Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председатель комиссии:
Члены комиссии: |
- <_>
- <_>
- <_> |
- <_>;
- <_>;
- <_> , |
- при участии посредством видеоконференцсвязи представителей государственного заказчика - <_>; начальника отдела технического и телекоммуникационного обеспечения <_> (доверенность б/н от 26.04.2021); главного специалиста-эксперта отдела информационного обеспечения и государственного заказа <_> (доверенность б/н от 26.04.2021); главного специалиста-эксперта отдела информационного обеспечения и государственного заказа <_> (доверенность б/н от 26.04.2021),
на основании информационного письма о даче правовой оценки соблюдения требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в отношении государственного заказчика - <_> (ранее <_>), адрес: <_>, ИНН: <_>) при осуществлении закупи путем проведения электронного аукциона, объектом которого является: "Оказание услуг по модернизации системы видеоконференцсвязи" (извещение N 0178200002020000018 от 31.07.2020), на основании п.п. а, б п. 2 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Постановления Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссией по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок и о внесении изменений в правила введения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений", приказа Еврейского УФАС России от 19.04.2021 N 53 "О проведении внеплановой проверки <_>",
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области поступило информационное письмо от 24.03.2021 вход. N 01/5-278 о даче правовой оценки действиям государственного заказчика - <_>
(ранее <_>, далее - Заказчик) в соблюдения требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при осуществлении закупи путем проведения электронного аукциона, объектом которого является: "Оказание услуг по модернизации системы видеоконференцсвязи" (извещение N 0178200002020000018 от 31.07.2020).
По результатам проведения внеплановой проверки, Комиссией установлено следующее.
Согласно положению о Комитете, утвержденного постановлением правительства ЕА от 23.12.2014 N 656-пп Комитет:
- в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, федеральным и областным законодательством, а также настоящим Положением (п. 1);
- является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, лицевой счет в Управлении Федерального казначейства по Еврейской автономной области и иные счета (п. 11) и т.д.
В соответствии с постановлением правительства ЕАО от 29.12.2020 N 557-пп Комитет информационных технологий и связи ЕАО переименован в департамент цифрового развития и связи ЕАО.
В соответствии со ст. 1 Закона о контрактной системе указанный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Согласно ст. 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Частью 1 ст. 8 Закона о контрактной системе установлено, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Исходя из положений ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Статьей 11 Закона о контрактной системе установлено, что контрактная система в сфере закупок основывается на единых принципах и подходах, предусмотренных настоящим Федеральным законом и позволяющих обеспечивать государственные и муниципальные нужды посредством планирования и осуществления закупок, их мониторинга, аудита в сфере закупок, а также контроля в сфере закупок.
Частью 1 ст. 12 Закона о контрактной системе предусмотрено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
При разработке документации об электронном аукционе, Заказчик обязан неукоснительно следовать нормам законодательства о контрактной системе и не допускать произвольного описания действий участника.
Согласно ч. 2 ст. 12 Закона о контрактной системе должностные лица заказчиков несут персональную ответственность за соблюдение требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и нормативными правовыми актами, указанными в ч.ч. 2 и 3 ст. 2 настоящего Федерального закона.
Таким образом, Заказчик обязан при осуществлении закупок строго соблюдать требования Закона о контрактной системе.
Документация об электронном аукционе, проводимом с целью определения исполнителя и заключения с ним государственного контракта на оказание услуг по модернизации системы видеоконференсвязи (далее - Документация) утверждена 31.07.2021 года председателем департамента цифрового развития и связи Еврейской автономной области (ранее комитет информационных технологий и связи ЕАО) <_>.
31 июля 2020 года на официальном сайте в сети "Интернет" по адресу: http://www.zaкupki.gov.ru и на электронной площадке АО "Сбербанк-АСТ" по адресу: http://www.sberbank-ast.ru Заказчиком размещены извещение о проведении электронного аукциона N 0178200002020000018 и документация об электронном аукционе.
В извещении о проведении электронного аукциона указано следующее, в том числе:
- начальная (максимальная) цена контракта: 5 654 897, 33 руб.;
- источник финансирования: бюджет субъекта Российской Федерации;
- идентификационный код закупки: 202790102602179010100100230010000242;
- преимущества: не установлены;
- ограничения: 1. Закупка у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.
2. Запрет на допуск товаров, услуг при осуществлении закупок, а также ограничения и условия допуска в соответствии с требованиями, установленными статьей 14 Закона о контрактной системе:
Вид требования |
Нормативно-правовой акт |
Обстоятельства, допускающие исключение из установленных запретов или ограничений |
Обоснование невозможности соблюдения запрета, ограничения допуска |
Примечание |
Запрет |
Постановление Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" |
Присутствуют |
Обоснование прилагается к документации об электронном аукционе |
|
Ограничение допуска |
Постановление Правительства РФ N 878 от 10.07.2019 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" |
Присутствуют |
Обоснование прилагается к документации об электронном аукционе |
|
По результатам проведения вышеуказанного электронного аукциона заключен государственный контракт от 25.08.2020 (реестровый номер 2790102602120000018) с ООО "_" на сумму 5 654 897, 33 руб.
