Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по контролю в сфере закупок
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан поступила жалоба (вх. 6840) 26.04.2021 года от ООО "АНВАР" на действия Федерального казенного учреждения "Федеральное управление автомобильных дорог "Приуралье" Федерального дорожного агентства " при определении поставщика путем проведения открытого конкурса в электронной форме N 0301100012721000021 "Проведение строительного и производственного экологического контроля по объекту: Капитальный ремонт автомобильной дороги М-5 "Урал" Москва- Рязань- Пенза- Самара-Уфа- Челябинск (подъезд к городу Оренбург) на участке км 407+000 - км 413+000, Оренбургской области".
По мнению Заявителя, Заказчиком нарушен Федеральный закон от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а именно документация составлена с нарушением действующего законодательства Российской Федерации.
Жалоба подана в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Информация о поступлении жалобы в соответствии с ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе размещена в единой информационной системе.
В соответствии с выданным Башкортостанским УФАС России уведомлением о приостановлении процедуры определения поставщика до рассмотрения жалобы по существу и запросом необходимой информации, Заказчиком и Уполномоченным учреждением была представлена информация по закупке N 0301100012721000021.
Комиссия Башкортостанского УФАС России (далее - Комиссия) изучив и рассмотрев представленные материалы дела, установила следующее.
Заявитель в жалобе указывает, что требования по нестоимостным критериям к участникам закупки установлены не в соответствии с действующим Законодательством Российской Федерации.
Комиссией установлено, что в документации Заказчика указаны следующие критерии:
Оценка значимости показателя "Качество услуг"
Коэффициент значимости критерия: 25%
Порядок определения показателя. Разделы "Схемы организации строительного контроля на Объекте" и сведения, подлежащие оценке |
Количество присваиваемых баллов |
Условие присвоения соответствующего количества баллов |
Раздел 1. "Расчет потребности оборудования и трудовых ресурсов" Раздел 2 "Технологическая карта организации оказания услуг по строительному контролю" Раздел 3 "Система контроля качества" |
0 баллов |
- непредоставление сведений по разделам (информации); - сведения (информация) представлена без привязки к Объекту - предоставление неактуальных сведений (информации) -предоставление сведений (информации) несоответствующих объекту или не в полном объеме, т.е. предоставление не всей информации, не всех сведений, предоставление которых предусмотрено данными разделами |
100 баллов |
- предоставление сведений (информации) в полном объеме с привязкой к Объекту, в соответствии условиям государственного контракта и его приложений, требованиям нормативно-технической документации. |
Оценка заявок по критерию "Квалификация участников закупки":
Коэффициент значимости критерия: 5%
В отношении нестоимостного критерия оценки "Квалификация участников закупки" устанавливается показатель: опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема за последние три года.
Шкала оценки показателя "опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема":
Показатель |
Количество баллов |
|
Сведения о наличии у участника опыта успешного выполнения работ сопоставимого характера и объема за последние три года |
При отсутствии информации по данному показателю, или при отсутствии подтверждающих сведения документов заверенных подписью и печатью участника открытого конкурса или предоставления недостоверной информации |
0 баллов |
1) От 4 и более контрактов (договоров) |
100 баллов |
Участник закупки подтверждает сведения по показателю "опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема за последние три года" представленными в составе заявки копиями контрактов (договоров) на проведение строительного контроля при выполнении работ по строительству, реконструкции и капитального ремонта автомобильных дорог общего пользования, заключенных за последние три года с данным участником и копиями оформленных актов выполненных работ, при этом стоимость каждого из контрактов должна составлять не менее 10 % от начальной (максимальной) цены контракта по настоящему конкурсу. К контрактам (договорам) должны отсутствовать требования об уплате неустоек (штрафа, пени).
В случае отсутствия в составе заявки участника вышеуказанных, надлежаще заверенных копий документов (в соответствии с требованиями законодательства), представленная информация при определении показателя не учитывается. Стоимость, указанная участником в сведениях о квалификации и стоимость в копиях оформленных актов выполненных работ, должны быть идентичными.
Коэффициент значимости критерия: 5%
В отношении нестоимостного критерия оценки "Квалификация участников закупки" устанавливается показатель: квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг.
Шкала оценки показателя "квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг":
N п/п |
Значение показателя |
Количество присуждаемых баллов |
1 |
Представлены сведения не менее чем о 10 штатных сотрудниках, имеющих высшее строительное образование, и/или прошедших программы повышения квалификации, и/или программы профессиональной переподготовки в области организации строительства, реконструкции и капитального ремонта и строительного контроля и опыт практической работы в сфере строительства каждого из сотрудников, более 3 лет; наличие членства в национальном реестре специалистов в области строительства не менее чем у 3 таких сотрудников |
100 |
2 |
Несоответствие вышеперечисленным требованиям (п.1), отсутствие сотрудников или не предоставление подтверждающих документов |
0 |
В качестве подтверждающих документов участник представляет надлежаще заверенные копии (в соответствии с требованиями законодательства):
Копии дипломов о высшем образовании специалистов, копии документов, подтверждающие повышение квалификации (копии действующих свидетельств и/или удостоверений о повышении квалификации специалистов), копии трудовых книжек или электронных трудовых книжек специалистов, копии документов, подтверждающих наличие трудовых отношений со специалистом: трудовой договор, копии уведомлений о включении сведений в Национальный реестр специалистов в области строительства.
