Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
с участием в заседании представителей по доверенностям:
от Заказчика - Государственного казенного учреждения Ленинградской области "Управление автомобильных дорог Ленинградской области":
от Уполномоченного органа - Комитета государственного заказа Ленинградской области:
от Заявителя - ООО "ДОРКОЛОР":
заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков",
рассмотрев в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, п.п. 5.4-5.6. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 4444 от 21.04.2021) на действия заказчика при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по нанесению горизонтальной дорожной разметки, установке сигнальных столбиков и световозвращающих устройств на автомобильных дорогах общего пользования регионального значения в Волховском, Киришском, Кировском районах Ленинградской области. ЛОТ 5.
Извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме, документация об открытом конкурсе в электронной форме размещены Заказчиком 31.03.2021 на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт).
Начальная (максимальная) цена контракта - 41 064 939,80 рубля.
Как следует из жалобы, Заявитель оспаривает положения документации об открытом конкурсе в электронной форме.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа возражали против доводов Заявителя, просили признать жалобу необоснованной.
На момент рассмотрения жалобы контракт Заказчиком не заключен.
Рассмотрев представленные документы, заслушав доводы сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования (часть 1 статьи 54.1 Закона о контрактной системе).
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). Пунктом 2 той же части установлено, что использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать предусмотренные статьей 54.4 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса в электронной форме, к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению.
Заявитель в жалобе приводит следующие доводы. По мнению Заявителя, выполняемые работы относятся к капитальному ремонту линейного объекта, при этом Заказчиком незаконно установлен критерий оценки заявок участников "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки".
Также, по мнению Заявителя, Заказчиком установлены незаконные требования к оформлению заявки в нарушение части 15 статьи 54.4. Закона о контрактной системе. По мнению Заявителя, порядок предоставления участником сведений об этом критерии имеет субъективный и противоречивый характер, также, как указал Заявитель, разъяснения положений документации, по существу, заказчиком не даны.
Представитель Заказчика пояснил, что конкурсной документацией не предусмотрено выполнение работ, направленных на изменение параметров ремонтируемой дороги, а предусмотрено проведение текущего ремонта линейного объекта с указанием перечня работ в Приложении N 1 к Описанию объекта закупки.
В соответствии с разделом 1 Описания объекта закупки, обязанностью Подрядчика является выполнение комплекса работ по ремонту автомобильной дороги с высоким качеством, в полном объеме и в срок, в соответствии с Описанием объекта закупки, при соблюдении требований охраны труда и техники безопасности, защиты окружающей среды, бесперебойности и безопасности движения на ремонтируемом объекте, что является отражением изложенной в Письме Минстроя от 27 февраля 2018 г. N 7026-АС/08 "Об определении видов ремонта зданий и сооружений" (далее - Письмо Минстроя) позиции в части недопущения выбывания объекта из эксплуатации при проведении текущею ремонта.
Кроме того, в соответствии с Письмом Минстроя, к капитальному ремонту относят восстановление утраченных первоначальных технических характеристик объекта в целом, при этом в ходе исполнения обязательств по предлагаемому к заключению контракту Подрядчик обязан выполнить работы, поименованные в Приложении N 1 к 003, а не "восстановить утраченные первоначальные технические характеристики объекта в целом".
Более того, мнение заявителя не соотносится с Приказом Минтранса России от 16.11.2012 N 402 "Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог" (далее - Приказ N 402).
Так пунктом п.5.4. допускается восстановление, остановочных, посадочных площадок и автопавильонов на автобусных остановках, туалетов, площадок для остановки и стоянки автомобилей в рамках проведения работ по ремонту. В связи с ненормативным состоянием существующих автобусных павильонов и автобусных остановок на основании дефектных ведомостей, технических отчетов и транспортно-эксплуатационного состояния было принято решение провести работы, но их восстановлению и доведения до нормативного состояния.
Представитель Заказчика пояснил, что у Заказчика отсутствовали основания для установления требования к участникам закупки о членстве в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства ввиду проведения закупки, по результатам которой предлагается к заключению контракт на текущий, а не капитальный ремонт дорог.
Представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с Порядком, в рамках показателя "Качество работ, выраженное в предложении о качественных характеристиках объекта закупки" (далее - Качество) оценивается наличие или отсутствие предложения в отношении установленных в документации оцениваемых характеристик по всем видам работ, установленным в документации, в рамках каждой стадии выполнения работ. Соответственно, с учетом того, что предметом оценки является наличие или отсутствие предложения, степень детализации такого предложения не влияет на результаты оценки.
