Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, (далее - Комиссия, Управление) в составе:
Председателя Комиссии:
руководителя Управления,
Членов Комиссии:
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок и торгов Управления;
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок и торгов Управления,
рассмотрев жалобу ИП Данишевский М.О. (ИНН: 890515879945) (далее - Заявитель) на действия Администрации Пуровского района (ИНН 8911003762) (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на "поставку и распределение топливных дров лицам, ведущим традиционный образ жизни коренных малочисленных народов Севера", начальная (максимальная) цена контракта - 5 215 035,22 рублей, (извещение N 0190300001321000217) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя (вход. N 2368 от 26.04.2021) на действия Заказчика.
Заявитель считает, что действия Заказчика противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Заказчик с доводами Заявителя не согласился, представил возражения и сообщил, что при проведении закупки, Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение размещено в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) на Официальном сайте;
2) дата и время начала срока подачи заявок - 18.03.2021 17:19;
3) дата и время окончания срока подачи заявок - 29.03.2021 09:00;
4) дата окончания срока рассмотрения заявок на участие - 30.03.2021;
5) дата проведения аукциона в электронной форме - 31.03.2021.
Жалоба подана в соответствии с Законом о контрактной системе, с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.
Из жалобы Заявителя следует, что Заказчик отменил заключение подписанного контракта 01903000013210002170001 от 07.04.2021, ссылаясь на отсутствие банковской гарантии. Отказ считает не правомерным, так как все условия протокола подписания контракта были соблюдены, в том числе своевременное предоставление банковской гарантии в качестве обеспечения контракта. В противном случае при отсутствии банковской гарантии подписание контракта было бы технически невозможным. Реестровый номер банковской гарантии 04E38911003762210006 был доступен на электронной площадке для Заказчика 5 апреля для подписания контракта.
В своих возражениях на жалобу Заказчик пояснил, что 05 апреля 2021 года участник закупки соответствующим образом подписал усиленной электронной подписью проект контракта и разместил на электронной площадке Сбербанк- АСТ. В качестве документа подтверждающего предоставление обеспечения исполнения контракта участник закупки предоставил гарантийное письмо от 05.04.2021 N 28 и платежное поручение от 01.04.2021 N 64 об уплате комиссии банку за оформление банковской гарантии (скриншот действий участника закупки прилагается). Данные документы не соответствует требованиям Закона и не могут рассматриваться как документы, подтверждающие предоставление обеспечения исполнения контракта.
Сам документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, а именно: банковская гарантия, направлен заказчику (прикреплен) вместе с проектом контракта не был.
Законом предусмотрено предоставление при заключении контракта непосредственно документа, подтверждающего предоставление обеспечения исполнения контракта, а не только указание его реквизитов.
При этом документ (банковская гарантия) должен содержать все сведения, предусмотренные статьей 45 Закона.
При принятии решения заказчик трактовал нормы Закона буквально. Буквальное трактование норм права означает полное соответствие словесного выражения нормы права с ее действительным смыслом.
Заказчик принял решение о признании участника закупки не предоставившим документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, и, соответственно, уклонившимся от заключения контракта, во избежание нарушения норм Закона при его прямом прочтении и последующей ответственности заказчика за такое нарушение. Какого-либо умысла в действиях заказчика не содержится.
С учетом принятого решения заказчиком 12.04.2021 был размещен протокол признания участника закупки уклонившимся от заключения контракта от 09.04.2021 (скриншот действий заказчика прилагается).
Проанализировав материалы дела, доводы на жалобу, пояснения представителя Заказчика, проведя, в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, внеплановую проверку соблюдения Заказчиком требований Закона о контрактной системе при осуществлении вышеуказанной закупки, Комиссия пришла к следующим выводам.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчиком, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта.
В соответствии с частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта, гарантийные обязательства могут обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, срок действия банковской гарантии определяются в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. При этом срок действия банковской гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой банковской гарантией, не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона.
Согласно требованиям части 4 статьи 96 Закона о контрактной системе контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом.
При этом, согласно части 5 статьи 96 Закона о контрактной системе в случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.
В соответствии с частью 6 статьи 96 Закона о контрактной системе в случае установления заказчиком в соответствии с настоящей статьей требования обеспечения исполнения контракта размер такого обеспечения устанавливается в соответствии с настоящим Федеральным законом в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом в размере от одной второй процента до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, за исключением случаев, предусмотренных частями 6.1 и 6.2 настоящей статьи. При этом, если:
1) контрактом предусмотрена выплата аванса, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается не менее чем в размере аванса, за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 настоящей части;
2) аванс превышает тридцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса;
3) в соответствии с законодательством Российской Федерации расчеты по контракту в части выплаты аванса подлежат казначейскому сопровождению, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается заказчиком от начальной (максимальной) цены контракта (от цены контракта в случае, предусмотренном частью 6.2 настоящей статьи при заключении контракта по результатам определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона), уменьшенной на размер такого аванса.
В пункте 17 Документации Заказчиком установлено, что размер обеспечения исполнения контракта составляет 1% от начальной (максимальной) цены муниципального контракта, что составляет 52 150 (пятьдесят две тысячи сто пятьдесят) рублей 35 копеек (далее - ОИК).
