Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
с участием в заседании представителей по доверенностям:
от Заказчика - Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Ленинградской области "Всеволожская школа-интернат, реализующая адаптированные образовательные программы":
в отсутствие представителей Заявителя - ООО "МИРАТЕКС", извещенного о времени и месте заседания Комиссии надлежащим образом,
заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков",
рассмотрев в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, п.п. 6.4-6.6. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 4610 от 26.04.2021) на действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку мягкого инвентаря и одежды.
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 21.04.2020 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта - 2 162 870,00 рублей.
Как следует из жалобы, Заявитель оспаривает положения документации об электронном аукционе.
Представитель Заказчика возражал против доводов Заявителя, просил признать жалобу необоснованной.
На момент рассмотрения жалобы контракт Заказчиком не заключен.
Рассмотрев представленные документы, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (часть 1 статьи 59 Закона о контрактной системе).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
При этом в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при составлении описания объекта закупки должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно доводам жалобы Заявитель указывает, что Инструкция не позволяет однозначно определить порядок предоставления сведений в составе первой части заявки на участие в электронном аукционе. По мнению Заявителя, неоднозначность и противоречивость инструкции ограничивает конкуренцию и необоснованно создает преимущества отдельным участникам закупки.
Так, согласно Инструкции: В случае установления к настоящей конкурсной документации, требований к максимальным значениям показателей (характеристик) товаров в круглых скобках ( ), данные требования являются уточнением, дополнением и частью требований, и установлены в форме значений, которые не могут изменяться независимо от используемых слов, словосочетаний, символов. Данное требование является приоритетным относительно других требований. (в позиции 1. Куртка зимняя для девочки прописано: "Наличие декоративной отделки (принты или рисунки и/или фурнитура) и/или без отделки").
При этом согласно Инструкции: В случае установления требований, для которых указаны варианты значений и Заказчиком используются слова, словосочетания "либо", "или", разделяющие требуемые значения характеристик товаров, участник закупки в первой части заявки на участие в электронном аукционе должен указать одно значение показателя из представленных.
По мнению Заявителя, однозначно не ясно, как необходимо указывать значения показателей: оставлять все показатели без изменения или указывать конкретное значение показателей, сопоставляя Техническое задание и Инструкцию по заполнению заявки на участие в аукционе в электронной форме конкретно не понятно, каким именно положением необходимо руководствоваться. Требования Заказчика не конкретизированы, противоречат друг другу, ограничивая участие в электронном аукционе.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что Заказчик применил союзы и сочетания союзов в виде "или" и "и/или" при перечислении вариативных значений показателя. Заказчиком использовались вариативные значения, для того чтобы исключить ограничение количества Участников закупки, при этом применение таких значений обосновано в Инструкции:
"Установление показателей (характеристик), для которых указаны варианты значений, обусловлено наличием вариативных свойств товара, которые соответствуют потребностям заказчика и/или техническим регламентам".
Также представитель Заказчика пояснил, что Заявителю следовало руководствоваться следующими положениями Инструкции:
"В случае использования "и/или" участник может указать одно значение или несколько значений показателя, чрез запятую. В случае установления требований, для которых указаны варианты значений и Заказчиком используются слова, словосочетания "либо", "или", разделяющие требуемые значения характеристик товаров, участник закупки в первой части заявки на участие в электронном аукционе должен указать одно значение показателя из представленных". Например, указать в заявке: "Наличие декоративной отделки (рисунки, фурнитура), без отделки".
Как указал представитель Заказчика, положение Инструкции, на которое ссылается Заявитель: "В случае установления к настоящей конкурсной документации, требований к максимальным значениям показателей (характеристик) товаров в круглых скобках ( ), данные требования являются уточнением, дополнением и частью требований, и установлены в форме значений, которые не могут изменяться независимо от используемых слов, словосочетаний, символов. Данное требование является приоритетным относительно других требований", не может регламентировать в данном случае предоставление сведений, так как оно распространяется исключительно на требования, установленные к максимальным значениям показателей (характеристик) товаров. Например, "(не более 5)".
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Комиссия установила, что согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 30.04.2021 N0345200018721000005-1-1 на участие в электронном аукционе подано 4 заявки, из которых 3 заявки допущены, следовательно, установление указанных Заявителем положений Инструкции не повлияло на процедуру осуществления закупки.
На основании изложенного Комиссия пришла к выводу, что в действиях Заказчика не усматриваются нарушения Закона о контрактной системе, при этом доказательств того, что установленные в Инструкции требования ограничивают участие в электронном аукционе Заявителем в материалы дела не представлено.
На основании изложенного и, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "МИРАТЕКС" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 30 апреля 2021 г. N 047/06/64-875/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.05.2021