Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее - Комиссия Якутского УФАС России), в составе:
<_>. - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
<_>. - главного государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
<_>. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
при отсутствии:
заказчика муниципального учреждения "Комитет имущественных отношений" МО "город Ленск" Республики Саха (Якутия) (далее также - МУ "КИО" МО "г.Ленск" РС(Я), заказчик): не участвовали, уведомлены надлежащим образом;
заявителя общества с ограниченной ответственностью "Научно-технический центр "Победа" (далее - ООО "Научно-технический центр "Победа", заявитель): не участвовали, уведомлены надлежащим образом;
рассмотрев жалобу ООО "НТЦ "Победа" на действия (бездействие) заказчика МУ "Комитет имущественных отношений" МО "Город Ленск" Республики Саха (Якутия) при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по разработке схем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения и электросетевого хозяйства города Ленск Ленского района Республики Саха (Якутия) (извещение N 0816300009421000025), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014 г.
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "НТЦ "Победа" на действия (бездействие) заказчика.
Из текста жалобы заявителя следует, что:
1) Заказчиком незаконно объединены работы в один предмет закупки;
2) Заказчиком неправомерно установлено требование о наличии действующей лицензии на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну.
Просят признать жалобу обоснованной.
Из письменных пояснений заказчика следует, что с жалобой не согласны.
Просят признать жалобу необоснованной.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), изучив имеющиеся в деле документы, считает жалобу ООО "НТЦ "Победа" необоснованной на основании следующего.
Довод жалобы заявителя о том, что заказчиком незаконно объединены работы в один предмет закупки, признан необоснованным на основании следующего.
В соответствии с требованиями Технического задания целью и результатом Работ является создание и обеспечение функционирования муниципальной геоинформационной системы в сфере ЖКХ города Ленска Республики Саха (Якутия), включающей в себя актуальные данные фактического состояния систем теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и электросетевого хозяйства.
Выполнение Работ, предусмотренных требованиями технического задания, осуществляется на основании:
- Указа Президента РФ от 09.05.2017 N 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы";
- Ведомственного проекта Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации "Умный город" в составе национальной программы "Цифровая экономика";
- Федеральным законом N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.1-2003;
- Указа Главы Республики Саха (Якутия) от 06 декабря 2019 года N 871 "О государственной программе Республики Саха (Якутия) "Инновационное и цифровое развитие в Республике Саха (Якутия) на 2020 - 2024 годы".
Из пояснений заказчика следует, что на основании вышеперечисленных нормативно-правовых актов и общего принципа их формирования, Муниципальное учреждение "Комитет имущественных отношений" муниципального образования "Город Ленск" в данном конкурсе создаёт единую муниципальную геоинформационную систему, которая позволяет решать следующие задачи:
- технологичность и связанность городской инфраструктуры;
- повышение качества управления городскими ресурсами;
- комфортная и безопасная среда;
- акцент на экономической эффективности, в том числе, сервисной составляющей городской среды.
Что в полном объёме соответствует реализации принципов построения Умного ЖКХ и широкого внедрения передовых цифровых и инженерных решений в городской и коммунальной инфраструктуре на основании Государственной программы Республики Саха (Якутия) "Инновационное и цифровое развитие в Республике Саха (Якутия) на 2020 - 2024 годы".
В п.11 Технического задания представлены элементы (производные) системы, являющиеся единым взаимосвязанным проектом - проектом муниципальной геоинформационной системы в сфере ЖКХ (далее также - МГС).
Функциональная и технологическая связь элементов МГС:
1. Электронные гидравлические модели коммунальных систем
В соответствии с требованиями Технического задания по геоинформационному взаимодействию субъектов муниципального управления коммунальной инфраструктуры МГС должна:
- Обеспечить механизм наглядного отображения данных систем теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и электросетевого хозяйства, механизм вывода подробной информации по каждому объекту систем коммунальной инфраструктуры;
- Создать условия, обеспечивающие свободный доступ органов местного самоуправления, организаций, граждан к пространственным данным систем коммунальной инфраструктуры города Ленска Республики Саха (Якутия) посредством МГС.
