Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Управление, Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
Врио руководителя Управления;
Членов Комиссии:
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок и торгов Управления;
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок и торгов Управления,
при участии в формате ВКС:
от Заявителя - представителя по доверенности;
от Заказчика - представителя по доверенности;
рассмотрев жалобу ООО ПК "Реквизит" (ИНН: 5050130646) на действия Заказчика - ОМВД РФ по городу Салехард (ИНН: 8901003097), при осуществлении закупки способом электронного аукциона на "Поставку химических имитаторов запахов трупных останков для кинологической службы", начальная (максимальная) цена контракта - 217 666,66 рублей (извещение N 0390100004021000026) на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок Российской Федерации - www.zakupki.gov.ru (далее - Аукцион, Официальный сайт) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя (вход. N 2271 от 21.04.2021) на действия Заказчика.
Заявитель считает, что положения аукционной документации противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение размещено в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) на Официальном сайте;
2) дата и время начала подачи заявок - 12.04.2021 14:58;
3) дата и время окончания подачи заявок - 21.04.2021 09:00;
4) дата окончания срока рассмотрения заявок - 22.04.2021;
5) дата проведения аукциона в электронной форме - 23.04.2021;
Жалоба подана в соответствии с Законом о контрактной системе, с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.
Из жалобы Заявителя следует, что
1. В Техническом задании отсутствуют конкретные показатели закупаемых товаров, а также ссылки на ГОСТы;
2. В Аукционной документации отсутствуют требования к продукции (список необходимых документов, подтверждающих законность, безопасность и качественность продукции);
3. В Аукционной документации отсутствуют список необходимых документов, которые обязательны для предоставления поставщиком, подтверждающие законность деятельности поставщика по поставке заявленной продукции (лицензионный договор).
В своих возражениях Заказчик пояснил, что
1. В Части 3. "Техническое задание" аукционной документации заказчиком установлены функциональные, технические и качественные характеристики поставляемых товаров.
В Российской Федерации не существует ГОСТа, определяющего химический состав и регламентирующего производство имитатора запаха трупных останков. В связи с чем, заказчиком были обобщены сведения из открытых источников об имитаторах запаха имитаторов трупных останков.
Поскольку заказчик не обладает специальными профессиональными знаниями в химии, а также с учетом отсутствия ГОСТ, регламентирующего химический состав имитаторов запаха, заказчиком были использованы обобщенные формулировки имитаторах запаха.
При этом, указание в аукционной документации условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара не предусмотренных техническими регламентами, могло привести к ограничению конкуренции и к нарушению п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Ссылка же на конкретные Технические условия производителя также могла привести к ограничению конкуренции.
Кроме того, при формировании начальной максимальной цены заказчиком были направлены запросы ценового предложения на поставку имитаторов запахов для кинологической службы и в том числе ООО "ПК "Реквизит".
В п. 65 прайс-листа ООО "ПК "Реквизит", направленном в ответ, отсутствует указание в соответствии с каким ГОСТом изготовлены имитаторы запахов трупных останков (копия прилагается).
2. В информационной карте аукционной документации в разделе "Требования к объему предоставления гарантий качества работ" указано: "Поставляемая продукция по своему качеству должна соответствовать требованиям ГОСТов, международным стандартам для данного вида товаров и подтверждаться сертификатами соответствия".
Вместе с тем, как уже приведено выше в Российской Федерации не существует ГОСТа, регламентирующего производство данного вида товаров, в связи с этим, поставщик вправе не предоставлять сертификатами соответствия при поставке товара.
В Аукционной документации нет ни одной ссылки на Единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, Единый перечень продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии утв. постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 N 982.
Из жалобы заявителя также следует, что Заказчик не дает никакой конкретики Поставщику, какие именно Заказчику требуются документы. Данное в свою очередь, может привести к тому, что, подписав данный контракт, Поставщик, будет обязан предоставить любые запрашиваемые документы Заказчиком, данное может спровоцировать ограничение конкуренции.
Ранее в рамках закупки "Поставка химических имитаторов запахов трупных останков, наркотических и взрывчатых веществ для кинологической службы" (извещение N0390100004021000013) ООО "ПК "Реквизит" поставило аналогичный товар, предоставив паспорт от 04.04.2021 и сертификат соответствия (копии прилагаются).
Заказчиком данный товар принят и оплачен (копия товарной накладной и платежного поручения прилагаются).