В соответствии с частью 2 статьи 83.2 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанных в части 12 статьи 54.7, части 8 статьи 69, части 8 статьи 82.4, части 23 статьи 83.1 настоящего Федерального закона протоколов заказчик размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения с использованием единой информационной системы в проект контракта, прилагаемый к документации или извещению о закупке, цены контракта (за исключением части 2.1 настоящей статьи), предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, либо предложения о цене за право заключения контракта в случае, предусмотренном частью 23 статьи 68 настоящего Федерального закона, а также включения представленной в соответствии с настоящим Федеральным законом информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара, стране происхождения товара), информации, предусмотренной пунктом 2 части 4 статьи 54.4, пунктом 7 части 9 статьи 83.1 настоящего Федерального закона, указанных в заявке, окончательном предложении участника электронной процедуры.
В соответствии с частью 3 статьи 83.2 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры подписывает усиленной электронной подписью указанный проект контракта, размещает на электронной площадке подписанный проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, если данное требование установлено в извещении и (или) документации о закупке, либо размещает протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи. В случае, если при проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме или электронного аукциона цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги снижены на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги, победитель соответствующей электронной процедуры одновременно предоставляет обеспечение исполнения контракта в соответствии с частью 1 статьи 37 настоящего Федерального закона или обеспечение исполнения контракта в размере, предусмотренном документацией о соответствующей электронной процедуре, и информацию, предусмотренные частью 2 статьи 37 настоящего Федерального закона, а также обоснование цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги в соответствии с частью 9 статьи 37 настоящего Федерального закона при заключении контракта на поставку товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (продовольствия, средств для скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственных средств, топлива).
02.04.2021 Заказчиком посредством официального сайта проект контракта на поставку и распределение топливных дров лицам, ведущим традиционный образ жизни коренных малочисленных народов Севера (далее - Проект контракта) был направлен победителю электронного аукциона - Заявителю.
Таким образом, в соответствии с положениями части 3 статьи 83.2 и части 4 статьи 96 Закона о контрактной системе, в срок до 07.04.2021 (включительно) Заявитель должен был подписать со своей стороны Проект контракта и предоставить ОИК.
В соответствии с частью 13 статьи 83.2 Закона о контрактной системе победитель электронной процедуры (за исключением победителя, предусмотренного частью 14 настоящей статьи) признается заказчиком уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные настоящей статьей, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени такого победителя, или не направил протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи, или не исполнил требования, предусмотренные статьей 37 настоящего Федерального закона (в случае снижения при проведении электронного аукциона или конкурса цены контракта на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта). При этом заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем признания победителя электронной процедуры уклонившимся от заключения контракта, составляет и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы протокол о признании такого победителя уклонившимся от заключения контракта, содержащий информацию о месте и времени его составления, о победителе, признанном уклонившимся от заключения контракта, о факте, являющемся основанием для такого признания, а также реквизиты документов, подтверждающих этот факт.
Как было указано выше, частью 5 статьи 96 Закона о контрактной системе установлено, что в случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.
05.04.2021 победитель рассматриваемого электронного аукциона - Заявитель подписал направленный ему Проект контракта, а также предоставил ОИК.
В качестве документа подтверждающего предоставление ОИК участник закупки предоставил гарантийное письмо от 05.04.2021 N 28, платежное поручение от 01.04.2021 N 64 об уплате комиссии банку за оформление банковской гарантии и реестровый номер банковской гарантии 04E38911003762210006.
09.04.2021 Заказчиком был составлен Протокол об уклонении с указанием причины признания участника уклонившимся от заключения контракта: 05 апреля 2021 года участник закупки соответствующим образом подписал усиленной электронной подписью проект контракта и разместил на электронной площадке Сбербанк- АСТ. В качестве документа подтверждающего предоставление обеспечения исполнения контракта участник закупки предоставил гарантийное письмо от 05.04.2021 N 28 и платежное поручение от 01.04.2021 N 64 об уплате комиссии банку за оформление банковской гарантии (скриншот действий участника закупки прилагается). Данные документы не соответствует требованиям Закона и не могут рассматриваться как документы, подтверждающие предоставление обеспечения исполнения контракта. Сам документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, а именно: банковская гарантия, направлен заказчику (прикреплен) вместе с проектом контракта не был.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Законом о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика в порядке Главы 6 Закона о контрактной системе.
Заявитель явку представителей на заседание комиссии не обеспечил, а также не представил достаточных доказательств об обоснованности своих доводов.
Из всего вышеизложенного следует, что решение Заказчика о признании Заявителя уклонившимся от заключения контракта является правомерным, а жалоба является необоснованной.
Руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ИП Данишевский М.О. (ИНН: 890515879945) на действия Администрации Пуровского района (ИНН 8911003762) при проведении электронного аукциона на "поставку и распределение топливных дров лицам, ведущим традиционный образ жизни коренных малочисленных народов Севера", начальная (максимальная) цена контракта - 5 215 035,22 рублей, (извещение N 0190300001321000217), необоснованной.
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 11 мая 2021 г. N 089/06/83.2-202/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.05.2021