Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия, антимонопольный орган) в составе:
рассмотрев посредством системы видеоконференции "True Conf" в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе, Закон N44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утв. Приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014 жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Монолит" на действия заказчика Администрации Уватского сельского поселения Уватского муниципального района Тюменской области при проведении электронного аукциона на благоустройство территории "Парк и площадь Нефтяников", расположенной по адресу: Россия, Тюменская область, Уватский район, с. Уват (реестровый номер закупки 0167300024521000098),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее - Тюменское УФАС России) 28.04.2021 (время: 21:56) поступила жалоба ООО "Монолит" на действия заказчика Администрации Уватского сельского поселения Уватского муниципального района Тюменской области при проведении электронного аукциона на благоустройство территории "Парк и площадь Нефтяников", расположенной по адресу: Россия, Тюменская область, Уватский район, с. Уват.
Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным статьёй 105 Закона о контрактной системе, и принята к рассмотрению. Уведомления о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы направлены в адрес заявителя, заказчика, уполномоченного органа. Информация о содержании жалобы, времени и месте ее рассмотрения размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Заявитель в поступившей жалобе приводит следующие доводы:
Первый довод. Пунктом 11 извещения о проведении электронного аукциона предусмотрены ограничения для участия в закупке, в соответствии с требованиями части 3 статьи 30 Закона о контрактной системе, однако заказчик устанавливает в пункте 8.3 проекта муниципального контракта размер обеспечения исполнения контракта с нарушением требований части 6 статьи 96 Закона о контрактной системе.
Второй довод. Заказчиком в проекте муниципального контракта установлен размер штрафа за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе в нарушение требований пункта 4 Постановления Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042, а также статьи 34 Закона о контрактной системе.
Заказчиком представлены письменные возражения на жалобу заявителя (вх.N 4631 от 11.05.2021) которые приобщены к материалам дела, согласно которым в документации об электронном аукционе N АЭ-0002/21 в пункте 19.1 извещения о проведении электронного аукциона, а также в пункте 13.1 информационной карты аукционной документации предусмотрен размер обеспечения исполнения контракта. Также в проект контракта включены обязательные условия об ответственности заказчика и поставщика в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе. Заказчик просит признать жалобу ООО "Монолит" необоснованной, а также рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Исследовав материалы дела и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия приходит к следующим выводам.
Из материалов дела усматривается, что Администрация Уватского муниципального района Тюменской области являясь уполномоченным органом, выступила организатором проведения электронного аукциона на благоустройство территории "Парк и площадь Нефтяников", расположенной по адресу: Россия, Тюменская область, Уватский район, с. Уват, с начальной (максимальной) ценой контракта 15 695 640,00 рублей, в интересах заказчика Администрации Уватского сельского поселения Уватского муниципального района Тюменской области.
Информация об электронном аукционе была размещена 22.04.2021 на официальном сайте ЕИС в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки 0167300024521000098.
Адрес электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" определенной для проведения электронного аукциона http://www.sberbank-ast.ru.
В соответствии с частью 1 статьи 12 Закона о контрактной системе государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с частью 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с частью 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
По первому доводу жалобы заявителя Комиссией установлено следующее.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, информацию о размере обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
В соответствии с частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В соответствии с пунктом 4 статьи 42 Закона о контрактной системе согласно пункту 4 статьи 42 Закона о контрактной системе, в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленное в соответствии с настоящим Федеральным законом (в случае, если такое ограничение установлено заказчиком).
В соответствии с частью 6 статьи 96 Закона о контрактной системе в случае установления заказчиком в соответствии с настоящей статьей требования обеспечения исполнения контракта размер такого обеспечения устанавливается в соответствии с настоящим Федеральным законом в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом в размере от одной второй процента до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, за исключением случаев, предусмотренных частями 6.1 и 6.2 настоящей статьи. При этом, если:
1) контрактом предусмотрена выплата аванса, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается не менее чем в размере аванса, за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 настоящей части;
2) аванс превышает тридцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса;
3) в соответствии с законодательством Российской Федерации расчеты по контракту в части выплаты аванса подлежат казначейскому сопровождению, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается заказчиком от начальной (максимальной) цены контракта (от цены контракта в случае, предусмотренном частью 6.2 настоящей статьи при заключении контракта по результатам определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона), уменьшенной на размер такого аванса.