Механизм наглядного отображения в МГС данных системы теплоснабжения включает возможность визуализации следующих данных:
- источники теплоснабжения;
- трассировка трубопроводов;
- тепловые камеры;
- подключенные и отключенные потребители тепловой энергии;
- тепловые пункты;
- расчетные характеристики работы тепловой сети;
- расчетные характеристики нагрузок потребителей.
Механизм наглядного отображения в МГС данных системы водоснабжения включает возможность визуализации следующих данных:
- источники водоснабжения;
- трассировка водопровода;
- водопроводные колодцы;
- подключенные и отключенные потребители водоснабжения;
- насосные станции;
- водонапорные башни;
- резервуары чистой воды;
- расчетные характеристики работы водопроводной сети;
- расчетные характеристики нагрузок потребителей.
Механизм наглядного отображения в МГС данных системы водоотведения включает возможность визуализации следующих данных:
- канализационные очистные сооружения;
- трассировка канализационной сети;
- канализационные колодцы;
- подключенные и отключенные потребители водоотведения;
- канализационные насосные станции;
- расчетные характеристики работы канализационной сети;
- расчетные характеристики стоков от абонентов.
Механизм наглядного отображения данных системы электроснабжения включает визуализацию следующих данных:
- источники электроэнергии;
- трассировка воздушных и кабельных линий электропередач;
- системы преобразования электроэнергии;
- системы распределения электроэнергии;
- подключенные и отключенные потребители электроэнергии.
В качестве основы для развертывания и разработки МГС должны быть применены электронные гидравлические модели коммунальных систем.
2. Схемы коммунальных систем
В соответствии с требованиями Технического задания также одной из подсистем МГС, является электронный сервис актуализации данных, обеспечивающий подразделениям органов местного самоуправления возможность регулярного анализа и сопоставления фактических данных об объектах коммунальной инфраструктуры с данными схем, с целью выявления несоответствий и принятия мер по своевременной корректировке данных.
Электронный сервис актуализации данных МГС должен выполнять следующие действия:
- Поиск по документу;
- Просмотр истории изменений документа;
- Просмотр источника данных;
- Просмотр создателя документа;
- Внесение изменений в описание документа: название, его описание, источник данных, ключевые слова, языки и категории;
- Возможность делиться документом;
- Скачивание документа;
- Просмотр связанных данных;
- Добавление связанных данных;
- Просмотр/отправка комментариев;
- Включение полноэкранного режима чтения.
В соответствии с требованиями 3 Этапа Технического задания по "внедрению и наполнение МГС электронным сервисом актуализации данных" в систему должны быть занесены актуальные данные с применением итератора (указателя значения) и сформирована структура документов схем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, электросетевого хозяйства, с целью создания единой среды для наладки взаимодействия всех заинтересованных организаций (органов власти, ресурсоснабжающих, обслуживающих организации и иных заинтересованных лиц).
При наполнении МГС актуальными данными и формировании структур документов, поиска по документу, добавления связанных данных документа Подрядчик должен руководствоваться требованиями разработки схем.
Рассмотрим формирование структуры и занесения актуальных данных с применением итератора на примере:
а) Информационный блок электронного сервиса актуализации данных "Схема водоснабжения и водоотведения":
а.1 Графическая часть;
а.2 Текстовая часть:
а.2.1 Схема водоснабжения
а.2.2 Схема водоотведения:
а.2.2.I Раздел 1 "Технико-экономическое состояние централизованных систем водоснабжения муниципального образования":
а.2.2.I.1 Описание системы и структуры водоснабжения муниципального образования и деление территории на эксплуатационные зоны:
"_.Население района на 2020 год - 23 186 человек."
При занесении актуальных данных "_.Население района на 2020 год - 23 186 человек." в схему Подрядчик в соответствии с требованиями Технического задания должен определить 2 указателя значения <год численности населения> и <численность населения>, обеспечивающие подразделениям органов местного самоуправления возможность сопоставления связанных данных и их своевременную корректировку с формированием истории изменений документа.