Согласно ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, предусмотренной настоящей статьей, должна содержать информацию, указанную в статье 42 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 10 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение о проведении электронного аукциона должна содержать информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, предусмотренной настоящей статьей, должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении такого аукциона.
Согласно ч. 1 ст. 14 Закона о контрактной системе при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
Частью 3 ст. 14 Закона о контрактной системе установлено, что в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заказчиком в п. 41 Информационной карты Документации указана информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами:
"1) В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2015 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (Постановление Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236), прилагается обоснование невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств
2) В соответствие с Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16.09.2016 N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства от 10.07.2019 N 878), прилагается обоснование невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств".
В соответствии с п. 1 Порядка подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Постановление Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 (далее - Порядок, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236) настоящий Порядок определяет правила подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - реестр евразийского программного обеспечения), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - обоснование), а также требования к содержанию такого обоснования.
В соответствии с п. 4 Порядка, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236, обоснование подготавливается и утверждается заказчиком по состоянию на день размещения извещения об осуществлении закупки в единой информационной системе в сфере закупок.
Пунктом 5 Порядка, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 установлено, что обоснование размещается заказчиком в единой информационной системе в сфере закупок в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 6 Порядка, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236, размещение обоснования в единой информационной системе в сфере закупок осуществляется заказчиком одновременно с размещением извещения об осуществлении закупки.
Заказчиком в материалы проверки представлено обоснование невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных нужд, в соответствии с Порядком, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236. Данное обоснование утвержденно 31.07.2020 года председателем Комитета С.В. Кованевой.
В соответствии с п. 1 Порядка подготовки обоснования невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 (далее - Порядок, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878) настоящий Порядок определяет правила подготовки обоснования невозможности закупки радиоэлектронной продукции, включенной в единый реестр российской радиоэлектронной продукции, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее соответственно - реестр, обоснование), а также требования к содержанию такого обоснования.
В соответствии с п. 4 Порядка, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878, обоснование подготавливается и утверждается заказчиком по состоянию на день размещения извещения об осуществлении закупки в единой информационной системе в сфере закупок.
Пунктом 5 Порядка, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878, Обоснование размещается заказчиком в единой информационной системе в сфере закупок в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 6 Порядка, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878, размещение обоснования в единой информационной системе в сфере закупок осуществляется заказчиком одновременно с размещением извещения об осуществлении закупки.
Заказчиком в материалы проверки представлено обоснование невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных нужд, в соответствии с Порядком, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878. Данное обоснование утверждено 31.07.2020 года председателем Комитета С.В. Кованевой.
Комиссией установлено, что согласно информации с официального сайта закупок по адресу: http://www.zaкupki.gov.ru Заказчиком обоснование невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных нужд от 31.07.2020, предусмотренное Порядком, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 и обоснование невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных нужд от 31.07.2020, предусмотренное Порядком, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878, одновременно с извещением о проведении электронного аукциона не размещены.
Таким образом, данные действия Заказчика нарушают п. 6 Порядка подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Постановление Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236, п. 6 Порядка подготовки обоснования невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878, ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе.
Вышеуказанные действия Заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушениях
На основании изложенного, руководствуясь п.п. а, б п. 2 ч. 15, ч. 22 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Постановления Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссией по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок и о внесении изменений в правила введения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений", Приказа Еврейского УФАС России от 19.04.2021 N 53 "О проведении внеплановой проверки департамента цифрового развития и связи Еврейской автономной области",
Р Е Ш И Л А:
1. Признать государственного заказчика - <_> (ранее <_>) нарушившим требования части 3 статьи 14 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", пункта 6 Порядка подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236, пункта 6 Порядка подготовки обоснования невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878, допущенных при осуществлении закупи путем проведения электронного аукциона, объектом которого является: "Оказание услуг по модернизации системы видеоконференцсвязи" (извещение N 0178200002020000018 от 31.07.2020).
2. В связи с тем, что государственным заказчиком - <_> (ранее <_>) по результатам проведения электронного аукциона, объектом которого является: "Оказание услуг по модернизации системы видеоконференцсвязи" (извещение N 0178200002020000018 от 31.07.2020) заключен и исполнен государственный контракт от 25.08.2020 (реестровый номер 2790102602120000018), предписание не выдавать.
3. В соответствии с требованиями ст. 107 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" передать материалы дела должностному лицу, уполномоченному составлять протоколы по делам об административных правонарушениях, для решения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Еврейской автономной области.
Председатель комиссии |
|
<_> |
Члены комиссии: |
|
<_> |
|
|
<_> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области от 30 апреля 2021 г. N 079/06/99-04/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.05.2021