В случае включения в состав заявки документов, содержащих персональные данные физических лиц, необходимо согласие субъекта на обработку персональных данных, оформленное в соответствии с требованиями Федерального закона N 152-ФЗ от 27.07.2006 "О персональных данных" на имя Заказчика.
Обработка персональных данных будет осуществляться комиссией с соблюдением принципов и правил, предусмотренных Федеральным законом N 152-ФЗ от 27.07.2006 "О персональных данных".
В случае не предоставления одного из перечисленных документов в отношении каждого из специалистов, комиссия не засчитывает наличие такого специалиста.
В случае выявления, в представленных документах, несоответствующей вышеуказанным требованиям информации, начисление баллов по данному показателю не производится.
Коэффициент значимости критерия: 5%
В отношении нестоимостного критерия оценки "Квалификация участников закупки" устанавливается показатель: обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ
Начисление баллов по показателю производится в соответствии со шкалой оценки:
Таблица N3
N |
Максимальное количественное значение (в баллах) |
Значение показателя |
Шкала оценки в баллах |
1. |
100 |
Наличие аккредитованной (аттестованной) испытательной лаборатории и наличие оборудования и средств измерений необходимого для выполнения/определения всех видов работ при осуществлении строительного контроля на объекте закупки находящихся в собственности участника закупки |
100 |
2. |
Наличие аккредитованной (аттестованной) испытательной лаборатории и наличие оборудования и средств измерений необходимого для выполнения/определения всех видов работ при осуществлении строительного контроля на объекте закупки находящихся на ином законном основании у участника закупки |
50 |
|
3. |
Не предоставление сведений о наличии аккредитованной (аттестованной) испытательной лаборатории и наличии оборудования и средств измерений необходимого для выполнения/определения всех видов работ при осуществлении строительного контроля на объекте закупки |
0 |
В качестве подтверждающих документов участник представляет надлежаще заверенные копии (в соответствии с требованиями законодательства):
По наличию аккредитованной (аттестованной) испытательной лаборатории: копия действующего свидетельства об аккредитации (аттестации) собственной испытательной лаборатории с заявленной областью деятельности на проведение испытаний материалов, изделий, конструкций, копия договора о привлечении субподрядной аккредитованной (аттестованной) испытательной лаборатории с заявленной областью деятельности на проведение испытаний материалов, изделий, конструкций;
По наличию оборудования и средств измерений: в случае если, такое оборудование подлежит обязательной поверке, необходимо предоставить копии свидетельств о поверке; копии документов приобретения основного средства, а так же копии инвентарных карточек учета объектов основных средств унифицированной формы ОС-6 со всеми приложениями, (при наличии указанных объектов в собственности), или копии договоров аренды (лизинга), копии договоров безвозмездного пользования, копии договоров субаренды с приложением актов, подтверждающих факт передачи такого оборудования участнику закупки; в случае если, такое оборудование на является основным средством, необходимо предоставить любой другой документ, подтверждающий наличие данного оборудования у участника, а также соответствующие сертификаты. Документы, предоставленные для подтверждения наличия материально-технических ресурсов должны давать право пользование со сроком не ранее, чем до конца выполнения работ.
Согласно ч.2 ст.54.1 Закона о контрактной системе для проведения открытого конкурса в электронной форме заказчик разрабатывает и утверждает конкурсную документацию.
В силу п.8 ч.1 ст.54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч.1 ст.32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно ч.4 ст.32 Закона о контрактной системе в документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в документации о закупке критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
Частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе определено, что порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Положениями п.4 Правил предусмотрено, что для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки:
а) характеризующиеся как стоимостные критерии оценки:
- цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги;
- расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ;
- стоимость жизненного цикла товара (объекта), созданного в результате выполнения работы в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил (далее - стоимость жизненного цикла);
предложение о сумме соответствующих расходов заказчика, которые заказчик осуществит или понесет по энергосервисному контракту;
б) характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки:
- качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
- квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В силу п.п.10 и 11 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Этот вывод следует и из содержания п. 29 Правил, предписывающего, что для использования в целях оценки заявок (предложений) шкалы оценки заказчик в документации о закупке должен установить количество баллов, присуждаемое за определенное значение критерия оценки (показателя), предложенное участником закупки. В случае если используется несколько показателей, значение, определенное в соответствии со шкалой оценки, должно быть скорректировано с учетом коэффициента значимости показателя.
