными объяснениями по обстоятельствам дела на составление протокола об административном правонарушении по адресу: г. Екатеринбург, ул. 8 Марта, 5 / Химиков, 3, 4 этаж, с объяснением по факту выявленного нарушения _______________________ 2021 г. в ____-____.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
М.Р. Сидорова |
Члены Комиссии |
К.Д. Холодилина |
|
И.А. Глухов |
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ | |
ПРЕДПИСАНИЕ N 066/06/64-1610/2021 об устранении нарушений законодательства о контрактной системе | |
г. Екатеринбург |
11.05.2021 г. |
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок в составе:
Сидоровой М.Р. - заместителя начальника отдела контроля закупок, председателя Комиссии,
Холодилиной К.Д. -специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии
Глухова И.А. -специалиста 1 разряда отдела контроля закупок, члена Комиссии,
на основании своего решения N 066/06/64-1610/2021 от 11.05.2021 г.,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1.Заказчику в лице Государственного казенного учреждения Свердловской области ''Хозяйственно-эксплуатационное управление министерства образования и молодежной политики Свердловской области", уполномоченному органу, аукционной комиссии в срок до 15 июня 2021 года устранить нарушение Закона о контрактной системе установленные решением N 066/06/64-1610/2021 от 11.05.2021 г., (извещение N 0162200011821000551), путем отмены всех составленных в ходе проведения аукциона протоколов, внесения изменений в аукционную документацию, в части устранения выявленных нарушений, продления срока подачи заявок и завершения процедуры проведения закупки в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
2.Оператору электронной торговой площадки, единой информационной системе обеспечить исполнение пункта 1 настоящего предписания.
3.Заказчику в лице Государственного казенного учреждения Свердловской области ''Хозяйственно-эксплуатационное управление министерства образования и молодежной политики Свердловской области" в срок до 20 июня 2021 года представить в Свердловское УФАС России копию документа, подтверждающего выполнение пункта 1 настоящего предписания, в том числе посредством факсимильной связи: (343) 377-00-84 или на адрес электронной почты: to66@fas.gov.ru.
Комиссия Свердловского УФАС России обращает внимание, что частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за невыполнение в установленный срок предписания предусмотрена административная ответственность.
Настоящее Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
М.Р. Сидорова |
Члены Комиссии |
К.Д. Холодилина |
|
И.А. Глухов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 11 мая 2021 г. N 066/06/64-1610/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.05.2021