3. Подсистемы МГС
3.1 В соответствии с требованиями п. 2.2 Технического задания по разработке информационно-аналитической поддержки управленческих решений, МГС должна предоставлять следующие возможности:
- Собирать статистическую информацию о повреждениях на сети;
- Собирать статистическую информацию о ремонтах на сети;
- Производить расчет, определяющий состояние сети;
- Формировать рейтинги участков сети на основании расчетов;
- Создавать отчеты по результатам расчетов;
- Визуализировать состояние сети.
3.2 В соответствии с требованиями п. 3.3 Технического задания по обеспечению безбумажной технологии обработки и хранения информации, МГС должна предоставлять следующие возможности:
- Ведение базы данных технических характеристик;
- Отображение и изменение данных технических характеристик выбранных объектов коммунальных систем;
- Ведение электронного журнала проводимых ремонтов и технического обслуживания объектов коммунальных систем;
- Автоматическое формирование электронных технических паспортов объектов коммунальных систем.
В качестве основы для развертывания и разработки подсистем МГС должны быть применены интегрированные ранее базы данных электронных гидравлических моделей и схем коммунальных систем.
Комплекс вышеизложенных работ, составляющий предмет закупки, взаимосвязан между собой и составляет единую цельную функционирующую систему. С учетом функциональной и технологической взаимосвязи данных видов работ их объединение направлено на эффективное расходование бюджетных средств, поскольку Заказчик по итогу получает систему способную вносить изменения и дополнения как в графические материалы, без применения специализированных узконаправленных программ с ограничением круга пользователей, так и в текстовые материалы в режиме онлайн без ограничения по количеству пользователей в едином информационном пространстве. По итогам завершения работ у Заказчика будет возможность самостоятельно актуализировать текстовые и графические материалы в системе (разработанные в рамках Контракта) без привлечения специализированных организаций и программного обеспечения.
Результаты работ имеют функциональные и технологические связи и являются единым взаимосвязанным проектом. Следовательно, действия заказчика не противоречат Федеральному закону от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Правилам оценки заявок и требованиям Закона о контрактной системе.
Довод жалобы признан необоснованным.
Довод жалобы о том, что заказчиком неправомерно установлено требование о наличии действующей лицензии на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, признан необоснованным на основании следующего.
Согласно части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе, информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В соответствии с частью 1 статьи 54.1 Закона о контрактной системе под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать предусмотренные статьей 54.4 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса в электронной форме, к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме.
Частью 2 статьи 54.4 Закона о контрактной системе установлено, что заявка на участие в открытом конкурсе в электронной форме состоит из двух частей и предложения участника открытого конкурса в электронной форме о цене контракта, сумме цен единиц товара, работы, услуги.