При этом, Заказчик не обязывал Поставщика, предоставить иные документы.
3. В соответствии с ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе, Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона. Заказчик считает данный довод необоснованным.
Таким образом, считаем, что Заказчик правомерно не установил требование о предоставлении лицензии или лицензионного договора.
В результате рассмотрения жалобы, представленных материалов и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
Согласно части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 указанного Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Исходя из смысла ч. 1, ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе потребности Заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.
Закупка на поставку химических имитаторов запахов трупных останков для кинологической службы направлена на своевременное и качественное выполнение задач и целей Заказчика.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Законом о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика в порядке Главы 6 Закона о контрактной системе.
В Части 3. "Техническое задание" аукционной документации Заказчиком установлены функциональные, технические и качественные характеристики поставляемых товаров.
Согласно Протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 21.04.2021 N0390100004021000026-1 было подано и допущено 2 (две) заявки участников.
Изучив жалобу Комиссия отмечает, что Заявитель не представил доказательств того, что требования технического задания документации об электронном аукционе нарушают права и законные интересы участников аукциона, а также, отсутствуют сведения о невозможности принять участие в закупке, Комиссия не усматривает в действиях Заказчика нарушений законодательства о контрактной системе.
Дополнительно, Комиссия сообщает, что при формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик услуг, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара, работы, услуги именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
В соответствии с правовой позиции, сформированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда РФ от 28.12.2010 N11017/10 по делу А06-6611/2009 основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Согласно Обзору судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утвержденному Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017 г. (далее - Обзор) в силу статьи 6 Закона о контрактной системе к числу основных принципов контрактной системы относятся принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и принцип эффективности осуществления закупки (эффективного использования источников финансирования), который должен соблюдаться наряду с принципом обеспечения конкуренции.
Возможное сужение круга участников закупки с одновременным повышением эффективности использования финансирования (обеспечением его экономии), исходя из положений пункта 1 статьи 1 Закона о контрактной системе, не может само по себе рассматриваться в качестве нарушения требований Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Более того, согласно пункту 1 Обзора по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
2. Согласно информационной карте аукционной документации в разделе Требования к объему предоставления гарантий качества работ указано, что "Поставляемая продукция по своему качеству должна соответствовать требованиям ГОСТов, международным стандартам для данного вида товаров и подтверждаться сертификатами соответствия".
На заседании Комиссии Заказчик пояснил, что в Российской Федерации не существует ГОСТа, регламентирующего производство данного вида товаров, в связи с этим, поставщик вправе не предоставлять сертификаты соответствия при поставке товара.
Также Заказчик сообщил, что ранее в рамках закупки "Поставка химических имитаторов запахов трупных останков, наркотических и взрывчатых веществ для кинологической службы" (извещение N0390100004021000013) Заявитель поставлял аналогичный товар, предоставив паспорт от 04.04.2021 и сертификат соответствия (копии прилагаются). Заказчиком данный товар принят и оплачен (копия товарной накладной и платежного поручения прилагаются). При этом, Заказчик не обязывал Поставщика, предоставить иные документы.
Изучив документацию Комиссия установила, что в аукционной документации отсутствуют ссылки на Единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, Единый перечень продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии утв. постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 N 982.
Таким образом Комиссия, изучив материалы дела, пришла к выводу, что со стороны Заказчика отсутствуют нарушения положений Закона о контрактной системе, а, следовательно, довод Заявителя является необоснованным.
3. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок при осуществлении закупки заказчик устанавливает единое требование к участникам закупки - соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе, Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" установлен перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии.
Объектом данной закупки является поставка имитаторов товаров, указанных в Техническом задании и обязательному лицензированию согласно Федеральному закону "О лицензировании отдельных видов деятельности" не подлежит.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу, что Заказчик правомерно не установил требование о предоставлении лицензии или лицензионного договора на закупаемый товар, а довод Заявителя не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
Руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО ПК "Реквизит" (ИНН: 5050130646) на действия Заказчика - ОМВД РФ по городу Салехард (ИНН: 8901003097), при осуществлении закупки способом электронного аукциона на "Поставку химических имитаторов запахов трупных останков для кинологической службы", начальная (максимальная) цена контракта - 217 666,66 рублей (извещение N 0390100004021000026), необоснованной.
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 28 апреля 2021 г. N 089/06/64-191/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.05.2021