Для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с п. 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Согласно п. 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели (с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 27 (1) и 27 (4) настоящих Правил):
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг; б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема; в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг; г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами; д) деловая репутация участника закупки.
Комиссией установлено, что данные показатели направлены на выявление наилучшего участника с большим опытом работы, неоднократно успешно проходившего внешний контроль качества работы аудиторской организации, а не на ограничение участников.
Установление указанных критериев не влечет за собой создание преимущества для определенных участников, а лишь способствует выявлению тех их них, которые в полной мере удовлетворяют требованиям Заказчика.
Согласно письму Минфина России от 13.08.2020 N 24-02-08/70973 "заказчик самостоятельно устанавливает в документации о закупке критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе и Правилами. При этом в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме".
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Заявитель, документы, доказательства обоснованности доводов не представил.
Вышеуказанные доводы признаются необоснованными.
Заявитель в жалобе указывает, что Исполнитель в рамках услуг по строительному контролю принимает только участие в приемочной диагностике, а не проводит ее сам.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Комиссией установлено, что в Разделе 10 Технического задания указаны требования: 10. Приемочная диагностика. Приемочная диагностика по объекту "Капитальный ремонт автомобильной дороги М-5 "Урал" Москва- Рязань- Пенза- Самара-Уфа- Челябинск (подъезд к городу Оренбург) на участке км 407+000 - км 413+000, Оренбургской области". 10.1. Основание для проведения работ. Задание на выполнение работ по проведению приемочной диагностики по объектам капитального ремонта действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения на 2021-2022 гг. по ФКУ Упрдор "Приуралье".
Согласно пояснением Заказчика: приемочная диагностика и осуществление строительного контроля технологически и функционально связаны между собой и имеют единую специфику, связанную с контролем технологии и производства дорожных работ.
По общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Заказчик при описании объекта закупки в документации о закупке должен использовать, если это возможно, стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии (пункт 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе)
Из буквального толкования названных положений следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны, таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Заявитель не представил достаточных доказательств, что требования, указанные в документации нарушают нормы действующего Законодательства Российской Федерации.
Таким образом, изучив представленные материалы, а также пояснения сторон, Комиссии не представляется возможным прийти к выводу о том, что требования, установленные в документация об Аукционе, противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, представителем Заявителя на заседании Комиссии не представлено документов и сведений, свидетельствующих об обратном, в связи с чем довод не нашел своего подтверждения.
Довод признается необоснованным.
Заявитель в жалобе указывает, что в приложении N7 к Техническому заданию - Перечне нормативно-технической документации, обязательной при выполнении работ, установлены документы, утратившие силу.
В соответствии с п.2 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
На заседании комиссии было установлено следующее:
СП 48.13330.2011 - утратил силу 25 июня 2020;
ГОСТ Р 54401-2011 - утратил силу 01 июня 2020;
ГОСТ Р - 55420-2013 - утратил силу 01 декабря 2020;
ПНСТ 179-2019 - утратил силу 01 июня 2020;
ПНСТ 180-2019 - утратил силу 01 июня 2020;
ПНСТ 182-2019 - утратил силу 01 июня 2020;
ПНСТ 183-2019 - утратил силу 01 июня 2020;
ПНСТ 184-2019 - утратил силу 01 июня 2020;
ПНСТ 185-2019 - утратил силу 01 июня 2020;
Таким образом, в действиях Заказчика установлено нарушение п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Довод признается обоснованным
Жалоба признается частично-обоснованной.
Выявленные нарушения Закона о контрактной системе содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрено ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Башкортостанского УФАС России по контролю в сфере закупок
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "АНВАР" частично-обоснованной.
2. В действиях Заказчика установлено нарушение п.2 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику выдать предписание об устранении нарушений Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
4. Передать дело должностному лицу для принятия мер административного реагирования.
5. Обязать Заказчика обеспечить явку лица, ответственного за утверждение извещения, документации N 0301100012721000021, опубликованного в единой информационной системе на составление административного правонарушении по адресу: г. Уфа, ул. Пушкина, 95, каб. 527 с документами, удостоверяющими личность, полномочия на утверждение извещения, документации N 0301100012721000021, с объяснениями по факту выявленного нарушения ___.___ 2021 года в ___:___. (рассмотрение осуществляется дистанционно, по ходатайству должностного лица возможно проведение видео-конференц-связи (необходимо сообщить адрес электронной почты для направления ссылки на ВКС и протокола), все документы направляются предварительно по электронной почте). Заказчику необходимо ознакомить под роспись указанное должностное лицо с данным решением (доказательства ознакомления направить в пятидневный срок по электронной почте).
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 11 мая 2021 г. N ТО002/06/105-848/2021 (ключевые темы: участники закупок - критерии оценки - строительный контроль - испытательные лаборатории - условные обозначения)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.05.2021