В соответствии с частью 6.2 статьи 96 Закона о контрактной системе если контракт заключается по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона и заказчиком установлено требование обеспечения исполнения контракта, размер такого обеспечения устанавливается в соответствии с частями 6 и 6.1 настоящей статьи от цены контракта, по которой в соответствии с настоящим Федеральным законом заключается контракт.
Таким образом, часть 6.2 статьи 96 Закона о контрактной системе является специальной правовой нормой по отношению к части 6 статьи 96 Закона о контрактной системе и применяется в случае, если контракт заключается по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе, при этом размер такого обеспечения устанавливается в зависимости от цены контракта.
Пунктом 11 извещения о проведении электронного аукциона предусмотрены ограничения участия в электронном аукционе: устанавливаются в соответствии со статьёй 30 Закона о контрактной системе, то есть закупка проводится среди субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.
Пунктом 19.1 извещения о проведении электронного аукциона предусмотрен размер обеспечения исполнения контракта: 6 % от цены контракта.
Поскольку в извещении о проведении электронного аукциона установлено требование обеспечения исполнения контракта, а также учитывая, что закупка осуществляется среди субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, то размер такого обеспечения должен быть установлен в зависимости от цены по которой будет заключаться контракт.
Пунктом 8.3 проекта муниципального контракта предусмотрено, что размер обеспечения исполнения контракта составляет % процентов от начальной (максимальной) цены контракта. В случае если предложенная участником закупки цена контракта снижена на 25% и более по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, обеспечение исполнения контракта предоставляется в соответствии со статьей 37 Закона о контрактной системе.
Заказчиком в нарушение требований части 6.2 статьи 96 Закона о контрактной системе в пункте 8.3 проекта муниципального контракта установлен размер обеспечения исполнения контракта в зависимости от начальной (максимальной) цены контракта, а не от цены по которой будет заключаться контракт, что в свою очередь указывает на признаки состава административного правонарушения предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Указанный довод жалобы заявителя Комиссия полагает признать обоснованным.
По второму доводу жалобы заявителя Комиссией установлено следующее.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
В соответствии с частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Статьёй 34 Закона о контрактной системе предусмотрены требования, предъявляемые к составлению, содержанию и заключению контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Частью 8 статьи 34 Закона о контрактной системе предусмотрено, что штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством РФ, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов.
Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042 "Об утверждении правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), о внесении изменений в Постановление Правительства РФ от 15.05.2017 N 570 и признании утратившим силу Постановления Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063" установлен порядок определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком, а также поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом.
Подпунктом "д" пункта 2 Постановления Правительства РФ от 02.08.2019 N 1011 "О внесении изменений в Постановление Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042" внесены изменения в пункт 4 Постановления Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042, согласно которым за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в размере 1 процента цены контракта (этапа), но не более 5 тыс. рублей и не менее 1 тыс. рублей.
Стоит отметить, что в ранее действовавшей редакции пункта 4 Постановления Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042 (редакция от 30.08.2017) штраф определялся в виде фиксированной суммы в виде дифференцированного размера процента цены контракта в зависимости от цены контракта (этапа).
Изменения, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 N 1011, не распространяются на закупки, извещения (приглашения) о которых размещены в ЕИС в сфере закупок до 14.08.2019.
Извещение о проведении рассматриваемой закупки размещено заказчиком в ЕИС в сфере закупок 22.04.2021, следовательно, изменения утвержденные Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 N 1011 распространяются на рассматриваемую закупку.
Пунктом 11 извещения о проведении электронного аукциона предусмотрены ограничения участия в электронном аукционе: устанавливаются в соответствии со статьёй 30 Закона о контрактной системе, то есть закупка проводится среди субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.