Заказчиком однозначно определены оцениваемые характеристики:
- организационно-технические мероприятия;
- привлекаемые трудовые ресурсы;
- контроль качества выполнения работ;
- правила обеспечения безопасности при выполнении работ;
- используемое оборудование, инвентарь, средства.
При этом, в пункте 6.3 Описания объекта закупки установлены пять стадий выполнения работ, в соответствии с которыми участниками готовится предложение в отношении оцениваемого критерия.
В соответствии с положениями документации установлена точная шкала оценки, предполагающая безусловное начисление определенного количества баллов пропорционально представленному предложению по критерию:
0 баллов - за отсутствие предложения о качественных характеристиках объекта закупки хотя бы по одной стадии выполнения работ;
10 баллов - за наличие предложения о качественных характеристиках объекта закупки по всем стадиям выполнения работ, при этом такое описание всех стадий выполнения работ представлено частично (определение понятию "частично" приведено в предпоследнем абзаце страницы 5 Приложения N 1 к информационной карте - описание стадии выполняемых работ не содержит описания всех видов работ и/или описание хотя бы одного вида работ представлено не в полном объеме), (определение "не в полном объеме" содержится в сноске 8 информационной карты - предложение не содержит описания выполняемых работ в отношении всех оцениваемых характеристик);
30 баллов - за наличие предложения о качественных характеристиках объекта закупки по всем стадиям выполнения работ, при этом описание хотя бы двух стадий выполнения работ представлено в полном объеме (определение "в полном объеме" содержится в сноске 7 информационной карты - предложение содержит описание выполняемых работ в отношении всех оцениваемых характеристик);
60 баллов - за наличие предложения о качественных характеристиках объекта закупки по всем стадиям выполнения работ, при этом описание хотя бы четырех стадий выполнения работ представлено в полном объеме;
100 баллов - за наличие предложения о качественных характеристиках объекта закупки по всем стадиям выполнения работ, при этом описание всех стадий выполнения работ представлено в полном объеме.
Соответственно, определенное количество баллов начисляется за фактический конкретный объем предложения, содержащийся в заявке участника закупки, без возможности переоценки таких сведений или субъективного подхода к оценке представленных сведений вне зависимости от детализации предложения участника.
Исходя из представленной информации, установленный в документации порядок оценки заявок по критерию "Качество" зависит от сведений, представленных в заявках участников и присваиваемым количеством баллов.
Представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с пунктом 1.2 проекта контракта, работы выполняются в соответствии, в том числе с Качественными, функциональными и экологическими характеристиками объекта закупки (Приложение N 4 к Контракту), которое включается на основании заявки победителя конкурса, при наличии такого предложения. Соответственно, именно предложенное в составе заявки описание качественных характеристик объекта закупки определяет порядок исполнения обязательств по предлагаемому к заключению контракта.
Для получения максимального количества баллов участникам следует учесть все виды работ, предусмотренные документацией об открытом конкурсе в электронной форме, при этом отсутствие хотя бы одного вида работ приводит к отсутствию закрепленного порядка исполнения обязательств по контракту в Приложении N 4 к контракту, что однозначно может привести к разногласиям в случае выявления оснований для выдачи Предписаний в ходе приемки работ и проверки качества выполненных работ (п. 4.5 проекта контракта), а также при определении надлежащего качества работ при выполнении предусмотренных контрактом работ (п. 6.3 проекта контракта).
Кроме того, в соответствии с п. 7.1.1 проекта контракта. Заказчик обязан принять от Подрядчика выполненные Работы, предусмотренные Контрактом, в соответствии с условиями Контракта, при этом именно Приложение N 4 к контракту определяет условия выполнения работ, которые проверяются при приемке выполненных работ (п. 7.1.3, п. 7.1.6 проекта контракта).
Представитель Заказчика дополнительно пояснил, что отсутствие описания хотя бы одной стадии в полном объеме понимается Заказчиком как недостаточное изучение положений документации, приводящее к невозможности однозначного определения намерения участника исполнить все обязательства по контракту в полном объеме.
Согласно информации размещенной в ЕИС Заказчиком размещен ответ на запрос о разъяснении положений конкурсной документации от 20.04.2021 N1.
При изложенных обстоятельствах Комиссия приходит к выводу, что в действиях Заказчика не усматриваются нарушения Закона о контрактной системе, при этом доказательств, подтверждающих доводы Заявителя, в материалы дела не представлено.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "ДОРКОЛОР" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
И.о. председателя Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 28 апреля 2021 г. N 047/06/54.3-850/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.05.2021