Пунктом 3 части 6 статьи 54.4 Закона о контрактной системе предусмотрено, что вторая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме должна содержать, в том числе, документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса в электронной форме требованиям к участникам такого конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, или копии таких документов, а также декларацию о соответствии участника открытого конкурса в электронной форме требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3 - 9, 11 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
На основании пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки на соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнения работы, оказания услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно части 6 статьи 54.4 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме должна содержать требуемые заказчиком в конкурсной документации информацию и документы, а именно:
1) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), почтовый адрес участника открытого конкурса в электронной форме, номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого конкурса или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого конкурса (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого конкурса;
2) копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и предоставление указанных копий документов предусмотрено конкурсной документацией. При этом не допускается требовать предоставления копий указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации указанные документы передаются вместе с товаром;
3) документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса в электронной форме требованиям к участникам такого конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, или копии таких документов, а также декларацию о соответствии участника открытого конкурса в электронной форме требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3 - 9, 11 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки);
4) документы, подтверждающие право участника открытого конкурса в электронной форме на получение преимуществ в соответствии со статьями 28 и 29 настоящего Федерального закона, в случае, если участник открытого конкурса в электронной форме заявил о получении указанных преимуществ, или копии этих документов;
5) документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, в случае закупки товаров, работ, услуг, на которые распространяется действие указанных нормативных правовых актов, или копии этих документов. При отсутствии в заявке на участие в открытом конкурсе в электронной форме документов, предусмотренных настоящим пунктом, или копий этих документов эта заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами;
6) документы, подтверждающие квалификацию участника открытого конкурса в электронной форме. При этом отсутствие этих документов не является основанием для признания заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме не соответствующей требованиям документации о таком конкурсе;
7) декларацию о принадлежности участника открытого конкурса в электронной форме к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
Согласно части II.III конкурсной документации Заказчиком установлено требование к участникам закупки о предоставлении во второй части заявок копии лицензии на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, со степенью секретности разрешенных к использованию сведений - СЕКРЕТНО, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30.11.1995 N 1203 "Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне", Законом Российской Федерации от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне", Постановлением Правительства РФ N 333 от 15.04.1995 "О лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны";
В соответствии с требованиями технического задания, целью и результатом работ по открытому конкурсу в электронной форме N 0816300009421000025 являются, в том числе, разработка и занесение в МГС данных схем водоснабжения и водоотведения города Ленска.
В соответствии с нормами пункта 13 раздела 3.1.5 Постановления Госстроя РФ от 29.10.2002 N 150 на схеме инженерной инфраструктуры и благоустройства территории показываются существующие и проектируемые: головные сооружения и магистральные сети инженерной инфраструктуры - водопровод, канализация, теплоснабжение, газоснабжение, ливневая канализация; линии высоковольтной электропередачи, основные объекты связи; территории, требующие значительного объема подсыпки или срезки грунта, дренирования, выторфовывания; гидротехнические сооружения; сооружения инженерной защиты от неблагоприятных природных факторов; мероприятия по рекультивации нарушенных территорий, иные сооружения по инженерной инфраструктуре и благоустройству территорий.
Согласно письму Минэкономразвития от 29.06.2015 г. N Д23и-3004 "О перечне сведений, подлежащих засекречиванию" топографические карты, топографические планы, фотокарты, фотопланы, ортофотокарты, ортофотопланы в графической (аналоговой), цифровой (электронной) или иных формах представления информации о местности, а также другие виды картографической продукции подлежат засекречиванию в случае, если указанные карты и планы, в том числе топографические карты масштаба 1:50 000 и крупнее, содержат сведения, подпадающие под действие пунктов раздела 3.4 "Геопространственные сведения по территории Земли" Перечня сведений, подлежащих засекречиванию, Министерства экономического развития Российской Федерации, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 17 марта 2008 г. N01, в его действующей редакции, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 25 июля 2014 г. N456-дсп.
Пунктом 3.4.1 Приказа Минэкономразвития России от 17 марта 2008 г. N01, в его действующей редакции, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 25 июля 2014 г. N456-дсп к сведениям, подлежащим засекречиванию, относит сведения и продукцию (топографические карты, планы, полученные на основе данных космических съемок), раскрывающие геопространственную информацию о режимных объектах, инфраструктуре и экономике, оборонно-промышленных комплексах.
В состав сведений, подлежащих засекречиванию, включены, сведения, содержащиеся на топографических картах, планах, фотокартах масштабов 1:50000 и крупнее (в том числе масштаба 1:500, 1:2000, 1:5000) в государственной, местной системах координат (пункт 3.4.9. Приказа Минэкономразвития России от 17.03.2008 г. N01, в редакции приказа Министерства экономического развития от 25.07.2014 N 456-ДСП).
На основании пункта 7 Постановления Правительства РФ от 05.09.2013 N782 "О схемах водоснабжения и водоотведения" при разработке схем водоснабжения и водоотведения используются документы территориального планирования, опорные и адресные планы, кадастровые карты территорий муниципальных образований, схемы, чертежи, а также сведения о техническом состоянии объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе о результатах технических обследований централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации документами территориального планирования муниципальных образований являются генеральные планы поселений.
Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности.
Однако в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 1 Закона о лицензировании положения настоящего Федерального закона не применяются к отношениям, связанным с осуществлением лицензирования деятельности, связанной с защитой государственной тайны.
Вместе с тем, деятельность, связанная с защитой государственной тайны регулируется положениями Закона Российской Федерации от 21.07.119 N 5485-1 "О государственной тайне" (далее - Закон о государственной тайне) и Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.1995 N 333 "О лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны" (далее - Постановление N333).
В преамбуле Закона о государственной тайне указано, что настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации.
На основании статьи 9 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне" отнесение сведений к государственной тайне осуществляется в соответствии с их отраслевой, ведомственной или программно-целевой принадлежностью, а также в соответствии с настоящим Законом. Обоснование необходимости отнесения сведений к государственной тайне в соответствии с принципами засекречивания сведений возлагается на органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации, которыми эти сведения получены (разработаны). Отнесение сведений к государственной тайне осуществляется в соответствии с Перечнем сведений, составляющих государственную тайну, определяемым настоящим Законом, руководителями органов государственной власти в соответствии с Перечнем должностных лиц, наделенных полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, утверждаемым Президентом Российской Федерации. Указанные лица несут персональную ответственность за принятые ими решения о целесообразности отнесения конкретных сведений к государственной тайне. Для осуществления единой государственной политики в области засекречивания сведений межведомственная комиссия по защите государственной тайны формирует по предложениям органов государственной власти и в соответствии с Перечнем сведений, составляющих государственную тайну, Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне. В этом Перечне указываются органы государственной власти, наделяемые полномочиями по распоряжению данными сведениями. Указанный Перечень утверждается Президентом Российской Федерации, подлежит открытому опубликованию и пересматривается по мере необходимости. Органами государственной власти, руководители которых наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, в соответствии с Перечнем сведений, отнесенных к государственной тайне, разрабатываются развернутые перечни сведений, подлежащих засекречиванию. В эти перечни включаются сведения, полномочиями по распоряжению которыми наделены указанные органы, и устанавливается степень их секретности. В рамках целевых программ по разработке и модернизации образцов вооружения и военной техники, опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ по решению заказчиков указанных образцов и работ могут разрабатываться отдельные перечни сведений, подлежащих засекречиванию. Эти перечни утверждаются соответствующими руководителями органов государственной власти. Целесообразность засекречивания таких перечней определяется их содержанием.
В статье 10 Закона о государственной тайне указано, что должностные лица, наделенные в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Закона, полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, вправе принимать решения о засекречивании информации, находящейся в собственности предприятий, учреждений, организаций и граждан (далее - собственник информации), если эта информация включает сведения, перечисленные в Перечне сведений, отнесенных к государственной тайне. Засекречивание указанной информации осуществляется по представлению собственников информации или соответствующих органов государственной власти.
Пунктом 2 статьи 4 Закона о государственной тайне установлено, что перечень сведений, отнесенных к государственной тайне утверждает Президент Российской Федерации.
Такой перечень утвержден Указом Президента Российской Федерации от 30.11.1995 N 1203 "Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне" (далее - Перечень). Согласно Указу Президента Российский Федерации от 30.11.1995 N 1203 утвержден Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, в который помимо прочего входят геопространственные сведения по территории Российской Федерации и другим районам Земли, раскрывающие результаты топографической, геодезической, картографической деятельности, имеющие важное оборонное или экономическое значение.
На основании пункта 42.1 указанного перечня сведения, раскрывающие схемы водоснабжения городов с населением более 200 тыс. человек или железнодорожных узлов, расположение головных сооружений водопровода или водовода, их питающих отнесены к государственной тайне.
При этом в силу пункта 6 примечаний к перечню при перечислении сведений через запятую или союз "или" к государственной тайне относится каждое сведение в отдельности.