Учитывая, что рассматриваемая закупка осуществляется среди субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, следовательно, при установлении ответственности сторон заказчик должен был руководствоваться действующей (актуальной) редакцией пункта 4 Постановления Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042.
Пунктом 9.5 проекта муниципального контракта предусмотрено, что за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в следующем порядке:
а) 10 процентов цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 процентов цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно).
Комиссия Тюменского УФАС России отмечает, что установленный заказчиком в пункте 9.5 проекта муниципального контракта порядок определения размера штрафа, начисляемого за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе, не соответствует действующей (актуальной) редакции пункта 4 Постановления Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042.
Таким образом, в действиях заказчика усматривается нарушение части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, пункта 4 Постановления Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042, что в свою очередь указывает на признаки состава административного правонарушения предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Указанный довод жалобы заявителя Комиссия полагает признать обоснованным.
В соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Тюменским УФАС России проведена внеплановая проверка, в ходе проведения которой установлено следующее.
В соответствии с частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В соответствии с частью 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка РФ от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042 "Об утверждении правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), о внесении изменений в Постановление Правительства РФ от 15.05.2017 N 570 и признании утратившим силу Постановления Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063" установлен порядок определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком, а также поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом.
Пунктом 12 Постановления Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042 предусмотрено, что общая сумма начисленных штрафов за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта.
Комиссией Тюменского УФАС России установлено, что в проекте муниципального контракта отсутствует порядок определения общей суммы начисленных штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом.
Таким образом, муниципальным заказчиком не установлена ответственность за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательства, предусмотренного контрактом, что нарушает требования части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе, пункта 12 Постановления Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042, что в свою очередь указывает на наличие признаков административного правонарушения предусмотренных частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона N АЭ-0002/21 от 30.04.2021 по итогам рассмотрения вторых частей заявок с идентификационными номерами 252, 165, 96 победителем электронного аукциона признан Гречин Иван Александрович (идентификационный номер заявки 252) с предложением по цене контракта 15 146 292,60 рублей.
По состоянию на 12.05.2021 (дата рассмотрения дела Комиссией Тюменского УФАС России) закупка находится в стадии заключения контракта (11.05.2021 проект контракта размещен заказчиком в ЕИС в сфере закупок, а также на электронной площадке для подписания победителем закупки).
Учитывая, что допущенные заказчиком нарушения законодательства о контрактной системе имеют существенный характер, в этой связи Комиссия Тюменского УФАС России решила выдать в адрес заказчика обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений законодательства о контрактной системе. Заказчику надлежит аннулировать процедуру заключения контракта, внести изменения в проект муниципального контракта, с учетом позиции изложенной в настоящем решении по делу и в дальнейшем направить измененный проект контракта для подписания победителю закупки.
При этом, оператору электронной площадки АО "Сбербанк-АСТ" надлежит обеспечить техническую возможность исполнения выданного предписания по делу.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктами 3.34, 3.36 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы (утв. Приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014),
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Монолит" на действия заказчика Администрации Уватского сельского поселения Уватского муниципального района Тюменской области при проведении электронного аукциона на благоустройство территории "Парк и площадь Нефтяников", расположенной по адресу: Россия, Тюменская область, Уватский район, с. Уват (реестровый номер закупки 0167300024521000098) обоснованной.
2. Признать заказчика - Администрацию Уватского сельского поселения Уватского муниципального района Тюменской области нарушившей часть 5, часть 8 статьи 34, часть 6.2 статьи 96 Закона о контрактной системе, пункт 4, пункт 12 Постановления Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042.
3. Выдать в адрес заказчика обязательное для исполнения предписание.
4. Оператору электронной площадки АО "Сбербанк-АСТ" надлежит обеспечить техническую возможность исполнения выданного предписания по делу.
5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тюменского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ответственного должностного лица заказчика утвердившего документацию о закупке.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 12 мая 2021 г. N 072/06/44/81/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.05.2021