Из изложенного следует, что к государственной тайне Указом Президента N 1203 отнесены:
- сведения, раскрывающие схемы водоснабжения городов с населением более 200 тыс. человек;
- сведения, раскрывающие схемы железнодорожных узлов;
- расположение головных сооружений водопровода или водовода, их питающих.
При этом в силу пункта 6 Примечаний к Перечню N 1203 при перечислении сведений через запятую или союз "или" к государственной тайне относится каждое сведение в отдельности, следовательно, сведения, раскрывающие схемы водоснабжения городов с населением более 200 тысяч человек, являются секретными в полном объеме, за исключением определенного перечня общих сведений о схеме водоснабжения, тогда как схемы водоснабжения города с численностью населения менее 200 тысяч являются открытыми и публичными, за исключением сведений о расположении головных сооружений водопровода или водовода их питающих, при этом "их питающих" относится не к городам с населением более 200 тысяч человек, а к водоводам, питающих головные сооружения.". Поскольку забор воды на водозаборе осуществляется из подземного источника (скважины), следовательно, водозабор является головным сооружением водопровода.
У подрядчика должна быть собственная действующая лицензия на проведение работ с использованием сведений, составляющих гос. тайну, выданную УФСБ РФ. Соответствующие разъяснения содержатся в письме Министерства экономического развития от 03.08.2015 N Д28и - 2301: "Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу о разъяснении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) и сообщает.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 и подпункту "г" пункта 1 части 2 статьи 51 Закона N 44-ФЗ участник закупки должен представить в составе заявки копии документов, подтверждающих его соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки. На основании данных норм заказчик может установить требование о наличии лицензии, при этом данные требования относятся к поставщику (подрядчику, исполнителю).
Таким образом, участник закупки должен иметь все необходимые лицензии, разрешения и свидетельства, необходимые для оказания услуг, являющихся предметом закупки.".
На основании статьи 17 Закона о государственной тайне передача сведений, составляющих государственную тайну, предприятиям, учреждениям, организациям или гражданам в связи с выполнением совместных и других работ осуществляется заказчиком этих работ с разрешения органа государственной власти, в распоряжении которого в соответствии со статьей 9 настоящего Закона находятся соответствующие сведения, и только в объеме, необходимом для выполнения этих работ. При этом до передачи сведений, составляющих государственную тайну, заказчик обязан убедиться в наличии у предприятия, учреждения или организации лицензии на проведение работ с использованием сведений соответствующей степени секретности, а у граждан - соответствующего допуска.
На основании статьи 27 Закона о государственной тайне допуск предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, осуществляется путем получения ими в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, лицензий на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности.
Пунктом 1 Постановления N333 установлено, что настоящее Положение устанавливает порядок лицензирования деятельности предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм (далее именуются - предприятия) по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны.
Лицензия является официальным документом, который разрешает осуществление на определенных условиях конкретного вида деятельности в течение установленного срока. Лицензия действительна на всей территории Российской Федерации, а также в учреждениях Российской Федерации, находящихся за границей.
В силу пункта 2 Постановления N 333 органами, уполномоченными на ведение лицензионной деятельности, по допуску предприятий к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, является Федеральная служба безопасности Российской Федерации и ее территориальные органы (на территории Российской Федерации), Служба внешней разведки Российской Федерации (за рубежом).
Таким образом, требование Заказчика к участникам закупки о наличии у последних лицензии ФСБ России на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, является обоснованным.
Довод жалобы признан необоснованным.
Жалоба заявителя признана необоснованной.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
Признать жалобу ООО "НТЦ "Победа" на действия (бездействие) заказчика МУ "Комитет имущественных отношений" МО "Город Ленск" Республики Саха (Якутия) при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по разработке схем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения и электросетевого хозяйства города Ленск Ленского района Республики Саха (Якутия) (извещение N 0816300009421000025) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии <_>
Члены комиссии <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 29 апреля 2021 г. N 014/06/54.3-805/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.05.2021